Третий год пандемии: результаты тестов ждем неделями, бустеров не найти

Власти рапортуют, чиновники распоряжаются, а простые люди, вконец запутавшись, уже махнули на все рукой

На днях прогулялись по празднично украшенному Манхэттену. Елка в Рокфеллер-центре, каток, витрины магазинов… и толпы людей, которым очевидно осточертело все происходящее последние пару лет. Явственно можно представить, как новогоднее восклицание «Елочка, гори!» превращается в «сгорел сарай, гори и хата, уже и не жалко». Наступившие зимние праздники — это тест на COVID-19 как в прямом, так и в переносном смысле для нас всех.

Власти рапортуют, чиновники распоряжаются, а простые люди, вконец запутавшись, уже махнули на все рукой
Фото: Instagram/mychristmasinnewyork.

По телевизору с утра до ночи выступают политики и чиновники разного уровня. Озабоченно покачивая дорогой свежей стрижкой, они рассказывают зрителям о необходимых мерах предосторожности. Так, губернатор штата Нью-Йорк заявила 28 декабря, что уровень положительных тестов на COVID-19 достиг 20% (средний показатель за месяц в городе Нью-Йорке составил 12,58%). Если судить по этой статистике, мы — несмотря на бесконечные вакцинации и ревакцинации, маски, ограничения и запреты — вернулись в 2020 год, когда пандемия набирала обороты. Но при этом 28 декабря во всем штате было госпитализировано 647 пациентов с коронавирусом, умерло 77 человек. И власти штата уверили, что 3 января, после новогодних каникул, все школы вновь откроют свои двери для учеников (хотя еще год назад при 5-процентном уровне учебные заведения были обязаны уйти на карантин).

Получается, что все же новый вариант Omicron, к счастью, действительно значительно слабее, чем предыдущие штаммы коронавируса. И если это так, то к чему продолжать запугивать людей, загоняя их в бесконечную пещеру ужаса? Давайте считать не количество заболевших, а число тех, кто нуждается в госпитализации, и дадим возможность остальным привести пошатнувшуюся психику в порядок.

В моем окружении сейчас многие либо болеют, либо уже выздоравливают. При этом сдать тест на COVID-19 в Нью-Йорке — это тот еще квест с препятствиями.

«Я сдавала тест 19 декабря, результат до сих пор не пришел, ну так он мне уже и не нужен», -махнула рукой соседка. «Мы чуть не пропустили рейс, потому что утром в день вылета требования изменились и нужно было сдавать тест за сутки, результаты нашего предыдущего анализа уже не считались», — написала мне приятельница. Многочасовые очереди, змеиными кольцами окружившие вход в супермаркет в нашем районе, не внушают оптимизма: вот так постоишь от 3 до 5 часов на промозглом ветру и подцепишь что-то наверняка, благо вирусов достаточно на любой вкус.

Быстрые тесты, которые можно сделать самостоятельно дома, из продажи практически исчезли — спрос огромный. Вот и в Америке мы вспомнили давно забытое слово «дефицит». В тех аптеках, где они продаются, либо есть ограничения «две коробки в одни руки», либо цены завышены в разы (например, на днях я видела набор для домашнего тестирования за $75). Конечно, в случае завышенных цен покупатель имеет право жаловаться, и таких недобросовестных предпринимателей накажут, но тест-то необходим здесь и сейчас, и уже неважно, за сколько. Кроме того, результаты домашних тестов вообще нигде не учитываются.

— Наши знакомые сделали такой тест, получили положительный результат, приняли жаропонижающее и отправились на курорт, чтобы не нарушать планы на отдых, — написала в соцсетях жительница Бруклина. — Знаю и таких, кто вообще тестов не делал, к врачам не ходил, продолжают жить обычной жизнью, спасибо хоть, что чихают в маску. Чем они там болеют — ковидом или обычной простудой, — выяснять как-то не хочется.

В итоге истинное число заболевших коронавирусом неизвестно. Но и больным получить какое-либо лечение тоже не так просто. Численность поставок моноклональных антител (МАБов) сильно сокращена федеральным правительством; официально заявлено, что против варианта Omicron действует лишь один МАБ, поэтому его отдают в первую очередь в госпитали.

— Есть спрос, есть и предложение, — уверяет сотрудник одного из медицинских офисов в Нью-Джерси. — Несмотря на то, что лечение бесплатное, в некоторых центрах предлагают сделать инфузии МАБами за наличные, цена — $300-500.

Одобренные на днях в срочном порядке таблетки от коронавируса Paxlovid компании Pfizer и молнупиравир компании Merck в продаже пока не появились. И ясно, что в первые пару месяцев таблеток будет не хватать. Так что лечение заболевших по-прежнему останется делом самих заболевших: медики отправляют пациентов домой пить теплый бульон и горячий чай, закусывать тайленолом и, в случае ухудшения, отправляться в больницы. Врачи похрабрее выписывают различные препараты, которые официально не включены в протокол лечения ковида, но, судя по лабораторным исследованиям и результатам лечения реальных пациентов, действительно помогают.

Тестов не хватает, лекарств нет, единственное, на чем настаивают и врачи, и чиновники, это вакцинация. Но и с этим пунктом в программе нашего пандемийного балета вышла закавыка. Мэрия Нью-Йорка объявила, что всем уколовшимся в городских центрах вакцинации до 31 декабря выдадут по $100. В результате записаться на прививку довольно сложно; ажиотаж такой же, как весной 2021 года, когда вакцины были доступны только ограниченным категориям граждан. При этом в частных аптеках — никого, приходи и колись хоть каждый день.

— У нас есть на выбор Pfizer и Moderna, — говорит фармацевт Марк Левин из Квинса. — Но очередей нет. У нас же нет таких рекламных информационных ресурсов, как у городских властей, поэтому люди и не знают о том, что можно привиться в обычной аптеке. И, конечно, мы не даем за укол деньги или какие-то еще подарки. Так что в этой конкурентной борьбе за численность привившихся такие аптеки, как наша, проигрывают.

Но в итоге в проигрыше оказываются простые потребители: не имея возможности привиться в удобные им день и время, многие просто откладывают получение вакцины на потом. Срок годности вакцины истекает, фармацевты ее утилизируют. Зато мэрия имеет возможность бодро отчитаться о высоком спросе на вакцинацию для «галочки».

— У нас на работе долго думали, устраивать ли праздничный корпоратив, — рассказывает сотрудник департамента банка. — Сначала решили действовать «по науке», послушали, что говорит Фаучи. Тот заявил, что праздновать можно. Потом уточнил: можно, если вы ревакцинированы. Потом сказал: нет, даже если вы три раза привиты, это все равно небезопасно. Всем уже надоело, корпоратив в итоге устроили, пели-плясали. Из 20 присутствующих заболели пятеро, у всех — легкая простуда. А остальные даже и не проверялись, симптомов нет, и ладно.

Басня про лебедя, рака и щуку — вот что напоминает состояние в обществе, вступающем в третий год пандемии. Власти рапортуют, чиновники распоряжаются, а простые люди, вконец запутавшись, уже махнули рукой и поступают так, как считают нужным. «Давайте примем новогоднее решение победить пандемию в 2022 году», — сказала Хокул в своем обращении к жителям штата Нью-Йорк. Похоже, что вся надежда только на вирус, который окажется умнее людей и самоустранится, испугавшись устроенного бардака.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №53 от 31 декабря 2021

Заголовок в газете: Третий год врастопырку

Новости региона

Все новости