Россиянин приговорен за попытку обойти санкции

Олег Никитин пытался увезти в Россию запрещенную турбину

В Саванне, Джорджия, приговорен к 28 месяцам тюрьмы житель Санкт-Петербурга Олег Никитин, арестованный в США в сентябре 2019 года и в марте сего года признавшийся в нарушении американского экспортного законодательства, а также согласившийся сотрудничать со следствием. Никитин, являющийся генеральным директором петербургской энергетический компании «КС Инжиниринг», признался в попытке приобрести в США через посредников силовую турбину Vectra 40G для подсанкционной российской компании.

Олег Никитин пытался увезти в Россию запрещенную турбину
Один из адвокатов Никитина Алексей Тарасов.

Последняя ни в чем не обвиняется и в судебных документах закодирована поэтому как «Компания В», но российские СМИ давно вычислили, что речь идет о «Газпром нефти». В материалах дела также постоянно встречается американская «Компания А». Это производитель указанной турбины, которую пресса США расшифровала как «Дрессер-Рэнд», входящую в семейство «Сименс».

Вместе с Никитиным по делу проходят сотрудник его компании Антон Черемухин, гражданин США Дали Багру и итальянский бизнесмен Бруно Капарини. Багру является владельцем базирующейся в Джорджии компании World Mining and Oil Supply, которая входит в состав подсудимых.

Компания Капарини ни в чем не обвиняется и поэтому по имени не названа. Названа зато итальянская GVA International Oil and Gas Services, которая обвинялась в попытке обманом купить искомую турбину для российской компании, находящейся с 2014 года под «крымскими» санкциями.

По версии федеральной прокуратуры Южного округа Джорджии, «Газпром нефть» обратилась к компании Никитина с просьбой помочь ей приобрести турбину Vectra 40G, которую заказчица планировала установить на своей глубоководной буровой платформе «Приразломная» в Арктике.

Заказ был лакомый, Никитин согласился. Или, как говорилось после его ареста в пресс-релизе Минюста США, «Олег Никитин пытался уклониться от торговых санкций, направленных на защиту Соединенных Штатов от незаконного приобретения оборудования несоюзными державами».

Заказчик турбины планировал установить ее на «Приразломной» вкупе с тремя газогенераторами LM2500 производства «Дженерал моторс» для обеспечения платформы электроэнергией.

По словам «Коммерсанта», теоретически «Газпром нефть» могла закупить турбину такого типа в Европе, поскольку подобное оборудование по правилам ЭС не подлежит экспортному контролю. Но, как сказал газете российский эксперт Сергей Гландин, европейцы сторонятся компаний, попавших под санкции США.

«Все боятся нарушить санкции, особенно американские, и, чтобы защититься от лишних рисков, могут автоматически отказать», — заметил Гландин.

Никитин пошел более сложным путем, решив действовать через посредников, в первую очередь через американца Багру. На их беду, «Дрессер-Рэнд» оказался бдительным чистоплюем и не клевал на их подъезды. Например, для начала Багру направил 14 сентября 2017 года имейл производителю турбин и попросил его прислать экземпляр инструкции по их эксплуатации. «Дрессер-Рэнд» написал в ответ, что предоставляет такие материалы лишь законным конечным пользователям своей продукции.

18 октября 2017 года Багру ответил, что его компания будет конечным пользователем турбины и установит ее в Атланте. 24 октября «Дрессер-Рэнд» написал, что он знает, что это неправда, и повторил, что Багру должен представить ему необходимую документацию, отвечающую требованиям экспортного законодательства.

Багру переслал этот ответ в Италию коммерческому директору компании GVA International Oil and Gas Services Габриэлю Виллону, который сочинил ответ с лживыми утверждениями, что турбина будет установлена на американсаком объекте и не будет экспортирована за пределы США, и послал его обратно Багру. Тот отправил его «Дрессер-Рэнд».

В апреле 2017 года их подельник Капарини встретился с представителями изготовителя турбины и попытался ее купить. Ему тоже отказали. Дальнейшие попытки выцыганить турбину у «Дрессер-Рэнд», включавшие уверения, что она будет использоваться на «Мордовском сахарозаводе», а не на буровой платформе в Арктике, успеха тоже не принесли.

10 октября 2018 года у заговорщиков появилась новая надежда, потому что в этот день следственные органы подослали к ним своего замаскированного сотрудника, который сообщил Багру, почему изготовитель турбины так ему не доверяет: «Дрессер-Рэнд» якобы подозревает, что Багру и Со. без экспортной лицензии отправят турбину за рубеж, где она будет установлена на иностранном военном корабле. «Что вы, что вы!» — замахал тот руками и заверил своего собеседника, что турбина будет эксплуатироваться только в Америке.

С тех пор переговоры о турбине велись уже с представителями следственных органов. В конце ноября — начале декабря Багру встречался в Дубае с Черемухиным и обсуждал порядок вывоза турбины за пределы США. 24 ноября Виллон перевел компании Багру в Америку 980 тысяч долларов. Это был первый платеж за турбину, которая, как считали плуты, была уже у них в кармане. Подписанный ими контракт гласил, что в конечном счете «КС Инжиниринг» заплатит компании Виллона 15 408 587 евро (примерно 17,3 млн долларов).

Сколько заплатила бы потом компании Никитина за турбину «Газпром нефть», в доступных мне судебных документах не указывается. 16 сентября 2019 года Никитин прилетел в США с визой В1/В2 и отправился в Джорджию любоваться купленной заговорщиками турбиной. Черемухина он с собой не захватил, и тот остался на свободе.

Уже скоро к нему присоединится и Никитин, который отсидел в СИЗО 24 из 28 месяцев. Поскольку из федерального срока вычтут еще около 15%, то Алексей Тарасов, один из защитников Никитина, сказал мне, что его подопечного депортируют в Россию уже в ближайшее время.

22 числа меня поразила корреспонденция РИАФАН из Вашингтона, озаглавленная «Суд в США освободил россиянина Олега Никитина, обвиненного в нарушении санкций». Во-первых, не обвиненного, а осужденного. Во-вторых, в случае депортации суд в США никого не освобождает: депортанта просто переводят в другую тюрьму ждать отправки в отечество. В-третьих, Никитин по-прежнему пребывает в тюрьме графства Либерти («Свобода») в Джорджии.

«Об освобождении россиянина рассказал Федеральному агентству новостей глава Фонда защиты национальных ценностей Максим Шугалей», — говорится в корреспонденции.

«Сегодня был приговор суда, — поведал агентству Шугалей, в прошлом директор правозащитного Фонда борьбы с репрессиями, — об этом мне сообщила супруга Олега, которая ждет его. Его освободили в зале суда после последнего слова».

Во-первых, после последнего слова в США следует приговор. Во-вторых, какой бы он ни был, я видел только в кино, чтобы человек сразу выходил на улицу: ему же вещи из камеры нужно забрать.

Как положено, Шугалей не преминул также ругнуть американскую темницу, заявив, что Никитин находился в «тяжелейших условиях».

В мае прошлого года уполномоченная по правам человека в России Татьяна Москалькова была к заморским тюремщикам еще более безжалостной, заявив, что Никитина содержат «буквально в пыточных» условиях.

Я бывал в нескольких тюрьмах США, говорил с сотнями заключенных, которые обычно их не хвалили, но «пыточными» тоже никогда не называли. Я справился у одного знающего человека, который поднял слова Москальковой на смех и заметил, что тюрьма графства Либерти сравнительно новая и пыточной репутации никак не имеет.

Наталья, жена Никитина, с чьих слов Москалькова хулила этот американский домзак, также пожаловалась ей, что «нанятый семьей адвокат исчез с деньгами». Я уверен, что это не Тарасов, потому что он по-прежнему числится в адвокатской команде ее супруга и до сих пор представляет Виктора Бута и Константина Ярошенко.

Сюжет:

Санкции

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №40 от 1 октября 2021

Заголовок в газете: Россиянин приговорен за попытку обойти санкции

Новости региона

Все новости