Как средство от паразитов стало камнем преткновения в лечении COVID-19

Люди, вы – не лошади

Тюрьма в округе Вашингтон, что на северо-западе штата Арканзас, в одночасье стала известна всей Америке: выяснилось, что заключенных там лечили от коронавируса противопаразитарным препаратом ивермектин.

Люди, вы – не лошади
Фото: Виктория Авербух.

Несмотря на то, что никто из заключенных не умер, действия врача, выписавшего это лекарство, теперь будут расследовать, и ему грозит потеря лицензии.

Доктор Роб Карас, ставший виновником переполоха, заявил, что ивермектин является одним из девяти лекарств, которые он прописывает от COVID-19 заключенным в тюрьме. Причем он начал использовать этот протокол лечения не сегодня и даже не вчера, а применяет его с октября прошлого года. По его словам, 67% заключенных вакцинированы. При этом, уточнил доктор, в тюрьме был 531 случай заражения коронавирусом, и только один заключенный нуждался в госпитализации. Никто из пациентов доктора не погиб. Казалось бы, впечатляющая статистика. Однако вместо того, чтобы поблагодарить доктора за прекрасную работу, его действия будут обсуждаться на Медицинском совете штата Арканзас.

Представители некоммерческой организации Американский союз гражданских свобод (ACLU) выступили с осуждением действий Караса, назвав их «медицинским экспериментом над заключенными». Однако администрация тюрьмы и сам доктор утверждают, что лечение, предлагаемое от COVID-19, равно как и вакцинация – дело абсолютно добровольное, и заключенные «могут отказаться от любого лекарства, которое им предлагают».

- Вы хотите, чтобы мы попытались бороться [с вирусом], как на войне, или вы хотите, чтобы я вам рассказал, как большинство людей болеют дома и обращаются в госпиталь, когда их губы уже посинели? – написал на своей странице в соцсети Карас.  

Карас также заявил, что сам переболел COVID-19 и принимал ивермектин, давал этот препарат членам своей семьи, как взрослым, так и детям, и считает, что его необходимо прописывать пациентам с этой инфекцией.

Пример арканзасского врача оказался во всех смыслах заразительным – и сообщения об ивермектине заполнили соцсети и СМИ. Один из популярнейших телеведущих, автор подкаста The Joe Rogan Experience (JRE) и комментатор UFC Джо Роган рассказал, что он вылечился от коронавируса, применяя «моноклональные антитела, ивермектин, антибиотик Z-Pak (азитромицин. – Ред.), преднизон и витамины». Симптомы заболевания у него появились 28 августа, и уже через три дня такой массивной атаки медпрепаратами они исчезли и его самочувствие улучшилось. И опять же, казалось бы, стоит порадоваться тому, что человек так быстро выздоровел – но нет, Рогана тут же обвинили в массовой дезинформации.

Проблема заключается в том, что Управление по контролю за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) одобрило ивермектин как для людей, так и для животных как лекарство от паразитарных червей, вшей и кожных заболеваний – но не для лечения или профилактики COVID-19.

«Лекарство Трампа», версия вторая

Истерика вокруг ивермектина напоминает прошлогодний скандал с гидроксихлорохином. Напомним, что в марте 2020 года FDA выдало экстренное разрешение на его применение, когда два независимых друг от друга исследования показали, что препарат может быть потенциально полезен в лечении нового коронавируса. Лекарства на его основе использовали в Китае, Южной Корее, Италии, Франции, России, о нем восторженно отзывались разные эксперты. Однако удивительное совпадение: стоило тогдашнему президенту Трампу похвалить этот препарат, как в одном из самых престижных медицинских журналов Lancet появилось исследование о лечении 96 тысяч больных коронавирусом в разных странах мира. Данные для исследования собирала американская компания Surgisphere, и ее генеральный директор Сапан Десай был одним из четырех его авторов. Авторы статьи пришли к выводу, что вреда от этого препарата значительно больше, чем пользы. После публикации Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) запретила использование этого лекарства в протоколе лечения коронавируса, а FDA также отозвало разрешение на его экстренное применение.

Однако вскоре в Lancet с открытым письмом обратились более ста ученых из разных стран мира, указав на ошибки в опубликованном исследовании. Ученые спрашивали, каким образом авторам удалось собрать данные о таком количестве пациентов из разных стран, и обращали внимание на то, что исследуемая в статье дозировка препарата была выше, чем указанная в рекомендациях FDA. В свою очередь упомянутые в статье медучреждения заявили, что не общались с компанией Surgisphere, которая отвечала за сбор и анализ информации. Потом выяснилось, что Surgisphere изначально вообще не имела никакого отношения к науке – она была основана как фирма, специализировавшаяся на маркетинге учебников, и работают в ней, помимо гендиректора Десая, всего десять человек. После разразившегося скандала Lancet попросил авторов работы предоставить доказательства используемых ими данных, после чего трое из четырех авторов исследования (кроме Десая) обратились в журнал с просьбой отозвать статью.

Ну а дальше все как в старом анекдоте: ложечки нашлись, но осадок остался. В июле 2020 года исследование, проведенное некоммерческой организацией здравоохранения имени Генри Форда в штате Мичиган, показало, что среди тех госпитализированных пациентов, которые получали это лекарство, смертность гораздо ниже. То есть потенциально гидроксихлорохин может быть полезен, если его вовремя назначить и рассчитать нужную дозировку.

Однако к этому препарату уже плотно приклеился ярлык «лекарство Трампа» и ни один медицинский регулирующий орган его не рассматривает сейчас всерьез. Похоже, что такая же судьба ожидает и ивермектин.

«Вы не лошади»

Собственно, об ивермектине как о подающем надежды препарате против коронавируса говорили еще весной прошлого года. В начале апреля 2020 года в журнале Antiviral Research опубликовали исследование австралийских ученых: они добавили в пробирки с инфицированными коронавирусом клетками ивермектин и выяснили, что однократная обработка клеточной культуры этим препаратом через 24 часа привела к снижению вируса на 93%, а через 48 часов — на 99,8%. С тех пор было проведено множество клинических испытаний на людях, однако ни одно из подтвердивших эффективность этого препарата не устроило американских и мировых регуляторов.

Так, Национальный институт здоровья (NIH) подтвердил данные лабораторных исследований, но заявил, что в клинических испытаниях не нашлось «достаточного количества доказательств», чтобы рекомендовать ивермектин для лечения какой-либо вирусной инфекции. В конце марта 2021 года ВОЗ приняла решение: «Имеющиеся на сегодняшний день фактические данные о применении ивермектина для лечения пациентов с COVID‑19 не позволяют сделать однозначного вывода». На днях FDA в своем аккаунте в соцсетях обратилось к подписчикам с призывом перестать принимать ивермектин: «Вы не лошади, серьезно, прекратите уже».

По словам биохимика Вениамина Зайцева, на сегодняшний день в разных странах проведено более 113 исследований по его применению у пациентов с COVID-19, в 63 из них сравнивались результаты экспериментальных и контрольных групп и сообщалось о положительном эффекте препарата. Более 600 ученых и почти 30 000 пациентов приняли участие в этих исследованиях. Согласно общим данным, в качестве профилактического средства его эффективность составляет 86%, при раннем лечении – 72%.

- Казалось бы, доказательств предостаточно. Но почему, например, другие препараты имеют разрешение на применение и включены в протокол, а ивермектин нет? Стоимость лечения ивермектином в комбинации с другими дешевыми препаратами около 20 долларов, на нем особо не заработаешь. Кроме того, разрешение на экстренное применение других препаратов и вакцин может быть выдано по правилам FDA только в условиях, когда нет действенного лечения, - говорит Зайцев. – Называть ивермектин «лекарством для животных» - это заведомая ложь. ВОЗ включила его в список препаратов, изменивших мир наряду с аспирином и пенициллином. В 2015 году ученые, открывшие его, получили Нобелевскую премию.

Война за лекарство

Центр по контролю и профилактике заболеваний (CDC) выпустил предупреждение о возможном тяжелом отравлении этим препаратом. Передозировка может вызывать побочные эффекты, включая «кожную сыпь, тошноту, рвоту, диарею, боли в желудке, отек лица или конечностей, неврологические проблемы, падение артериального давления и повреждение печени». По данным CDC, количество рецептов на ивермектин увеличилось в 24 раза по сравнению с периодом до пандемии. Так, с 16 марта 2019 года по 13 марта 2020 года выписывалось в среднем 3600 рецептов на ивермектин в неделю. И только в течение недели с 13 августа в США было выписано более 88 000 рецептов.

Руководство Facebook, которое в последнее время добровольно взяло на себя функции цензурного органа, заявило, что будет удалять «любые посты, в которых люди пытаются купить, продать или задать вопросы по ивермектину».

Американская медицинская ассоциация (AMA), Американская ассоциация фармацевтов (APhA) и Американское общество фармацевтов систем здравоохранения (ASHP) опубликовали 1 сентября совместное заявление против назначения ивермектина для профилактики или лечения COVID-19. Врачей и фармацевтов призвали к «немедленному прекращению использования этого препарата вне клинических испытаний» - вместо этого следует рекомендовать пациентам прививаться.

Попытку противостоять регуляторам сделали во Флориде. 3 сентября чиновники округа Поук опубликовали черновик обращения к губернатору штата Рону Десантису с просьбой сделать ивермектин широкодоступным для жителей: «Когда человек сталкивается с потенциально опасным для жизни заболеванием COVID-19, он должен получить право на потенциально спасающие жизнь лекарства».

В разных штатах идут суды, в которых родственники госпитализированных пациентов отстаивают права больных на ивермектин в качестве «терапии последнего шанса». Так, в конце августа жительница Огайо Джули Смит добилась через суд права дать своему госпитализированному мужу это лекарство. Однако 6 сентября другой судья отменил это решение. Юристы Джули сказали, что они не будут больше обращаться в суд, поскольку она уже фактически выиграла дело: ее муж получил лечение ивермектином на основании первого решения. Пациенту стало лучше, и врачи готовы в ближайшее время снять его с аппарата ИВЛ.

- Некоторые мои пациенты, начитавшись в Интернете, просят меня выписать им ивермектин, - говорит семейный терапевт Лилия Вольская. – Я сразу честно говорю: не хочу рисковать своей лицензией. При этом я знаю, что в нашей профессиональной среде нет однозначного мнения насчет этого препарата. Кто-то считает, что он полезен, кто-то не видит от его применения никаких преимуществ. Мы все ждем, пока будет принято официальное решение FDA по этому лекарству.

Широко поддерживают применение ивермектина доктора из протрамповской организации America’s Frontline Doctors, выписывая его своим пациентам как очно, так и онлайн.

Запрещая врачам и аптекам отпускать ивермектин в таблетках для людей, регуляторы сами невольно провоцируют популярность ветеринарных препаратов, которые людям действительно не стоит принимать в чистом виде. Препараты для животных имеют более высокую концентрацию - они используются для крупных животных, таких как лошади и коровы, которые весят значительно больше, чем люди. Высокая дозировка может быть очень опасна. Поэтому люди, лишенные альтернативы, разводят ветеринарный ивермектин водой – и малейшая ошибка в растворе действительно может привести к отравлению.     

Больше полутора лет карантинных ограничений и бесконечного ужаса, когда нет четкого понимания развития ситуации, излишняя политизация медицины – все это не способствует мирным настроениям в обществе. Глупо закрывать глаза как на то, что есть люди, которые по каким-то причинам не могут или не хотят идти на укол, так и на то, что привитые тоже болеют. А сидеть дома, принимать жаропонижающее, пить побольше воды и с ужасом ждать ухудшения и госпитализации – такая игра в русскую рулетку не каждому нравится. Так что вполне естественно, что люди пытаются найти собственные альтернативные варианты, не дожидаясь, пока регуляторы, уже не раз делавшие противоречивые заявления, примут какое-то решение.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №37 от 10 сентября 2021

Заголовок в газете: Люди – не лошади

Новости региона

Все новости

Популярно в соцсетях