Тревожное пробуждение

Ушли времена, когда дискуссию начинали с выражения уважения к оппоненту

Обещания установить гражданское согласие занимали центральное место в предвыборной кампании Байдена. Но сегодня, пишет «Нью-Йорк таймс», избиратели говорят: «Он ухудшил положение... Байден не выглядит как лидер, ведущий страну к нормализации». У оппонентов более жесткие оценки слов и действий президента.

Ушли времена, когда дискуссию начинали с выражения уважения к оппоненту
Фото: Facebook/WhiteHouse.

«Кто не с нами, тот против нас», такова нынешняя атмосфера. Ушли времена, когда дискуссию начинали с выражения уважения к оппоненту и дружили домами. К давним проблемам — распределению национального богатства, расизму, правам меньшинств, геев, женщин, иммигрантов, праву на аборт, продаже оружия и наркотиков — добавилось отношение к пандемии. Позиции непримиримы: кто устанавливает нормы, где граница личных свобод, в какой стране люди хотят жить, и где им нет места.Там, где две трети сограждан видят последнее слово науки, треть усматривает заговор поставить людей под контроль. Даже к героям-медикам доверие снизилось на 7%.

Став пропагандистами и агитаторами, литература и искусство, общественные науки вышли на поле битвы, по-большевистски «к штыку приравняли перо». Нескончаемым потоком идут книги, фильмы, спектакли о рабстве, расизме, социальной несправедливости. Критерием отбора публикаций, репертуара, исполнителей стали цвет кожи и гендер. Пересматривается история, за неполиткорректность изгоняются из школьных программ и библиотек литературные классики. Горьковскую «Мать», которую изучали в советской школе, мало кто вспомнит в нынешней России, но Пелагея Власова и ее сын-революционер обрели новую жизнь в театрах Америки.

Власти и мейнстрим медиа много говорят об опасности правого радикализма. Но к активности левых экстремистов отношение терпимое, нередко покровительственное. Показательны безнаказанность участников погромных протестов «Черной жизни» и суровые приговоры участникам событий 6 января. Двойные стандарты вдохновляют одних и озлобляют других.

Но есть и позитивные перемены. В 2020 г. «Черную жизнь» поддерживали 52% американцев, сейчас 44, среди белых 35, республиканцев 3%. Репутация движения особо пострадала из-за нападок на полицию и роста преступности.

«Прогрессисты» скомпрометировали себя агрессивной демагогией и невежеством. До недавнего в Конгрессе они были неприкосновенными. Но вот их лидер Ильхан Омар, дар Америке из солнечного Сомали, получила ответ по заслугам от коллеги Лаурен Боеверт: «Омар должна публично попросить извинения у американского народа за ее антиамериканскую, антисемитскую, антиполицейскую риторику».

Пол Госар, конгрессмен из Аризоны, не выдержав хаоса, учиненного в его штате нелегалами — два миллиона за время правления Байдена, пообещал убить прогрессистку Окасио-Кортес, сторонницу переселения Южной Америки в Северную. Конгрессмен получил порицание от коллег за непарламентскую риторику, но его избиратели отнеслись с пониманием.

Сенсационные разоблачения «Me too» ушли с первых полос прессы и прайм-тайм телевидения. Актуальность движения несомненна, миллионы женщин жертвы сексуального насилия, харассмента, дискриминации, но, сосредоточив внимание на богатых и знаменитых, политизировав расследования, оно породило немало скепсиса из-за сомнительных мотивов и доказательств обвинений. Самому известному юристу страны Алану Дершовицу потребовалось два года, чтобы доказать невиновность, но репутации был нанесен непоправимый вред.

Даже малое затишье сегодня во благо. Раскаленная общественная атмосфера привела к невиданному росту наркомании (100 тысяч умерли за год), алкоголизма, суицида, депрессии, стресса, сердечно-сосудистых заболеваний, распаду семей. По данным Гэллапа, есть не только разлад, но и общность между демократами и республиканцами: чувства радости все меньше, стресса, тоски, одиночества больше.

Не будите спящую собаку

У этой английской поговорки есть русский эквивалент: «Не буди лихо, пока тихо». Не все следуют мудрому совету. В обиход социально-политической жизни Америки вошел призыв «Woke», пробуждение, — призыв к активизму, направленному на одоление дискриминации и комплекса неполноценности.

Некоторые стороны нынешнего американского бытия ассоциируются с нашим прошлым. В советские времена активная жизненная позиция была провозглашена условием построения коммунизма. Призыв воспринимался со скепсисом и иронией.

Но «Woke» — дело нешуточное, он многих привел в состояние психоза. Призыв получил признание в черной общине и нашел обоснование в «Критической расовой теории». Апологеты теории компенсируют дефицит знаний и логики демагогией и требованиями привилегий. О меритократии — награда и продвижение по заслугам — речь не идет. Теория напоминает продвижение рабочего класса и крестьянства в СССР. Вчерашняя элита, если пережила репрессии, была вытеснена в небытие и бесправие. «Пробуждение» требует того же.  

Колумнист «Нью-Йорк таймс» Дэвид Брукс пишет: «Мы живем в эпоху меньшинств. Люди оценивают свою идентификацию и права с гордостью». «Пробуждение — это система веры, организованной вокруг сакрализации расовых, гендерных и сексуальных меньшинств».

Культ собственной исключительности вызывает ответную реакцию. Многие белые чувствуют себя чужеродными. Среди азиатов и латиноамериканцев далеко не все относятся к бунтарям и иконоборцам с симпатией. Огнедышащей риторикой нельзя добиться признания и преимуществ. Льготы и репарации не заменят домашнего воспитания, серьезной учебы, трудовой дисциплины, уважения к закону, ответственности.

Пробуждение охватило и либеральных евреев, но своеобразно. Волна антисемитизма на улицах, в социальных сетях, университетах, судьба Израиля их занимает мало. Они поддерживают протесты, защищают нелегалов, участвуют в антиизраильских акциях. Студенты 93 еврейских семинарий выступили против «несправедливой дискриминации арабов» и подкрепляют аргументы цитатами из Торы и Талмуда. Дершовица не допускают в реформистские синагоги и учебные заведения — он против политизации правосудия, бескомпромиссно защищает еврейское государство.

Было бы хорошо, если бы пробудившиеся перешли на вегетарианский образ жизни, занялись медитацией, йогой, записались на прием к психотерапевту. Убавилась бы агрессия, появился бы трезвый взгляд на мир и свое место в нем. На самоисцеление надежд мало, но вдохновители буйных и крикливых приходят к пониманию, что движение себе во вред.

«Нью-Йорк таймс» всемерно поддерживала «Пробуждение», но теперь считает, что «Woke», политкорректность, прогрессисты обрели негативную, саркастическую коннотацию и стали почти оскорбительными понятиями. Вывод: «Woke is broke», «Время для нового определения.»

Профессор Колумбийского университета Джон Макуортер опубликовал монографию «Как новая религия предала Черную Америку». Стив Бэннон, ведущий идеолог антилибералов, считает, что чем более активны борцы с расизмом и белыми привилегиями, тем лучше для его дела — возрождения ценностей Западной цивилизации.

Атлант непобедимый

Самым известным американским философом считают Айн Рэнд — Алису Розенбаум, иммигрантку двадцатых годов из России. Те, для кого философия — это Аристотель и Гегель, скажут, что ее бестселлеры не наука, а апология выживания сильного. Самая популярная книга Рэнд «Атлант расправил плечи» — пробудился, движется вперед без комплексов вины и сомнений. Атлант в греческой мифологии титан, полубог, в американской — супермен, свободный предприниматель, движущая сила прогресса.

Хотя приходится слышать, что ныне национальные особенности, ценности, традиции более влиятельны, чем деньги, но движение Солнца и планет определяют не идеологи и активисты, а короли вселенной, те, кто господствует в экономике, распределяет финансы, покупает и спонсирует партии, движения, пропаганду.

После крушения социализма и становления глобализации атланты расправили плечи по всему миру. В Китае 1060 миллиардеров, больше, чем в США, где их 700; «Обогащайтесь» — лозунг дня, дети рабочих и крестьян мечтают не о справедливости и равенстве, а о богатстве Джеффа Безоса и Джека Ма. Олигархи овладели Россией круче былой номенклатуры.

Списки «Форбс» пополняются независимо от национальной принадлежности. В мире около 3000 миллиардеров, в 2020 г. было 600. Пандемия не помеха — 86% увеличили свое богатство. Более 80% мирового богатства у 5% населения. В обиход вошло понятие «Woke capitalism»; нужды в нем не было, потому что дефицитом активности капитализм никогда не страдал.

В США 1% владеет большим богатством, чем весь средний класс, а нижние 50% имеют менее 2%. При этом полстраны выживают за счет госдолга, пенсии и сбережения обесцениваются из-за инфляции. Статистика говорит о росте капиталов и успехах биржи, но только 35% считают, что экономика в хорошем состоянии (данные «Ассошиэйтед пресс»).

Протесты не изменят положения. В Америке нет почвы для социализма ни в экономике, ни в общественной психологии. Лет 10 назад движение «Нас 99%» собирало демонстрации на Уолл-стрите и у «Голдман Сакс», сегодня об этом мало кто вспоминает. В профсоюзах менее 11% работников, в 1983 г. был 21%. Трудовые объединения были мощной силой в 1940-50-е годы и влияли на баланс власти. Сегодня профсоюзы не нужны не только республиканцам, которые видят в них поборников соцраспределения, но и демократам, поскольку средний класс видит в Трампе своего защитника.

В последнее время прошло несколько забастовок на крупных предприятиях, но на рост капитала это мало влияет: основная прибыль создается не рабочими руками, а новой технологией и финансовой манипуляцией. Роботы и деньги из воздуха делают миллионы работников ненужными даже для неквалифицированного труда.

Социальный хаос, партийное противоборство, гражданские конфликты поглощают общественное внимание и отвлекают от базовой проблемы — распределения власти и богатства. Не от доброты душевной многие корпорации, субсидируемые ими фонды поддерживают протестные движения. Короли вселенной себе во вред тратить деньги не будут.

Остается только восхищаться стойкостью фундамента Америки — его не могут разрушить ни низы, ни верхи.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №52 от 24 декабря 2021

Заголовок в газете: Тревожное пробуждение

Новости региона

Все новости