Элизабет Холмс получила обвинительный вердикт

Виновна в обмане инвесторов, но не пациентов

Судебный процесс Элизабет Холмс, продолжавшийся три месяца, закончился во вторник обвинительным вердиктом. Основательница и глава компании Theranos, обещавшая Америке и всему миру универсальный анализатор крови, признана виновной в мошенничестве и сговоре с целью его совершения.

Виновна в обмане инвесторов, но не пациентов
Фото: Facebook/ElizabethHolmesNanotainer.

Однако присяжные сочли доказанным обман только инвесторов, но не пациентов. В итоге Холмс виновна по четырем пунктам обвинения, еще по четырем оправдана, а по оставшимся трем пунктам жюри не смогло вынести единогласный вердикт. Но и доказанного хватит на 20 лет лишения свободы и миллион долларов в возмещение ущерба. Наблюдатели сходятся во мнении, что такого длительного срока Холмс не получит.

История взлета и падения Элизабет Холмс - яркий метеор на небосклоне американского бизнеса. Она начала свою предпринимательскую карьеру в 19 лет, бросив со второго курса учебу в Стэнфордском университете и использовав полученный грант на создание собственной компании. Холмс убедила своего научного руководителя Ченнинга Робертсона в перспективности своей идеи - разработки компактного микроколичественного анализатора крови miniLab, который всего по одной капле сможет диагностировать сотни болезней. Профессор химической инженерии, в 2000 году включенный в список "Сто человек, изменивших мир", покинул Стэнфорд, чтобы войти в совет директоров Theranos. В нем состояли люди и с еще более громкими именами: Генри Киссинджер, Джордж Шульц (госсекретари в кабинетах Никсона и Рейгана), Уильям Перри, Джим Мэттис (министры обороны Клинтона и Трампа), сенатор Сэм Нанн. Ее лабораторию в Калифорнии посещал вице-президент Джо Байден, которого увиденное и услышанное привело в восторг. Президент Обама назначил ее одним из своих "послов по глобальному предпринимательству" - эта группа президентских советников должна была обеспечить Америке технологическое первенство в XXI веке.

Уже в 2014 году, когда Холмс был 31 год, журнал Forbes назвал ее самой богатой женщиной-миллиардером США, добившейся успеха своим трудом. Она действительно была одержима своим проектом и заражала этой одержимостью окружающих. Внук Джорджа Шульца Тайлер, ставший одним из разоблачителей Холмс, говорит о ее исключительной харизме: "Когда она говорит с вами, она умеет заставить вас думать в этот момент, что вы для нее самый важный человек на свете".

Сегодня генерал Мэттис кается: бес попутал. "Все мы когда-нибудь бываем чем-нибудь одурачены, говорил он в интервью Джуди Вудрафф на PBS и повторил в своих показаниях суду. - Все мы совершаем ошибки. Без сомнения, с моей стороны это была ошибка. Но я имею обыкновение верить людям...". Он вложил в Theranos 85 тысяч долларов личных средств. Но при этом, напоминают журналисты, получал 150 тысяч долларов в год в качестве зарплаты. И усиленно пропагандировал аппарат Холмс в Пентагоне.

Холмс была мастером пиара. В сущности, представительские функции стали главными в ее деятельности. Она не сходила с телеэкранов и обложек глянцевых журналов. Тем временем ее дело начало разваливаться.

О том, что разработки Theranos зашли в тупик и лаборатория фальсифицирует результаты исследований, используя анализаторы других производителей, впервые сообщил в октябре 2015 года Wall Street Journal. Элизабет Холмс поначалу недооценила угрозу. Ее первую реакцию запечатлел Джим Креймер в своем шоу "Безумные деньги". Он сам не раз интервьюировал Холмс и рекомендовал зрителям покупать акции Theranos. Теперь он призвал ее к ответу: "Элизабет, что происходит?". "Да то же, что и всегда, - невозмутимо ответила ему Холмс, - когда ты работаешь над тем, чтобы изменить порядок вещей. Сначала тебя объявляют сумасшедшей, потом нападают на тебя, а потом ты в один прекрасный день меняешь мир".

На самом деле она знала о готовящейся публикации и пыталась воспрепятствовать ей, обратившись к владельцу WSJ Руперту Мэрдоку. Но Мэрдок сам инвестировал в Theranos и хотел знать правду.

Серия тщательно подготовленных статей журналиста WSJ Джона Каррейру, на основе которых он написал книгу "Дурная кровь", стала убийственной для компании и дала Министерству юстиции США основания предъявить Элизабет Холмс обвинения. Однако, в отличие от федеральных прокуроров, Каррейру не считает, что Холмс задумала аферу с самого начала. Это не Берни Мэдофф, говорит он, она действительно была увлечена своей идеей. "Со временем она столкнулась с неудачами в осуществлении своего проекта и вместо того, чтобы признать неудачу и довести это до сведения своих инвесторов, она начала лгать, и в конце концов ложь стала такой громадной по сравнению с реальностью, что превратилась в масштабную аферу". Прокуроры стремились доказать обратное и потерпели неудачу. Холмс, сама дававшая показания в свою защиту, не смогла добиться полного оправдания, но ее дар убеждения заставил присяжных признать ее невиновной в обмане пациентов.

Публицисты пишут сегодня, что это вердикт всей Кремниевой долине с ее девизом fake it ‘til you make it ("обманывай, пока не совершишь прорыв").

Как и до суда, Элизабет Холмс остается на свободе до приговора. Судья Эдвард Дэвила дал понять, что торопиться не будет: сначала дождется окончания суда над партнером и бывшим бойфрендом Холмс Санни Бальвани, которого она называет своим злым гением, - именно он, по ее словам, манипулировал ею, пользуясь ее чувствами. Судебные слушания по делу Бальвани назначены на февраль.

Новости региона

Все новости

Популярно в соцсетях