Жить на планете стало чуть безопаснее

Терроризм в цифрах

Австралийский Институт экономики и мира преподнес нам на праздник небольшой подарок: за пятилетний период с 2014-го по 2019 год число террористических актов в мире сократилось более чем наполовину, понижательная тенденция сохранилась, по-видимому, и в 2020 году.

Терроризм в цифрах
Фото: Pixabay.

Всего от рук террористов в 2019 г. погибли 13 826 человек, что на 15% меньше, чем годом ранее, и на 59% меньше, чем в 2014 г. Значительно сократился и материальный ущерб от террора: в 2019 году он составил оценочно $26,4 млрд, в 2018 году урон был на 25% больше, а в пиковом 2014-м - на 77% больше.

Причины понижательного тренда аналитики видят в ослаблении организации «Исламское государство», которая бесчинствовала в Сирии и Ираке, а также в улучшении координации антитеррористических мероприятий как внутри отдельных государств, так и между ними.

Только в двух странах, Афганистане и Нигерии, жертв террора в 2019 г. было больше 1 тыс., хотя и там прогресс явно налицо. В 2015 г. отметку в 1 тыс. смертей перешагнули шесть стран.

В течение длительного времени усилия Вооруженных сил США были сосредоточены на борьбе с терроризмом, и это в конце концов принесло свои плоды. В 2018 г. администрация Трампа переключила внимание с террора (американские войска покидают Ирак, Сирию, Афганистан) на противодействие Китаю и России, поэтому неясно, поднимет ли снова голову терроризм или будет затухать и далее.

Самой опасной террористической организацией 2019 г. аналитики назвали афганский «Талибан» — невзирая на то, что число террористических акций в ее активе понизилось на 18 процентов. Семь из десяти стран, испытавших наибольший прирост актов террора, находятся в «черной Африке», куда с Ближнего Востока переместились ИГИЛ и «Аль-Каида». В этой «невеликолепной семерке» на первом месте стоит Буркина-Фасо (бывшая Верхняя Вольта); там с 2018 г. по 2019 г. число диверсий подскочило с 86 до 593. На втором месте идет Шри-Ланка, где исламисты на Пасху взрывали христианские храмы; эти происшествия были самые кровопролитные в 2019 г. По общему числу жертв террора скорбный список возглавляет Южная Азия.

Что касается Запада, то наибольшую опасность на террористическом направлении, по мнению австралийских специалистов, представляют праворадикальные группировки. Недалеко от них отстоят симпатизанты ИГИЛ, получающие финансирование извне и коммуницирующие с помощью социальных сетей.

Век свободы не видать

Президент Обама пытался закрыть тюрьму Гуантанамо на американской военной базе на Кубе и перевести ее обитателей в США, но наткнулся на непреодолимое сопротивление Конгресса. Президент Трамп, напротив, хотел увеличить число заключенных в Гуантанамо, и у него тоже ничего не вышло. Что предпримет в этом смысле президент Байден, если вообще предпримет что-либо? Официально он, как и многие его соратники на левом фланге Демпартии, выступает за закрытие учреждения.

Тюрьма сверхстрогого режима в Гуантанамо открылась в январе 2002 г., через четыре месяца после нападения на Башни-близнецы в Нью-Йорке. Первая партия завезенных туда зэков состояла из 20 боевиков «Талибана» и «Аль-Каиды», захваченных в Афганистане. Администрация Буша-младшего квалифицировала их как террористов, а не как военнопленных, подпадающих под действие Женевской конвенции о гуманном обращении с плененным противником. Жесткий правовой регламент в случае с исламистами облегчал и тот факт, что тюрьма расположена не на территории США, и все множество правил, регулирующих обычные пенитенциарные заведения, на ее администрацию не распространяются.

На пике в середине нулевых в Гуантанамо находилось около 800 заключенных, сейчас их осталось всего сорок. Все как один махровые террористы. Из них пятеро были причастны к терактам 11 сентября (суд над ними еще не начался), а один - к подрыву ракетоносца ВМФ США «Cole» в октябре 2000 г. Их содержание в расчете на одного зэка обходится американскому налогоплательщику в $13 млн в год.

То, что заключенным после стольких лет, проведенных в темнице, не предъявлены обвинения, однозначно идет вразрез с американскими юридическими нормами. Такова позиция левых. Но только с традиционными нормами, относящимися к уголовникам, не к террористам, возражают им правые. Терроризм есть политическое, а не уголовное деяние, и его адептов дозволено держать взаперти бессрочно, не предъявляя им обвинений. Причем воздерживаясь от суда над ними даже через посредство военных трибуналов, на которых у обвиняемых тоже есть право на защиту и на ознакомление с доказательствами их вины, добытыми мерами, зачастую не подлежащими разглашению.

При Буше-младшем 550 заключенных Гуантанамо были переданы властям Пакистана, Афганистана и Саудовской Аравии. Обама сделал то же самое с 200 заключенными. При Трампе контингент понизился ровно на одну душу, с 41 до 40. Правда, трамписты воспрепятствовали освобождению пятерых боевиков, отобранных предыдущей администрацией. Отпустить остальных, самых закоренелых, зная, что они с большой вероятностью вернутся к террористической деятельности, у республиканцев рука не поднималась.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №1 от 1 января 2021

Заголовок в газете: Терроризм в цифрах

Новости региона

Все новости