Мелатонин – так называемый «гормон сна». Естественным образом он вырабатывается эпифизом – шишковидной железой, причем выработка гормона происходит только в полной темноте. За ночи эпифиз генерирует примерно 70% суточной нормы мелатонина, пик приходится на промежуток с 23.00 до 3.00 часов ночи. Затем выработка мелатонина снижается, надпочечники начинают вырабатывать кортизол – гормон, возбуждающий нервную систему. К 6-7 часам утра его концентрация в крови становится максимальной, и человек просыпается. Именно так функционирует организм, если естественные биоритмы не нарушены.
Если же человек, например, допоздна засиживается перед телевизором или гаджетами, то и процесс выработки мелатонина нарушен.
При этом мелатонин отвечает за: замедление процессов старения в организме; регулирует уровень гормона роста; борется со стрессом; сокращает жировую прослойку и контролирует аппетит; поддерживает нормальную работу иммунной системы; помогает противостоять развитию раковых клеток; регулирует кровяное давление. Наши бабушки были абсолютно правы, когда говорили, что многие проблемы со здоровьем возникают от недостатка сна.
Мелатонин продается в США как пищевая добавка или снотворное в различных дозах как для взрослых, так и для детей, и приобрести его можно без рецепта. И только теперь CDC увидело в этом большую проблему.
Оказалось, что в течение 2012–2021 годов ежегодное количество приема мелатонина несовершеннолетними до 19 лет увеличилось на 530%, с 8 337 в 2012 году до 52 563 в 2021 году. В общенациональную систему сообщений об отравлениях (NPDS) поступило 260 435 заявок от родителей пострадавших детей.
Также увеличилось количество педиатрических госпитализаций, главным образом из-за непреднамеренного приема мелатонина детьми в возрасте до 5 лет. В 2020 году мелатонин стал наиболее часто потребляемым веществом среди детей, о чем сообщалось в отчетах токсикологических центров по всей стране. В течение 2012-2021 годов в токсикологических центрах с этим диагнозом наблюдали 27 795 несовершеннолетних, 4097 (14,7%) были госпитализированы, 287 (1,0%) нуждались в интенсивной терапии. Пятерым детям потребовалась искусственная вентиляция легких, двое малышей – одному было 3 года, другому чуть больше годика – умерли. Чаще всего у детей были затронуты желудочно-кишечная, сердечно-сосудистая или центральная нервная системы.
Авторы исследования, врачи из детской больницы Мичигана подчеркивают, что особенно много несовершеннолетних стали принимать мелатонин во время пандемии COVID-19. У детей возникли проблемы с нервной системой, стресс, невозможность общения со своими друзьями, приступы паники – все это, конечно, не могло не вызвать проблемы с засыпанием. Отмечается, что с 2019 число детей, употреблявших мелатонин, выросло на 37,9%. В 2021 году к педиатрам с жалобами на отравление обратилось 4,9% несовершеннолетних пациентов (по сравнению с 0,6% в 2012 году). Родители из лучших побуждений давали детям «безобидное» снотворное. При этом врачи подчеркивают: для разных возрастных групп установлены свои дозировки. Так, детям до 5 лет рекомендуются меньшие дозы от одного до трех миллиграммов, в то время как взрослым можно принимать менее пяти миллиграммов в день. Но сколько родителей знают о таких рекомендациях или следуют им?
Проблема еще и в том, что, начиная с 1994 года, все, что помечено как пищевая добавка, не полностью регулируется Управлением по контролю за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA). Индустрия пищевых добавок регулируется на федеральном уровне FDA и Федеральной торговой комиссией (FTC), а также властями каждого штата. Согласно закону о пищевых продуктах, лекарствах и косметических средствах, а также закону о здоровье и информации о пищевых добавках (DSHEA), БАДы относятся к категории продуктов питания, поэтому и требования к ним предъявляются более простые, чем к медикаментам. Производитель, упаковщик или дистрибьютор, имя и адрес которых указаны на этикетке пищевой добавки, продаваемой в США, должен предоставить в FDA информацию обо всех известных побочных эффектах, связанных с употреблением его товара. Также на БАДах должно быть указано, что пищевая добавка не предназначена для «диагностики, лечения или предотвращения каких-либо заболеваний», потому что такие заявления могут делать на законных основаниях только производители официально одобренных лекарств.
FDA не рассматривает и не выдает одобрения БАДам на основании их безопасности и эффективности. Производителям достаточно лишь уведомить о безопасности своего продукта за 75 дней до его выхода на рынок. FDA может принять меры уже постфактум, посредством мониторинга и исследований побочных эффектов после поступления товара в широкую продажу. По сути, ответственность за обеспечение безопасности пищевых добавок несут только производители. Именно они должны гарантировать, что информация о БАДе точная, ингредиенты безопасны, а их содержание соответствует количеству, указанному на этикетке.
Перед пандемией FDA ежегодно проверяло менее 5% зарегистрированных предприятий по производству пищевых добавок. Управление выпустило по меньшей мере 57 предупредительных писем, предъявило один судебный запрет и изъяло два БАДа с рынка в 2019 финансовом году, что, конечно, капля в море пищевых добавок. Во время пандемии и вовсе было не до инспекций, да и сейчас штат и бюджет Управления ограничены.
В итоге проблема не только в отравлении и передозировке гормоном, но и в том, что, покупая ту или иную баночку, покупатель видит маркировку дозы, но может, например, не знать, есть ли в таблетках загрязняющие вещества и примеси. Так, в отчете процитировано опубликованное еще в 2017 году исследование, в котором подтверждается: в более чем 71% имеющихся на рынке добавок количество мелатонина отличалось почти на 10% от указанного на этикетке. Даже в партиях одного и того же продукта содержание мелатонина могло варьироваться. Наибольшие вариации были обнаружены в жевательных таблетках, которые чаще всего дают маленьким детям.
Авторы исследования отмечают, что 94,3% отравлений были непреднамеренными (либо родители не знали, какую дозировку можно детям, либо дети самостоятельно принимали добавку).
- Увеличение случаев использования безрецептурного мелатонина в различных составах, отсутствие четких правил производства и различные рекомендации по дозировке могут подвергнуть детей риску потенциальных побочных эффектов, - подводят итог авторы исследования. – Необходимо провести дополнительные исследования причин повышенного потребления мелатонина детьми, рассмотреть возможность производства флаконов с системой защиты от детей, а врачи должны предупреждать родителей о возможных токсичных последствиях воздействия мелатонина.
Шансы, что FDA займется строгим урегулированием продаж этого гормона, невысоки – слишком большой и выгодный рынок. По данным исследовательской группы Statista, продажи мелатонина выросли с 285 миллионов долларов в 2016 году до 821 миллионов долларов в 2020 году. Пока же врачи рекомендуют обращаться с этой добавкой так же, как с лекарством, и хранить в недоступном для детей месте.