На этот раз Игры пришлось отложить на год. Как показывали опросы, около 80 процентов японцев возражали против проведения Игр и годом позже. Но к концу Олимпиады общественное мнение смягчилось: опрос газеты «Асахи симбун», проведенный в последние два для соревнований, показал, что 52 процента населения одобряют проведение Игр. Изменению способствовал, конечно, как успех японских атлетов (третье место в медальном зачете), так и то, что страхи не оправдались: благодаря сверхжестким мерам среди обитателей олимпийской деревни доля позитивных тестов на ковид составила 0,02 процента.
Соблюдать санитарные нормы было тяжко. Трудно было соревноваться почти без зрителей. В этих условиях неудивительны нервные срывы, свидетелями которых мы стали. Но другим ситуация помогла мобилизоваться. В Токио установлено 24 новых мировых рекорда — это главным образом рекорды скорости на суше и воде. Цифра, сопоставимая с достижениями Рио (27), Лондона (32) и Пекина (34).
Американской команде победу в медальном зачете обеспечили атлеты-женщины. Из 113 медалей они завоевали 66. Мужчины получили 41 медаль и еще 6 выиграны в смешанном разряде. Если бы американки выступали отдельной командой, они заняли бы 4-е место в медальном зачете. Это уже четвертые Игры подряд, на которых американки опережают по медалям американцев.
В Токио выступило также рекордное число ЛГБТ-спортсменов: 182 человека из 30 стран. Все вместе они выиграли 55 медалей разного достоинства (только американские баскетболистки выиграли пять золотых), то есть с наградой уехал каждый третий. Если бы они соревновались в составе отдельной команды, они заняли бы 11-е место в медальном зачете. Две спортсменки, итальянская лучница Лусилла Боари и польская гребчиха Катаржина Зиллман (первая выиграла бронзу, вторая — серебро) совершили каминг-аут во время Олимпиады, на пресс-конференциях в прямом эфире. Для Польши с ее открытой гомофобией (президент Анджей Дуда считает «ЛГБТ-идеологию» более разрушительной, чем коммунизм) это имеет особое значение. Из двух олимпийцев-трансгендеров одна — канадская футболистка Ребекка Куинн — уехала домой с золотом.
Олимпиада-2021 запомнится «невозвращенчеством» белорусской бегуньи Кристины Тимановской. Протестуя против произвола тренеров, она отказалась возвращаться в Минск, попросила убежища в Польше и уже нашла там спонсора — нефтеперерабатывающую компанию PKN Orlen. Поначалу ее конфликт с тренерами выглядел как чисто спортивный, но теперь мы знаем, что еще в августе прошлого года она разместила в своем «Инстаграме» пост, осуждающий насилие режима Лукашенко в отношении мирных протестующих. 9 августа этого года президент Беларуси Александр Лукашенко припомнил ей «ее БЧБ-шное прошлое» (то есть протестную активность под бело-красно-белым флагом) и заявил, что в Токио Тимановской управляли ее «дружки в Польше».
Лукашенко не единственный лидер, который ставит спортивные результаты в зависимость от политических взглядов. Отличился и Дональд Трамп. 24 июля на ралли в Финиксе, Аризона, он заявил, что американцы радуются поражению женской футбольной команды США в матче со шведками (это было поражение в первом же матче Олимпиады, причем со счетом 0:3).
Почему же они радуются? Оказывается, потому, что эти футболистки исповедуют «вокеизм», под которым консерваторы понимают фактически любую форму либерализма. Трампу особенно ненавистна Меган Рапино — один из двух капитанов команды. Она не только полузащитник, отлично забивающий голы, но и гражданская активистка, ведущая кампанию за права геев и гендерное равноправие. Она и ее подруги по команде требуют одинаковых с мужчинами зарплат и равных условий при организации тренировок и матчей. Во время исполнения национального гимна США Рапино не прикладывает руку к груди и не поет. Три года назад сборная США в четвертый раз выиграла чемпионат мира, но президент не позвал их в Белый дом, как это принято. И вот теперь пробил его час. «Вокеизм приводит тебя к поражению, разрушает твой мозг, разрушает тебя как личность, корежит тебя, вызывает слабоумие», — вещал Трамп с трибуны. Американки все же вышли в полуфинал футбольного турнира, но проиграли канадкам и взяли бронзу в матче с австралийками. Трамп и тут за словом в карман не полез. Если бы команда не находилась во власти «леваков-маньяков», — заявил он, она выиграла бы золото, а не бронзу. Видимо, маньяки захватили команду уже после того, как она не раз выигрывала золото.
Вообще в американских праворадикальных медиа градус ненависти к американским же атлетам был небывало высоким. Когда мужская сборная по баскетболу проиграла в своей группе Франции, комментатор портала Newsmax Грант Стинчфилд заявил: «Команда полна коленопреклонителей, и я нахожу ироничным тот факт, что они соглашаются носить на груди буквы USA, хотя в недавнем прошлом они при исполнении гимна вставали на колено». Остается загадкой, как эти «коленопреклонители» получили в конце концов золотые медали, выиграв в финале у той же Франции.
Хватало на токийских Играх и позорных страниц. Алжирский дзюдоист в весе до 73 кг Фетхи Нурин решил сняться с соревнований, лишь бы не «пачкать руки» о своего потенциального соперника израильтянина Тохара Бутбула. «Нам не повезло с жеребьевкой», — объяснил его тренер.
Украинские патриоты затравили легкоатлетку Ярославу Могучих, посмевшую сфотографироваться на пьедестале с соперницей из России Марией Ласицкене. Они состязались в прыжках в высоту, Ласицкене стала первой, Могучих — третьей. Всякий, кто видел этот финал, признает: он был исполнен истинного драматизма, но чисто спортивного. Но вот же Министерство обороны Украины, идя на поводу у крикливой общественности, обещает провести воспитательную беседу с младшим лейтенантом Вооруженных сил Украины Могучих. «Неосторожное поведение наших спортсменов, которых мы любим и за которых мы искренне болеем, может стать объектом информационных спецопераций врага,» — заявляет замминистра обороны Украины Анна Маляр.
Честно говоря, в течение всех Игр не отпускало тревожное ожидание какого-нибудь скандала от России. Она так привыкла жаловаться на ненависть к России, которая застит глаза судьям! Казалось уже, что пронесет. Но не пронесло. Истерика разразилась по поводу художественной гимнастики. Официальный представитель российского МИДа будто специально дожидалась добычи. Со всем измызганным казенным красноречием она набросилась на русофобов, не поглядевши в святцы: главным-то судьей оказалась Наталья Кузьмина из России. Особую остроту переживаниям придал тот факт, что победу у Дины Авериной отобрала израильтянка Линой Ашрам. Безотчетный антисемитизм — самый искренний. Командные соревнования Россия проиграла Болгарии — и снова неистовый вой и визг.
А все потому, что в спорте холодная война никогда не прекращалась, по крайней мере для России. В 1907 году Гилберт Кит Честертон взялся за перо и написал эссе «Патриотизм и спорт». Это был горький момент для английских спортивных фанатов. В начале июля самый престижный приз Королевской регаты, за победу в гонке восьмерок, выиграла бельгийская команда. Это было уже второе подряд поражение от бельгийцев. А в конце того же месяца впервые в истории иностранец, француз Арно Масси, выиграл открытый чемпионат Англии по гольфу. Англичане считали себя непревзойденными мастерами обоих видов спорта, а сами эти виды – как бы своей собственностью и привилегией. Да, конечно, какие-то варвары с континента тоже пытаются заниматься академической греблей и играть в гольф, но выигрывать у прирожденных спортсменов... Патриотическая пресса взвыла. А Честертон написал, издеваясь над спортивным шовинизмом соотечественников: «Англичане, выигрывающие спортивные призы, — исключения среди англичан по той простой причине, что они — исключения среди людей. Английские спортсмены представляют Англию ровно в той же степени, в какой уродцы мистера Барнума представляют Америку». Гвоздем знаменитого цирка Филеаса Барнума были люди с различными физическими аномалиями.
Избавиться от этого шовинизма можно только одним способом: отказаться от соревнований под национальными флагами. Идея спортивного соперничества государств абсурдна. Спортсмен – такой же гражданин мира, как художник, артист, ученый. Они должны состязаться в индивидуальном качестве.
Когда-то мой коллега, ныне покойный спортивный обозреватель «Радио Свобода» Алексей Кузнецов, посетовал: «Сборная России ни разу в своей истории не выигрывала олимпийского »золота«. Я напомнил ему Альбервилль. А он мне напомнил, что на зимних Играх 1992 года выступала Объединенная команда распавшегося СССР. Выступала она под олимпийским флагом. Как же им тогда удалось занять первое место – после крупнейшей геополитической катастрофы ХХ века, в »лихие 90-е«, без флага, православного креста и прочих скреп? Алексей ответил: »Потому и удалось – не отвлекались".