Городские школы Нью-Йорка получат нового руководителя

Ричард Карранза уходит в оставку

Руководитель Департамента образования (DOE) города Нью-Йорка Ричард Карранза уходит в отставку. За три года его руководства городская школьная система была полностью реформирована – и во многом не в лучшую сторону. Возможно, именно поэтому новость об отставке вызвала в соцсетях шквал эмоций – от сдержанной радости до откровенного ликования.

Ричард Карранза уходит в оставку
Фото: Pixabay.

Для меня было честью возглавлять DOE, и я от всего сердца хочу поблагодарить за возможность служить детям, - сказал Карранза на брифинге для прессы с мэром Биллом де Блазио.

В отставку он решил уйти, по собственным словам, добровольно, потеряв во время пандемии одиннадцать близких друзей семьи: «Я житель Нью-Йорка не по месту рождения, а по собственному выбору. И как любому ньюйоркцу, мне нужно время, чтобы горевать по ушедшим. Мы проделали отличную работу по реформированию самого большого школьного округа в стране, и теперь я могу спокойно уйти и заняться личными делами».

Карранза действительно успел сделать довольно много с тех пор, как возглавил DOE в апреле 2018 года. И если до пандемии ему, как и другим чиновникам городской администрации, приходилось действовать с оглядкой на мнение ньюйоркцев, то в последний год он развернулся широко, от всей души реформируя школьное образование в соответствии с востребованной идеологией.

Наследие Карранзы

Ричард Карранза начинал свою карьеру как учитель для двуязычных детей, а затем стал директором школы в городе Тусон, штат Аризона. Он дослужился до суперинтенданта одного из школьных округов в Лас-Вегасе, откуда перешел сначала на позицию заместителя суперинтенданта, а затем стал суперинтендантом Объединенного школьного округа Сан-Франциско. С осени 2016 года Карранза занимал должность суперинтенданта Хьюстонского школьного округа. Контракт был подписан на три года, однако уже в апреле 2018 года он объявил о переходе на пост главы DOE Нью-Йорка. Для его коллег в Хьюстоне это стало полной неожиданностью: до этого он неоднократно публично заявлял, что никаких проблем и конфликтов нет и он вполне доволен работой в штате Техас.

Но, конечно, нельзя укорять человека в желании подняться по карьерной лестнице, даже если этому предшествовали тайные переговоры. Для человека с такими амбициями Хьюстонский округ – это то самое «королевство маловато, развернуться негде». А возглавить крупнейший школьный округ в стране предлагают не каждый день.

Карранза идеально вписался в нью-йоркскую администрацию мэра де Блазио. Так, в 2018 году руководство DOE инициировало план по отмене специализированных вступительных экзаменов в средние школы города. Именно тогда прозвучали громкие обвинения в сегрегации, а Карранза заявил, что не должно быть у «какой-либо этнической группы право посещать эти школы». Намек был явно на учеников азиатского происхождения, которых заметно больше среди других учеников спецшкол. Тогда Карранзу обвинили в антиазиатском расизме; он отказался извиняться за свои высказывания, но план отмены экзаменов на время отложили.

В мае 2019 года разразился новый скандал: Карранзу обвинили в понижении или отстранении от должностей четырех топ-менеджеров DOE за то, что они были белыми. Как писала тогда The Post, «под его руководством белым сотрудникам говорят, что они должны отказаться от своих постов или части полномочий независимо от того, насколько хорошо они работают». Именно в это время DOE нанимал множество высокооплачиваемых консультантов, которые проводили обучающие семинары для менеджеров и педагогов на темы превосходства белых и институционального расизма. В итоге в июне 2019 года девять членов городского совета Нью-Йорка обратились к мэру Биллу де Блазио с просьбой уволить Карранзу, обвинив последнего в подстрекательских действиях. «С момента приезда в Нью-Йорк в апреле 2018 года канцлер Карранза по праву сосредоточился на создании более справедливой школьной системы, но его комментарии и действия сделали систему еще более разделенной», - говорилось в письме. Критики утверждали, что академическая образовательная программа при новом главе DOE стала слабее, а приоритеты расставлены на основе этнического разнообразия, а не качества. Однако поддержать это обращение и таким образом навлечь на себя обвинения в расизме решились не все. С ответным письмом выступили другие члены городского совета, включая председателя Комитета по образованию, которые выразили поддержку действиям мэра и DOE.

После этого уже ничто не могло остановить надвигающиеся реформы, и в августе 2019 года Консультативная группа по вопросам школьного разнообразия, созданная де Блазио и Карранзой, представила свои планы по реформированию системы школьного образования. Комиссия тогда предложила полностью избавиться от очень востребованной программы по обучению одаренных и талантливых детей (G&T), а также от принципов отбора учащихся на основе оценок, поведения и посещаемости. Подобные правила приема «несправедливо блокируют образовательные возможности для афроамериканцев и латиноамериканцев с низким уровнем дохода», говорилось в отчете Консультативной группы. Отмечалось, что программа G&T является «способом избежать необходимой интеграции», в результате чего «количество белых и азиатских студентов в программах G&T намного превышает количество чернокожих студентов и студентов-латиноамериканцев и пропорционально отличается от общегородского набора белых и азиатских студентов» (по статистике, 81% учеников в G&T классах – белой или азиатской расы). Поэтому вместо того, чтобы сделать подготовительные классы более доступными или улучшить качество образования в школах с низким рейтингом, была дана кардинальная рекомендация: отменить классы G&T вовсе. Этот проект тогда вызвал грандиозную волну критики и вполне ожидаемый гнев родителей, и городские власти отступили, взяв паузу на «обсуждение и дальнейшие разработки».

Мэр и глава DOE активно продвигали программу Discovery, по которой в специализированных школах вводилась процентная норма для учеников, которые плохо учатся или прогуливают школу, детей из бедных семей, которые живут в плохих районах и посещают отстающие школы с низкими рейтингами. Перед началом 2019/2020 учебного года DOE официально объявил о том, что 20% мест в каждой специализированной средней и старшей школе из числа участвующих в программе Discovery должны быть забронированы именно для таких учеников.

Кровати переставили, что дальше?

Десегрегация и равные возможности для каждого ребенка – это, безусловно, замечательная идея, но что происходит с уровнем академического образования под руководством реформаторов? В сентябре 2019 года был опубликован ежегодный отчет об успеваемости в городских школах (последний до того, как началась эпидемия). Всего лишь 47,4% городских школьников, сдав экзамен по английскому языку, получили оценки, соответствующие их возрастному уровню; по математике такой уровень знаний показали 45,6% школьников.

Как же решить проблему с плохой успеваемостью? Не было бы счастья, как говорится, да несчастье помогло. Осенью 2020 года Карранза, ссылаясь на эпидемию, заявил о необходимости обновления системы оценок в школах. В этом учебном году каждая школа получила право выбрать собственную систему оценок. Можно оставить шкалу от 1 до 4, можно выбрать числовую (где 100 баллов – самая высокая оценка) или алфавитную (A-D). То есть если ребенок не выполнил задание, но присутствовал на уроке и демонстрировал хоть малейшие усилия, то учитель вполне может поставить ему хорошую оценку. Посещаемость занятий – как очно, так и заочно – больше не учитывается при выставлении оценок, равно как и вовремя сданные домашние задания. Легкое движение компьютерной мышки и – вуаля! - вчерашние двоечники превращаются как минимум в «хорошистов», а успеваемость тех, кто действительно хорошо учится, вообще ни на что не влияет. Карранза в лучших советских традициях заявлял, что изменения вводятся «по просьбам учащихся и их семей, а также администрации учебных заведений».

Чем еще запомнится правление Карранзы? В декабре 2020 года все-таки было объявлено об отмене отборочных вступительных экзаменов в средние специализированные школы. Теперь в учебных заведениях, куда подается много заявок от абитуриентов, прием будет вестись на основе лотереи. Представьте себе: лотерея для будущих художников. Кто выиграет, тот и пойдет учиться в такую школу, а умеет этот ученик рисовать, видел ли он вообще когда-либо палитру – это дело десятое, главное, не нарушен принцип равенства. Конечно, различные родительские организации выступали с протестами против всех этих нововведений, но кто будет обращать внимание на голоса негодующих, когда у нас эпидемия на дворе?

Не удалось найти общий язык Карранзе и с учительским профсоюзом. DOE обвиняют в том, что власти приуменьшали опасность и отказывались закрывать школы на карантин весной прошлого года. 85 сотрудников DOE (педагоги, консультанты, сотрудники администрации школ, работники буфетов, уборщики и так далее) умерли от COVID-19 с начала эпидемии, большинство из них скончались в первую весеннюю «волну». Критики убеждены, что многих можно было бы спасти, если бы власти не тянули с закрытием учебных заведений.

Сосредоточившись на реформах по десегрегации, DOE полностью провалил план открытия школ в начале этого учебного года. Сначала не могли договориться с профсоюзами, несмотря на то, что уровень заражений в городе в сентябре - октябре был довольно низок. Тянули до последнего и частично открыли, чтобы вновь закрыть в ноябре из-за роста заражений. Потом вновь открыли – оказалось, что вероятность заразиться вирусом в школе незначительна, и тогда власти приняли решение частично открыть некоторые школы на полную учебную неделю. Вот такие «качели», на которых безо всякого удовольствия по воле властей качаются семьи с детьми младшего школьного возраста; с конца февраля к ним присоединились и ученики средних школ, которым разрешили вернуться в классы. Заметим, что религиозные и частные школы в городе открыты на полную учебную неделю с самого начала учебного года. Неудивительно, что в эти школы сейчас наплыв желающих из тех семей, которые могут себе позволить оплатить нормальное образование для своих детей. Другие родители вынуждены объединяться небольшими группами и организовывать классы на дому. Получается, что больше всего страдают от недостатка образования как раз те дети, о которых в течение всей своей каденции заботился Карранза: из семей с низким уровнем образования и достатка.

В итоге в большинстве городских школ наблюдается значительная нехватка учеников: общее количество учащихся упало на 4% по сравнению с предыдущим годом, и в результате многие директора могут начать следующий год с серьезными долгами (ведь школы получают деньги из бюджета в расчете на каждого ученика). В бюджете DOE огромные дыры, а отсутствие ясного плана работы в следующем учебном году отталкивает родителей от того, чтобы записать детей в городские школы. За несколько месяцев эпидемии из DOE ушли несколько топ-менеджеров, включая первого заместителя канцлера Шерил Уотсон-Харрис, руководителя административного подразделения Урсулину Рамирес и старшего советника Элисон Хирш. Именно тогда поползли слухи и о возможной отставке Карранзы, но их неоднократно публично отрицали. Однако всем, кто так или иначе связан с работой DOE, было понятно, что это решение не за горами. Учитывая все возрастающую волну критики действий городских властей и грядущие выборы мэра, как говорится, «вовремя предать – это значит предвидеть».

На новость об отставке отреагировал член городского совета Джо Борелли, разместив в соцсетях обращение к главе DOE: «Канцлер школы Ричард Карранза уходит в отставку. Он был катастрофой с первого дня… Я прошу его отставки с осени. Слезного прощания не будет. По иронии судьбы, оба ваших бывших школьных округа, похоже, успешно реализуют свои планы по повторному открытию. Надеюсь, теперь и мы будем столь же удачливы».

Кто придет на смену

Объявлено, что Карранза уйдет со своего поста 15 марта. Его заменит Мейша Портер, которая сейчас является школьным суперинтендантом Бронкса. Городские власти с гордостью подчеркивают, что она станет первой афроамериканкой, занявшей кресло главы DOE.

В отличие от «понаехавшего» Карранзы, Портер – коренная жительница Нью-Йорка. Она родилась в 1973 году в Квинсе, ее вырастила мать-одиночка, которая тоже работала учительницей. Портер много лет живет и работает в Бронксе. Карранза назвал свою преемницу «жительницей города, которая ест, пьет, спит – и все это время думает о Нью-Йорке и его детях». Знал бы он замечательную повесть в стихах Леонида Филатова, наверняка смог бы процитировать: «Утром мажу бутерброд - сразу мысль: а как народ?».

С думами о народе Портер уже объявила о своих первых шагах в должности руководителя DOE.

- Реальность такова, что сегрегация существует, и я не собираюсь уклоняться от необходимости предотвратить неравенство в процессе приема в учебные заведения. Главным приоритетом будет реализация инициатив по разнообразию, созданию равных возможностей и доступу к качественному образованию для всех.

Мейша Росс-Портер окончила среднюю профессионально-техническую школу Квинса, а затем получила степень бакалавра искусств по английскому языку в Хантер-колледже. Позже она получила степень магистра в области управления и надзора в колледже Мерси и завершила сертификацию руководителя школьного округа в городском Advanced Leadership Institute.

Ее карьерный путь в области образования начался, когда ей было 17 лет. Как она сама рассказывает, она возглавляла тогда антинаркотическую организацию для подростков. Ричард Кахан, в то время курировавший городское планирование в Бронксе, пригласил ее присоединиться к команде единомышленников. Вместе с Портер они основали Школу права, правительства и правосудия в Бронксе для учеников с 6-го по 12-й классы. Сначала Портер по приглашению Кахана отвечала за внешние связи школы, затем стала преподавателем английского языка, потом помощником директора и, наконец, директором. Кстати, в 2007 году эта школа получила низшую оценку в общесистемном рейтинге Департамента образования. Но это не помешало Портер в продвижении по карьерной лестнице. С 2018 года она работала суперинтендантом 11-го учебного округа (туда входят районы Пелхэм-Паркуэй, Истчестер и Вудлоун) в Бронксе. Как заявили в мэрии, за это время количество выпускников увеличилось с 67,4 в 2018 году до 73, что на 5,7% больше, чем в других районах города. Однако на сайте Greatschools.org, где публикуются независимые рейтинги школ, об 11-м округе говорится так: «Тревожный знак: большое количество школ (55%) в этом округе имеют качественный рейтинг ниже среднего». Портер получила премию Национальной ассоциации негритянских женщин Sojourner Truth, почетную степень колледжа Мерси и имеет много наград как от штата, так и от городских властей.

Торжественность объявления Мейши Портер новым главой DOE была подпорчена иском, поданным преподавателем из Бронкса Рафаэлой Эспиналь. Мисс Эспиналь утверждает, что ее несправедливо уволили в том числе и за то, что она отказалась имитировать приветствие мифического африканского племени Ваканда из фильма «Черная пантера», ставшее негласным символом приветствия афроамериканцев. Портер неоднократно просила подчиненных скрестить руки на груди и выставляла эти фотографии в своем аккаунте в «Твиттере». Когда Рафаэла Эспиналь - американка доминиканского происхождения, которая называет себя афро-латиноамериканкой - отказалась присоединиться, ее предупредили, что «не участвовать неприемлемо». Согласно иску, Эспиналь оставалось работать около года до получения пожизненной пенсии от DOE, но ее неожиданно уволили после этого инцидента. Иск на 40 миллионов долларов подан против DOE города и его руководства. В свою очередь DOE настаивает, что знаменитый жест скрещивания рук не относится к «силе черных», а вместо этого является «символом Бронкса».

Сама же Портер называет себя в «Твиттере» «гордым продуктом государственных школ Нью-Йорка» и «поборницей справедливости». Очевидно, что она продолжит проложенный Карранзой курс на реформирование остатков школьной системы.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №10 от 5 марта 2021

Заголовок в газете: Смена караула

Новости региона

Все новости