Cancel culture не в почете у молодежи?

Поколение Z как луч света в темном царстве

Опечаленные свирепствующим в США штаммом китайской культурной революции (ККР), нормальные люди тревожатся, что она рано или поздно выродится в кровавую баню, ибо молодые санкюлоты «Твиттера» нетерпимы, совершенно безжалостны и, похоже, неостановимы.

Поколение Z как луч света в темном царстве

Американский вариант ККР называют cancel culture. Адекватного русского перевода я так и не нашел и использую добрый старый термин «политкорректность».

Оптимисты утешают, что все проходит, пройдет и мода на политкорректность, дайте только срок. Называют и этот срок, который я приведу чуть ниже.

Журналисты Джонатан Хайдт и Грег Лукьянофф выпустили книгу под названием «Изнеживание американского разума: как добрые намерения и дурные идеи обрекают поколение на жизненную неудачу». По мнению авторов, гиперчувствительность к политическим разногласиям и скептицизм по отношению к свободе слова раздувает в США конкретная когорта молодых американцев. Речь идет об американцах, которые родились в 1995 году и после него. Психолог Джин Туэндж называет их iGen от internet Generation («интернет-поколение»), члены которого поступили в колледж и начали требовать «радикальной перестройки академической жизни», пишет публицист Заид Джилани.

По словам Хайдта и Лукьяноффа, когда это поколение появилось примерно в 2013 году в американских студгородках, распространились новомодные понятия вроде «безопасных мест» (safe spaces), в которых студенты были бы ограждены от спорных, на их взгляд, высказываний. Как пишет Джилани, для людей, которых волнуют плюрализм и свобода слова, было печально, что эта когорта молодых американцев после окончания вузов принялась усердно насаждать новые нормы в самых разных учреждениях, от ведущих изданий до ведущих корпораций. Теперь в них можно найти могучие кучки молодых сотрудников, «рвущихся демонизировать коллег, с которыми у них политические расхождения, и избегать или стыдить людей за проступки, вопрос о которых прежде был бы улажен в учтивом разговоре».

Результат налицо: опрос либертарианского Института Катона (из которого изгнали за неполиткорректность русского экономиста Андрея Илларионова) показал, что 62% американцев боятся делиться своими политическими взглядами.

В этом месте Джилани меняет тон на оптимистический и радует нас предположением, что этот культурный сдвиг, похоже, не так перманентен, как мы опасались. Он сделал такой вывод из данных недавнего опроса «Морнинг консалт», посвященного тому, как относятся к политкорректности послевоенные поколения американцев. Все они имеют названия, придуманные, возможно, Пелевиным, который вырос на Твербуле в доме напротив моего:

Поколение Z (американцы, родившиеся с 1997-го по 2008 год)

Миллениалы (родившиеся с 1981-го по 1995 год)

Поколение Х (1965 - 1980)

Беби-бумеры (1946 - 1964)        

Результаты указанного опроса наводят на мысль, что политкорректность, возможно, достигла пика. Вообще она довольно непопулярна у всех поколений. Больше всего она импонирует миллениалам, которые разносят эту заразу по всей стране, как нелегалы – штамм «Дельта».

19% миллениалов относятся к политкорректности положительно. 22% - индифферентно, а 34% - отрицательно.

Меньше всего эта пакость импонирует поколению Z, хотя оно вроде бы известно прогрессивными настроениями и социально-политическими воззрениями, сходными со взглядами миллениалов. 55% Z сказали, что смотрят на cancel culture отрицательно. Положительно относятся к ней всего 8%. 18% - нейтрально, а 19% о ней не думали.

Среди Z хуже всего относится к политкорректности самая юная когорта – от 13 до 16 лет, а именно 59%! Чем старше, тем к ней относятся лучше: в самой старой когорте Z ( от 21 до 24 лет) отрицательно смотрят на политкорректность 48%.

«Морнинг консалт» не выдвинул никаких гипотез, которые объяснили бы такой раскол между поколениями и внутри оных. Джилани предлагает одну, согласно которой нынешние политические страсти постепенно начинают сходить на нет, как рано или поздно любая мода. В середине 2010-х в самых элитных вузах Америки бесновались по поводу таких судьбоносных предметов, как костюмы на Хэллоуин, но никакая социальная или политическая мода не длится вечно, пишет Джилани.

По его словам, не исключено, что смена поколений, которая породила нынешнюю атмосферу цензуры, нетерпимости и поляризации, вызволит нас из нее.

Статью Джилани сопровождает ряд комментариев, которые я нашел поучительными. Как пишет один читатель, он тоже ожидал, что «нынешняя мания достигнет апогея и пойдет на убыль». Но он оговаривается, что приведенные автором данные не обязательно его обнадеживают. Его не удивляет то обстоятельство, что большинство членов каждой возрастной когорты находит политкорректность в той или иной степени чудовищной.

«Но cancel culture показывает, как крошечное меньшинство использует свое негодование как оружие, чтобы настоять на своем, - пишет он. - Cancel culture сойдет на нет, лишь когда участники современной культуры найдут в себе достаточно мужества, чтобы противостоять этой тирании меньшинства».

Другой читатель, подписавшийся Джимом, сообщает, что они с женой – бумеры, у которых трое детей принадлежат к поколению Z и ходят в казенные школы, а трое других – миллениалы, которые окончили колледж, как-то трудоустроены и в большинстве своем состоят в браке. Джим оговаривается, что души не чает в своих миллениалах, но констатирует, что они являются «перманентно обиженными нарциссами, прозябающими в ужасном, отсталом мире патриархального угнетения, гендерной текучести, порошкового зеленого чая маття и кислого пива».

Троица же детей поколения Z, «с другой стороны, являются саркастичными скептиками, которые не верят ничему, что говорят им их степенные родители, прогрессивные учителя или перманентно страдающие братья и сестры... Все шестеро нас пугают. Но мне очень нравится, что наши юные бэконианцы научились сосуществовать со своими старшенькими: они мало с чем согласны, но послушно кивают, как будто прониклись тем, что те говорят. Они усвоили этот навык в школе на занятиях по культурной грамотности. Поколение Z выживает за счет притворства. Я ожидаю радикальную культурную трансформацию, когда эти дети поступят в колледж. Они живут онлайн, им врали насчет всего, они это знают и просто ждут момента, когда возьмут в руки бразды правления».

Вот: луч света.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №31 от 30 июля 2021

Заголовок в газете: Поколение Z как луч света в темном царстве

Новости региона

Все новости