Минюст обвинил Йель в дискриминации белых и азиатских абитуриентов

Министерство юстиции обвинило Йельский университет в том, что он «незаконно дискриминирует» белых и азиатских абитуриентов

Более чем двухлетнее расследование о том, как поступают абитуриенты в колледжи «Лиги плюща», показало, что «расовая принадлежность каждый год является определяющим фактором в сотнях решений о приеме в нарушение Раздела VI Закона о гражданских правах 1964 года», говорится в официальном заявлении Министерства юстиции. Расследование началось в ответ на жалобы азиатско-американских абитуриентов.

Министерство юстиции обвинило Йельский университет в том, что он «незаконно дискриминирует» белых и азиатских абитуриентов
wikimedia commons

Мы уже писали о том, как студенты, которым, по их мнению, несправедливо отказали в поступлении, решились пойти судебной войной против всемирно известных университетов. В августе 2017 года несостоявшийся студент Остин Джиа подал в суд на Гарвард, обвиняя колледж, входящий в престижную Лигу плюща, в дискриминации по расовому признаку. У Остина были превосходные оценки по всем тестам, он также принимал участие в клубе дебатов, играл в оркестре штата, являлся капитаном спортивной команды – казалось бы, о таком студенте можно только мечтать. Он подал свои документы на поступление осенью 2015 года и не прошел. «Студенты с гораздо меньшими баллами, чем у меня, поступили в Гарвард и другие колледжи Лиги плюща, – заявил на пресс-конференции Джиа. – Они не были азиатами». Организация «Студенты за честное поступление» (Students for Fair Admissions), которая помогла Джиа составить иск, заявила: «Существующая система расовых квот противоречит нашим основным принципам гражданских прав, и эти принципы заключаются в том, что ваша раса и ваша этническая принадлежность не могут быть использованы для достижения личных целей». Роджер Клегг, президент и главный юрисконсульт Центра равных возможностей (Centre for Equal Opportunity), заявил, что «вся проблема использования расы в образовании рассматривается по-новому в связи с тем, что дискриминации стали подвергаться другие меньшинства, то есть представители азиатских общин. Поскольку демография страны меняется, существующая политика приема в специализированные школы и колледжи вызывает вопросы».

Как бы в продолжение разбирательств, 3 июля 2018 года администрация Трампа заявила об отмене облегченной политики приема в колледжи представителей расовых меньшинств. Белый дом пообещал восстановить правила приема в учебные заведения, установленные во время правления Джорджа Буша, названные «расово нейтральными методами», «официально ослепнувшими» или «дальтонизмом». Смысл их в том, что при поступлении в колледж не должны делаться поблажки только на основании цвета кожи абитуриента. Впрочем, администрации частных колледжей тут же поспешили заверить, что не будут следовать указаниям президента и продолжат поддерживать меньшинства.

Квоты, оправданные Верховным судом

Руководство колледжей пользуется сейчас тем, что еще 17 лет назад они получили поддержку Верховного суда. Когда юридический факультет Мичиганского университета отказал в приеме Барбаре Грюттер, белой абитуриентке из штата Мичиган с 3,8 GPA и 161 баллом LSAT, она подала иск о дискриминации по расовому признаку. Она утверждала, что факультет использует расу как «преобладающий» фактор, давая абитуриентам, принадлежащим к группам определенных меньшинств, значительно больше шансов на поступление. Ли Боллингер, тогдашний президент Мичиганского университета, выступал ответчиком по данному иску. Университет утверждал, что существует непреодолимая заинтересованность государства в обеспечении «критической массы» студентов из групп меньшинств, особенно афроамериканцев и латиноамериканцев. Также говорилось, что особые правила приема направлены на то, чтобы гарантировать, что «студенты из числа меньшинств не будут чувствовать себя изолированными», побудить всех студентов «мыслить критически и пересмотреть стереотипы». В марте 2001 года судья окружного суда США Бернард А. Фридман постановил, что политика приема была неконституционной, поскольку она «четко учитывает» расу абитуриентов и «практически неотличима от системы квот». Однако в мае 2002 года Апелляционный суд шестого округа отменил это решение. Наконец, в 2003 году Верховный суд США постановил, что Конституция «не запрещает узкоспециализированное использование… расовой принадлежности при принятии решений о зачислении». Суд отметил, что когда-нибудь в будущем, возможно, через двадцать пять лет, такие «расово-позитивные действия» больше не будут необходимы для поощрения разнообразия. Подразумевалось, что такого рода расовые квоты не должны иметь постоянного статуса и что в конечном итоге должна быть реализована политика «дальтонизма».

С тех пор университетам по всей стране было фактически разрешено использовать расу как дополнительный фактор при принятии решения о зачислении того или иного студента. До тех пор, пока в борьбу за свои права не включились азиатско-американские абитуриенты. К иску Джиа стали присоединяться и другие несостоявшиеся студенты.

Первое наступление началось на Гарвардский университет. По результатам расследования, в марте этого года Министерство юстиции от имени азиатско-американских истцов подало иск против Гарвардского университета за использование расовых предпочтений при приеме студентов. Иск, однако, остался практически незамеченным, потому что мир захватила пандемия коронавируса.

- Согласно закону, расовая принадлежность абитуриентов может приниматься во внимание при условии, что она способствует решению «неотложных интересов» государства, - говорится в заявлении Центра равных возможностей. – С 2003 года университеты пользуются этим решением. Иск к Гарварду сейчас находится на рассмотрении Апелляционного суда США первого округа, но в конечном итоге дело будет передано в Верховный суд США. Вероятно, это произойдет уже в следующем году. Мы хотим отметить, что критически важно, чтобы суд пересмотрел свое постановление 2003 года о том, что «расовое разнообразие» оправдывает дискриминацию. Министерство юстиции заслуживает особой похвалы за то, что бросило вызов Гарварду, поскольку это повышает вероятность победы в Верховном суде.

В чем обвиняют Йель

13 августа Министерство юстиции выступило с обвинениями против Йеля, другого университета Лиги плюща. Было заявлено, что Йельский университет должен согласиться не использовать расу или национальное происхождение в качестве критериев при приеме абитуриентов на бакалавриат уже в 2020-2021 учебном году. В случае, если расовую принадлежность все-таки будут учитывать, то университет должен сначала представить в Министерство юстиции подтверждение того, что он действует четко в рамках закона, а также план с указанием конкретной даты прекращения расовой дискриминации.

Обращаясь к тому же решению суда от 2003 года, Карен Пирт, пресс-секретарь университета, сообщила в заявлении CNBC: «Мы гордимся порядком приема в Йельский университет и не будем менять его на основании такого безосновательного и поспешного обвинения Министерства юстиции. В Йельском университете мы смотрим на человека в целом, когда выбираем, кого принять среди многих тысяч высококвалифицированных кандидатов».

Исследование, проведенное Министерством юстиции, показало, что американцы азиатского происхождения и белые абитуриенты имеют гораздо меньшую вероятность зачисления в Йельский университет, чем чернокожие студенты с аналогичным академическим резюме, говорится в пресс-релизе.

- Не существует такой вещи, как правильная форма расовой дискриминации, - сказано в заявлении Эрика Драйбанда, помощника генерального прокурора Отдела гражданских прав департамента. - Незаконное разделение американцев на расовые и этнические блоки порождает стереотипы и раскол. Давно пора признать, что со всеми людьми следует обращаться с порядочностью и уважением, не принимая во внимание цвет их кожи. В 1890 году Фредерик Дуглас (американский писатель, журналист, аболиционист, общественный деятель. – Ред.) заявил, что «задача правительства состоит в том, чтобы держать всех под своим широким щитом и следить за тем, чтобы каждый американский гражданин был одинаково защищен своими гражданскими и личными правами». Министерство юстиции согласно с этими словами и будет продолжать борьбу за гражданские права всех людей нашей страны.

В заявлении Министерства юстиции отмечено, что в качестве условия получения миллионов долларов от налогоплательщиков Йель соглашался соблюдать Раздел VI Закона о гражданских правах 1964 года, краеугольного закона о гражданских правах. Он запрещает дискриминацию по признаку расы, цвета кожи или национального происхождения, тем более в учреждениях, которые получают федеральную финансовую помощь. При этом Министерство юстиции обнаружило, что «Йельский университет допускает дискриминацию по признаку расы и национального происхождения при приеме в бакалавриат, и эта раса является определяющим фактором при принятии сотен решений о приеме ежегодно… Йельский университет ежегодно отклоняет множество абитуриентов из числа американцев азиатского происхождения и белых абитуриентов на этом основании; он признал бы их, будь они другой расы… Йельский университет учитывает расу поступающих на нескольких этапах приема, что приводит к значительному влиянию этого фактора на вероятность поступления абитуриента».

В отдельном письме Минюст предупредил, что, если Йельский университет не согласится с требуемыми изменениями до 27 августа, Министерство юстиции «будет готово подать иск для обеспечения выполнения обязательств Йельского университета по Разделу VI».

Русскоязычным квоты не предусмотрены

Многим русскоязычным иммигрантам существующее правило «разнообразия» может напомнить о негласной «еврейской квоте», принятой в советских вузах, когда в институты брали только определенное количество студентов-евреев, а остальных, несмотря на их таланты и старания, отсеивали.

– Русскоязычные родители в большинстве своем так же серьезно относятся к образованию своих детей, как и выходцы из азиатских стран, – говорит сотрудница Центра дополнительного образования для талантливых детей Илона Старк. – Нередко бывает так, что родители-иммигранты вкладывают в дополнительное образование детей все, что заработали, буквально выкладываются до последнего, чтобы их дети поступили в хороший колледж и обеспечили себе прекрасное будущее. Поскольку отдельной графы для русскоязычных в большинстве колледжей нет, то такие абитуриенты идут на общих основаниях как Caucasians (белые), и такое квотирование уменьшает их шансы на поступление.

Как и в случае с любым расовым вопросом, ситуация при отборе поступающих в колледжи непростая, и принимать решение тут нужно очень аккуратно. Однако очевидно, что политика расового квотирования вызвала множество споров и открыла возможности для различных судебных исков. Через восемь лет истекает упомянутый в решении Верховного суда от 2003 года срок в 25 лет – возможно, к тому моменту расовые преимущества уступят место политике «дальтонизма», и нам осталось подождать еще немного для отмены «расово правильных» квот.

Новости региона

Все новости