Дерек Шовен получил почти вдвое больший срок, чем ожидалось

В нормальной обстановке судебное следствие могло бы иметь иной результат

Бывший офицер полиции Миннеаполиса Дерек Шовен приговорен к 280 месяцам лишения свободы. Из этой цифры судья вычел 199 дней, в течение которых подсудимый находился под стражей (после вынесения вердикта до оглашения приговора). Итого получается примерно 22 года и 7 месяцев.

В нормальной обстановке судебное следствие могло бы иметь иной результат
Фото: wikipedia.org.

Это существенно меньше, чем предусмотрено законом за убийство второй степени - до 40 лет тюрьмы. Однако значительно - на 10 лет - больше, чем срок, указанный в руководящих принпипах (guidelines) по определению меры наказания в штате Миннесота. При отсутствии криминального прошлого Дерека Шовена должны были приговорить к 12 с половиной годам заключения. Именно такой приговор и ожидался. Но судья Питер Кэхилл нашел отягчающие обстоятельства. Через 15 лет, по отбытии двух третей срока, Шовен сможет рассчитывать на условно-досрочное освобождение.

Дерек Шовен осужден за то, что в мае прошлого года он применил чрезмерную силу при задержании афроамериканца Джорджа Флойда, который в итоге скончался в больнице. Инцидент был записан сторонними наблюдателями на видео и выложен в социальные сети. По американским городам прокатилась буря. Протесты вылились в бесчинства, грабежи и поджоги. Особому ожесточению способствовал карантин: люди три месяца просидели взаперти и задыхались в изоляции.

В нормальной обстановке судебное следствие могло бы иметь иной результат. Но в сложившихся обстоятельствах все участники процесса - прокуроры, судья, присяжные, свидетели - стали заложниками ситуации.     

В американском судопроизводстве вынесение приговора - отдельная стадия процесса. Стороны излагают суду свои доводы и представляют своих свидетелей. Первым свидетелем обвинения стала семилетняя дочь Джорджа Флойда Джианна. Ее выступление нельзя назвать показаниями (есть двухминутная видеозапись). Ребенку задавало вопросы неизвестное лицо женского пола. Девочка рассказала суду, что папа каждый день ужинал с ней и помогал ей чистить зубы перед сном, что он играл с ней. Каким образом Джордж Флойд мог это делать, непонятно. Флойд жил в Миннеаполисе, а его дочь со своей матерью Рокси Вашингтон - в Хьюстоне. Но это никого в зале суда не смутило. А те, кого смутило, помалкивали, дабы не навлечь на себя гнев безутешных родственников.

Свидетелем со стороны защиты стала мать осужденного Кэролин Поуленти. Ее душили слезы. В последней тщетной попытке смягчить участь сына она говорила: "Мне было трудно слышать и читать то, во что верили пресса, публика и обвинение. Что Дерек - агрессивная, бессердечная и равнодушная личность. Это далеко от истины. Я хочу, чтобы этот суд знал: ни одно из этих утверждений не соответствует действительности. Мой сын - хороший человек".

Но судья Кэхилл не дал себя разжалобить, о чем и сказал перед тем как огласить приговор: "Приговор не основан на эмоциях или симпатии, но вместе с тем я хочу признать глубокую и ужасную боль, которую чувствуют все семьи, и особенно семья Флойдов. Наше сочувствие на вашей стороне. Я признаю и чувствую боль, которую чувствуете вы. Я признаю боль не только тех, кто находился в этом зале, но и тех, кто находился снаружи. Больно было всему графству Хэннепин, штату Миннесота и даже всей стране. Я не пытаюсь мудрствовать или умничать, потому что это неподходящий случай. Я не руководствуюсь в своем приговоре общественным мнением. Я не пытаюсь отправить этим приговором какое-либо послание. Обязанность судьи состоит в том, чтобы применять закон к конкретным фактам и исследовать каждое конкретное дело".

Накануне он отказал защите в удовлетворении ходатайства о признании судебного процесса недействительным и назначении нового в другом месте. Адвокат Эрик Нелсон утверждал, что суд "злоупотребил своими полномочиями", отказавшись перенести судебные слушания в другой город и не изолировав присяжных от воздействия прессы, - в результате они испытывали постоянное давление и не могли принять беспристрастное решение.

Необычным следует признать и тройное обвинение. Майк Фримен, прокурор графства Хэннепин, на территории которого произошло преступление, первоначально вменил Шовену убийство третьей степени (непредумышленное)

и причинение смерти по неосторожности второй степени. Эта формула обвинения вызвала взрыв негодования. Родственники покойного и их адвокаты считали Шовена виновным в преднамеренном убийстве на почве расизма. Сейчас уже известно, что Дерек Шовен был готов признать себя виновным в убийстве третьей степени и соглашался на лишение свободы сроком до 10 лет. Однако тогдашний министр юстиции США Уильям Барр отверг сделку, не без оснований полагая, что слишком легкое наказание приведет к новым беспорядкам.

Генеральный прокурор штата Кит Эллисон забрал дело под свой надзор. Но и он понимал, что доказать умышленное убийство в суде нереально, и квалифицировал действия Шовена как убийство второй степени - непреднамеренное убийство в ходе совершения другого уголовного преступления. Судья Кэхилл исключил из формулы обвинения более легкую статью исходя из того, что она поглощается более тяжкой. Однако обвинение обжаловало это решение. Логика прокуроров заключалась в том, что если не удастся убедить присяжных в виновности Шовена в убийстве второй степени, то есть надежда, что они вынесут обвинительный вердикт по убийству третьей степени. Апелляционный суд штата постановил, что обвиняемому следует инкриминировать обе статьи.

Перестраховка не понадобилась: жюри признало Шовена виновным по всем трем пунктам. Если бы сроки складывались, Шовена могли приговорить к 75 годам лишения свободы. Но по существующим в Миннесоте нормам более тяжкое наказание поглощает менее тяжкие. Однако суд счел отягчающими обстоятельствами особую жестокость Шовена и тот факт, что он проявлял эту жестокость на глазах у несовершеннолетних наблюдателей.  

Казалось бы, семья Флойда может праздновать победу. Помимо сурового приговора она получила от города - безо всякого суда - 27 миллионов долларов компенсации за свое горе, хотя ее члены не видели Джорджа годами и не испытывали потребности увидеть. Они, однако, остались недовольны слишком мягким, по их мнению, приговором. Адвокат семьи Бен Крамп в своем заявлении по поводу приговора сделал акцент на расистском характере преступления, хотя на суде речь о расистских мотивах Шовена вообще не шла.

"Сегодня Америке предоставляется возможность совершить решительный поворот, - сказал Крамп. - Это самый суровый в истории штата Миннесота приговор, когда-либо вынесенный офицеру полиции. Но он не должен стать исключением. Это должно быть нормой. Если бы существовала настоящая справедливость, Джордж Флойд был бы сейчас здесь со своей семьей. То, что произошло сегодня, - это привлечение к некоторой ответственности, но существуют еще федеральные обвинения, и поскольку семья рассчитывает на максимальное наказание, мы также настаиваем на максимуме. Мы должны помнить: настоящее правосудие в Америке наступит тогда, когда люди не должны будут бояться, что их убьет полиция только из-за цвета их кожи".

Да, Шовену предъявлены федеральные обвинения в нарушении гражданских прав Джорджа Флойда и 14-летнего подростка, которого он задерживал в сентябре 2017 года с применением того же удушающего приема. А в марте начнут судить троих патрульных, участвовавших в задержании Флойда.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27 от 2 июля 2021

Заголовок в газете: Гарантированный приговор

Новости региона

Все новости