Тяжкие испытания, мрачные прогнозы
При моём компьютерном невежестве я не могу избавиться от пропаганды и психологического террора, вытеснивших журналистику. Но даже если ограничиться официальной информацией, развитие событий ложится тяжким бременем на психологическое и моральное состояние общества, привыкшего жить в стабильности и благополучии и верить в светлое будущее страны и человечества.
В Америке самая большая армия психологов, психиатров, социальных работников, "тренеров жизни", призваных помочь страждущим от каждодневного стресса и депрессии, здесь потребляют больше всех в мире препаратов, воздействующих на психику и поведение. И даже при нынешних проблемах США одна из самых благополучных стран мира. Но сегодня медицинские авторитеты и государственные чиновники говорят об эпидемии психических расстройств и суицида.
Согласно данным Центра по контролю и профилактике заболеваний, более 40% взрослых страдают психическими расстройствами, 11% серьёзно рассматривали самоубийство в течение 30 дней до опроса; среди тех, кому 18-25 более 25%. Число взрослых в состоянии депрессии увеличилось за 3 года втрое. Устрашающие данные, но фактическое положение и того хуже, подобные опросы никогда не дают полной картины.
Атмосфера в обществе раскалена. На дорогах, в общественном транспорте, в очереди малый инцидент грозит ожесточенным скандалом и бранью, бывает, и того хуже. Было время, демонстрации, митинги воспринимались как акции солидарности; сегодня как проявление ожесточения и раскола. Я уже не припомню академической дискуссии, где выступление начиналась бы с комплиментов уважаемому оппоненту, когда-то это было нормой.
Однажды редактор, многие годы вполне терпимо и доброжелательно относящийся к моим "ума холодных наблюдений и сердца горестных замет", не выдержала и прислала email: "Ну сколько можно о непримиримых противоречиях!". Охотно напишу о процветании и радости, если для того будут основания. Иммигрантские ламентации и алармизм легко отвергнуть: "Вас сюда никто не звал, не нравится, уезжайте". Но этого не скажешь 70% американцам, которые считают что страна идёт в неправильном направлении, и какое направление ни избери, половину страны останется недовольной.
Литература, искусство во все времена служили гуманизму, смягчению нравов, сближению людей, по крайней мере, так казалось, но сегодня и здесь осуждения и обвинения, борьба всех со всеми, душевная сумятица и бессилие разума. Не только евангелисты и ортодоксы в ужасе от нравственного состояния литературы и искусства. Но - свобода слова. Прошла волна запретов на выступления российских музыкантов, но, как-будто своих не хватает, обильно издают патопсихологию и порнографию Владимира Сорокина и пишут восторженные рецензии.
Религия и ее институции мало способствуют общественному согласию, включаясь в политику, партийную борьбу, вносят свою лепту в обострение отношений, да и внутренних распрей и скандалов здесь немало.
Всех объединяет участие в борьбе за справедливость и права; беда в том, что у каждого своё бескомпромиссное их понимание, и нет судов, экспертов и моральных авторитетов, способных послужить арбитрами. Я провел малый опрос среди знакомых американцев из разных лагерей: кто сегодня в стране пользуется таким уважением и доверием как в свое время Уолтер Кронкайт? Даже предположительно никого не назвали. Порой великий Киссинджер, легендарный Хомский скажут слово, но их заглушат говорящие головы ТВ и ютюба.
Президенты при избрании обещают сплотить нацию, но со времён Обамы результаты противоположны ожиданиям. Доверие к властям, медиа, научным рекомендациям только снижается. Даже Верховный суд утратил репутацию компетентного и объективного посредника. В июне он вынес решения об абортах, продаже оружия, мерах предотвращения климатической катастрофы, религиозных ритуалах в школах и общественных местах, расширении геевских прав, медстраховании, мандатах и ограничениях, связанных с пандемией... Позиции судей были заранее предсказуемы и продиктованы их партийно-идеологической приверженностью; любое решение будет c энтузиазмом принято одной частью страны и с негодованием другой.
Суды и полиция не в состоянии контролировать рост преступности, но что делать - усиливать или смягчать наказание, развязать или ещё более связать руки полиции, ни власти, ни общество не могут прийти к согласию.
Упало и доверие к науке. Инновации умножают прибыль, но усиливают имущественное разделение, повышают интенсивность труда, роботизация вытесняет массовый квалифицированный стабильный труд с адекватной оплатой.
Пандемия и меры борьбы с ней породили недоверие даже у тех, кто изначально с готовностью следовал рекомендациям. США опережают всех в медицинских исследованиях, производстве вакцин и в затратах на борьбу с пандемией, и при этом - в заболеваемости и числу смертей от вируса. Эксперты заодно с политиками убеждали, что привилегии белой расы дают ей преимущество в охране здоровья. Но сегодня белые первенствуют по депрессии и суициду, смертности от ковида.
Кого слушать, кому верить? Как не дать политикам-манипуляторам, говорящим ТВ-головам завладеть вашей головой, не навязать "Стокгольмский синдром", как не утонуть в лавине фейк ньюс и болоте сетевых сетей? Не так уж много людей имеют доступ к достоверной информации и обладают способностью отделить зерна от плевел, чтобы прийти к компетентному суждению. И большинство, не терзаясь сомнениями, принимают наиболее комфортную, защитную для психики версию процессов и событий, с такой самотерапией жить проще и легче. Проблема в том, что сегодня сохранять иллюзии все сложнее, реалии бытия наглядней и убедительней чем идеология и пропаганда.
Выстоят ли основы
Сегодня под сомнением даже фундаментальные основы общественного бытия. Социализм, автократию, ужесточение законов и контроля Америка отвергает. Но мало кто отрицает кризис демократических институтов, тема гражданской войны, раскола страны перешла из антиутопий в речи политиков и в академические дискуссии.
Капитализм, рынок, свободное предпринимательство, глобализация до недавнего времени победно шествовали по планете. Плоды неоднозначны: только за последние три года число миллиардеров в мире удвоилось, в то же время, ООН и эксперты заговорили об угрозе мирового экономического коллапса и голода. При всех различиях и противостоянии США, Китая и России, имущественное размежевание в этих странах усилилось и большинство населения серьёзно ощущает ухудшение экономического положения и усиление социальной напряженности. Всемирный банк реконструкции и развития указывает три основные угрозы: войны, инфляция, разрыв цепи экономических связей и поставок. Политики и эксперты утверждают, что угроза ядерной войны выше, чем во время Карибского кризиса. Светлых прогнозов никто не обещает.
Попытки регуляции и ограничения всевластия больших денег воспринимаются как продвижение социализма и покушение на свободу. Милтон Фридман, идейный отец глобального капитализма, не зря получил Нобелевскую премию, честно признав: "У корпорацией есть только одна обязанность - увеличить прибыль". Всё остальное от лукавого, по-другому не было, нет и не будет.
Курс политэкономии, который изучали в советских университетах, предвещал загнивание и общий кризис капитализма и торжество коммунизма. Капитализм победил; стагнировала и вошла в стадию перманентного кризиса социалистическая экономика и политика.
В перестроечные времена Джорж Сорос затратил миллиарды на попытки привести страны погибающего социалистического блока к пониманию преимуществ свободного предпринимательства. Я впервые встретился с Соросом в Москве, мы говорили с ним и его женой заполночь в доме Дружбы народов на Арбате. Я писал о нем, опубликовал рецензию в "Новом времени" о его бестселлере "Алхимия финансов".
Но вскоре Сорос и его "Открытое общество" стали восприниматься получателями его помощи как проводники глобального заговора по закабалению народов финансовым капиталом. В Венгрии, где он родился и потратил больше всего денег, я видел повсеместно плакаты о его дьявольских планах разрушения национальной самобытности. Сорос никогда не был другом Израиля, еврейские проблемы его не занимали, он поддерживал противников еврейского государства; тем не менее, для антисемитов он агент сионистского заговора, пытающегося установить мировое господствo.
25 лет назад Сорос понял, что его призывы мир не воспринимает. Он опубликовал монографию "Кризис глобального капитализма - Открытое общество под угрозой". В книге представлена сокрушающая критика доминирующих экономических теорий и практики, анализ тесно связан с политическими и социальными условиями. По мнению автора, кризис создан объединёнными усилиями политиков, корпораций и банков и иррациональным поведением людей. Слепая вера в рынок и иллюзорные представления о человеческой природе создали в мире политический и экономический хаос. В представление Сороса, ООН расточительна и недееспособна, предлагаемые ею альтернативы хороши только тем, что никогда не будут осуществлены.
Сорос обрел одиозную репутацию и в обыденном сознании, и в оценке многих коллег. Но нужно отдать должное, он раньше других понял, что речь идёт не о американском кризисе, рождённом неудачными выборами или недальновидностью Уолл-стрита, а о кризисе мировом, от которого никто не окажется в стороне. Он не утратил веру в Открытое общество, хотя обоснование этой веры мало убедительно. Не мне судить, могли ли бы идеи и деньги Сороса спасти капитализм и демократию от нынешнего, ещё более глубокого кризиса.
Сегодня Сорос признает утрату иллюзий, об этом он в трагических тонах говорил в Давосе. Главной проблемой он считает усиление и глобальное влияние Китая. Очевидно, что в условиях новой Холодной войны, открытого противостояния Запада и России, Китай ещё более укрепит позиции. Групповые союзы глобальных проблем не решат, идеи и призывы международных организаций мало кто принимает во внимание. И после Ирака, Афганистана, Сирии, Ливии, при внутренних проблемах Америка не может больше быть мировым гегемоном.
Разобраться в потоке событий и перемен обыденному человеку не под силу. Но ясно, что жить по-прежнему, в стабильности, понимании и предсказуемости, уже нельзя. На смену смелому миру надежд и свершений идёт эпоха потрясений, неопределенности и тревоги.
Спасите наши души
Американская психотерапия, если речь не идет о тяжёлом клиническом заболевании, ставила во главу угла Pursuit of Happiness, позитивное мышление, оптимизм, убеждение: "Лишь небо пределом" - всё возможно и достижимо упорным трудом и настойчивостью, правильным мышлением и поведением.
Но нынешняя атмосфера в обществе заставила смотреть на мир и людей более реалистично. Всю страну не отправить к психиатрам, нужно опираться прежде всего на свои разум и волю.
Можно добиться немалых успехов в улучшении психического здоровья и способности трезво мыслить, если отключить телевизор, выйти навсегда из скандалов и помоев в сетях, избегать фанатических споров по проблемам, на которые не имеешь влияния и ничего не изменишь, в свободное время читать и слушать классику, ходить в спортзал и гулять в парке, завести какого-нибудь зверя. Но не всегда этого достаточно, нужно переосмыслить и найти новый способ бытия, новые цели и смысл жизни.
Жизнь в стрессе и тревоге привела к растущему интересу к опыту выживания, психологической защиты и преодолении психотравм в экстремальных условиях. Многому учит трагический опыт учеников Холокоста.
Австрийский психолог Бруно Беттельгейм обрёл широкую известность исследованиями аутизма, результаты которых нанесли серьёзные психотравмы детям и родителям и сегодня признаны ошибочными. Но его опыт выживания человека в экстремальных условиях заслуживает внимания.
В 1938-9 году он оказался в нацистском концлагере. Тогда ещё не было принято "окончательное решение еврейского вопроса", ему удалось иммигрировать в Америку. В 1943 году он опубликовал статью об индивидуальном и массовом поведении в условиях постоянного стресса и тотального лишения свободы и прав личности. Он пришёл к выводам не за письменным столом, а в лагерной столовой. Поначалу еда казалась ему совершенно несъедобный, он не мог на неё даже смотреть. Сосед с опытом лагерной жизни сказал: " Хочешь жить, ешь всё, что можно, если есть свободная минута, используй её для себя - что ты можешь сделать здесь и теперь. По старым привычкам не выживешь". Нужно было научиться жить в реальных условиях, а не в представлениях о былой жизни, неприложимых к месту и времени. Это относится не только к супу в бараке и физическому выживанию.
Узники, которые думали и говорили только о прошлой жизни, о событиях в мире, на войне и в лагере или пытались строить прогнозы, когда это кончится, ещё больше вгоняли себя в депрессию и безысходность. Особенно в тяжёлом положении оказывались те, кто становился жертвой "идентификация с агрессором" - так называлась концепция Анны Фрейд, характеризующая положение, когда в страхе и бессилии человек ощущает себя виновным в своём положении и признаёт правоту своих карателей.
Подобные психологическое отношение можно наблюдать не только в концлагере. Нельзя не заметить синдром либералов, считающих себя ответственными за все беды человечества. В книге "Просвещённое сердце" Беттельгейм сравнил подавление личности в массовом обществе путём навязывания стандартных норм мышления и поведения с бесправием узника в концлагере. Он утверждал, что люди должны бороться за сохранение разума так же, как в лагере за сохранение жизни - путем создания автономной зоны своего бытия и ценностей.
Конечно, сравнение условий общества массового потребления с концлагерем сильное преувеличение. И факт в том, что лучше всех приспосабливается к нечеловеческим условиям тот, кто уже расчеловечен - насильник, лишенный совести и эмпатии, а не интеллигент в поисках смысла и причин. Как это нередко бывает с экспертами, при всём опыте и знаниях, Беттельгейм не сумел помочь себе самому. После смерти жены, под давлением нарастающий критики и обвинений, заслуженных и незаслуженных, он совершил самоубийство. Максима Ницше "Все что нас не убивает, делает нас сильнее", не всегда оправдана в реальной жизни, и не всякому врагу такую школу пожелаешь.
Большую популярность получили работы Виктора Франкла, австрийского психолога, создателя логотерапии - научной школы, в центре которой воля к смыслообразующий жизни. Он тоже прошел через нацистский концлагерь, и его опыт и наблюдения показали, что те, кто сохранил чувство цели и смысла своей жизни, были способны более успешно адаптироваться и пережить самые трудные условия.
Если человек живёт без смысла и цели, он заполняет своё существование пустыми и разрушительными надеждами и занятиями и неминуемо приходят к экзистенциального кризису и неврозу даже в благоприятных внешних условиях. Свидетельсво тому суицид, наркомания, алкоголизм, массовая депрессия и тревожность в странах с высоким уровнем экономического развития и гражданских прав. Франкл распространил свой опыт и представления на обыденную жизнь массового общества.
Важная мысль Франкла: человеческая свобода есть не свобода от ..., а свобода выбрать и достигнуть свои цели и выполнить обязательства, быть ответственным за свою жизнь. "Выполняй свои обязанности, и ты поймёшь, кто ты. Какие твои обязанности? - Требования каждого дня. Рефлексия, самокопание и самобичевание, нескончаемый поиск виновных в твоих проблемах никогда не помогут. Свобода без берегов ведет человека и общество к разрушению».
Ещё одна примечательная книга "Выбор" Эдит Игер. У автора уникальная биография, в ряду с библейскими историями и греческими трагедиями. Она жила в Словакии, после нацистской оккупации, когда ей было 16 лет, семью выслали в Освенцим. Её родители сразу же были посланы в газовые камеры, а её, профессиональную балерину, нацисты заставили танцевать. Это было не только развлечение для садистов, но и частью экспериментов доктора Менгеле, проводившего чудовищные исследование над заключёнными, используя методы физического и психологического террора.
После войны она переехала в США, смогла получить образование и стать выдающимся специалистом по постравматическим расстройствам. Она была ученицей Франкла и во многом опиралась на его учение. Особенно плодотворной была ее работа с военнослужащими, выполнявшими самые трудные задачи.
"Нью-Йорк таймс" пишет в рецензии на ее книгу: "Невозможно представить более важное послание для нашего времени. Книга Игер это триумф, и она должна быть прочитана каждым, кто думает о личной свободе и будущем человечества." Билл Гейтс: "Её прошлое дало ей уникальное видение, и многие люди найдут подспорье сегодня в её рекомендациях как пережить трудные обстоятельства ". Опра: "История доктора Игер изменила мою жизнь".
А вот мнение военого психолога доктора Роберта Коффмана: "Я узнал больше от неё, чем от всех моих дипломов и степеней вместе взятых". Марк Дивайн, командир "морских котиков" (спецподразделение ВМФ, уничтожившее Бен- Ладена): "Я бы взял доктора Игер со мной на боевую операцию в любой день."
Не буду пытаться пересказать книгу, её нужно прочитать и пережить. Мы не в экстремальных обстоятельствах, мы благополучны и защищены больше, чем большинство людей в мире, но осмысление цели и смысла жизни, путь освобождения от психологических травм и патологических переживаний может быть применим не только в концлагере и на войне, но и в стрессе и хаосе обыденной жизни.