В отличие от ресторанов и баров в других регионах штата, которые получили разрешение возобновить обслуживание клиентов внутри ресторанных залов, рестораторы в городе Нью-Йорке по-прежнему могут обслуживать клиентов только на улице, навынос или с доставкой на дом. В этой довольно критической обстановке для ресторанного бизнеса мэр Билл де Блазио радостно объявил 10 августа, что обслуживание на открытом воздухе продолжится и летом следующего года, назвав это «новой традицией Нью-Йорка». Как выживать ресторанам до этого времени, городской глава не уточнил.
Неудивительно, что рестораторы Нью-Йорка приняли участие во флешмобе с раздеванием, опубликовав в соцсетях свои обнаженные фотографии с хэштегами #barerestaurants и #голые рестораны. «Голый протест» задуман для того, чтобы привлечь внимание властей к кризису в ресторанной сфере.
- Эти фотографии символизируют наше тяжелое положение во время карантина: у барменов, официантов и владельцев ресторанов нет работы и дохода, мы в прямом смысле чувствуем себя «голыми» и просим о помощи правительство, - рассказывает один из активных участников акции ресторатор Олег Новиков. – Кстати, в Испании, где и придумали этот флешмоб, в Швейцарии, в других западноевропейских странах власти обратили внимание, оказали налоговую поддержку, выдали безвозвратную помощь. Я думал, что Нью-Йорк первым поможет представителям малого бизнеса, ведь это – кит экономики города! Но, увы, оказалось, что город «кинул» нас, хотя мы не просим милостыни, мы всего лишь хотим работать.
Как рассказал Олег, владелец одного из самых популярных у русскоязычной публики ресторанов Tete-a-Tete в Бруклине, заведения общественного питания в марте закрыли на карантин совершенно неожиданно, за один день. Ведь городские чиновники до последнего призывали людей ходить в рестораны, отдыхать в барах, настаивая, что ситуация под контролем.
- Обычно рестораны раз в неделю закупают большие партии продуктов. И мы тогда закупились на 4 тысячи долларов, у нас были забиты морозилки. И вдруг на следующий день получаем письмо: все, закрывайтесь. Стали решать, что делать дальше. И так совпало, что в эти же дни мне звонит знакомая, которая работает в госпитале на Кони-Айленде, и говорит: медперсонал работает сутками, сбиваются с ног, поесть некогда. И мы стали возить им готовые обеды и ужины. Наших запасов хватило на две недели. Тогда мы кинули клич в соцсетях и предложили сброситься всем, кто хочет помочь с оплатой продуктов для медработников, пенсионеров, инвалидов. В меню были три варианта комплексных обедов: по 7, 10 и 12 долларов. Согласитесь, сумма небольшая для того, кто хочет помочь нуждающимся и выказать свою благодарность врачам, ну и мы при деле.
На самом деле так поступили во время пика эпидемии практически все городские кафе и рестораны. В южном Бруклине объединились русскоязычные рестораторы, поддерживая медработников, пожилых людей и друг друга.
- Бизнес выжил тогда с трудом. Мы договорились с владельцем здания, в котором находится наш ресторан, и он дал скидку на оплату аренды. С марта по июль мы платили всего лишь 50% от всей суммы, начиная с августа платим полностью. Рестораны платят огромные страховки, нам удалось договориться о 10-20-процентных скидках, что уже хорошо. Городские власти в марте объявили о грантах в поддержку малого бизнеса. Мы получили такой грант только в мае! Дали 53 тысячи долларов, которых хватило на полтора месяца. По условиям контракта, грант безвозвратный, если я трачу его на оплату аренды и зарплату сотрудникам, но я не могу вложить эти деньги никуда больше.
20 июля – дату перехода на четвертую ступень снятия карантинных ограничений – городские рестораторы ждали с особенным воодушевлением. Ведь в перечне разрешенных к открытию бизнесов, утвержденном властями штата, были в том числе и заведения общественного питания.
- Мы готовились к открытию: все драили, отчищали. Трудно было собрать команду заново, ведь многие уехали на время карантина из города. Купили продукты. И вдруг: стоп, именно ресторанам открываться нельзя. Ладно, эпидемия, безопасность людей, все понимаем, будем продолжать обслуживать на улице. По нормам, установленным мэрией, надо было поставить столы так, чтобы между сидящими за ними людьми было расстояние в 1,8 метра. Плюс необходимо было оставить проход между столами – еще 2,4 метра. Помню, я еще радовался, что расположение нашего ресторана позволяет все это выполнить. Получилось поставить по обеим сторонам от прохода по пять столиков, каждый рассчитан на четырех посетителей. Я купил специальную уличную мебель, цветочные декорации, украсил дворик иллюминацией. Был такой итальянский дворик в Бруклине. Мы нарисовали план рассадки, отправили его в мэрию на утверждение, через день получили разрешение. Открылись! Столько было радости, люди соскучились, посетителей было много. Выручки было даже больше, чем прошлым летом. Вдруг через две недели такой работы приходит инспектор и говорит: город, мол, ввел новые правила. Как, когда, почему нас не оповестили? Оказывается, они вывесили эти правила на своем сайте, и я «виноват» в том, что вместо того, чтобы вести бизнес, не отслеживал их публикации онлайн. В тот же день после визита инспектора нам прислали официальное письмо с требованием в 24 часа убрать «лишние» пять столов. И вынесли предупреждение. И тут я понимаю, что город в очередной раз «кинул» нас. В прошлом году в Нью-Йорке было 39 тысяч ресторанов, в этом уже половина закрылись. У 60 ресторанов отозваны лицензии на продажу спиртного. Все, это смерть для бизнеса, они уже не откроются заново. Тысячи человек оказались на улице.
По словам Олега, уличные рестораны поставлены сейчас в очень жесткие условия. Так, нельзя ставить шатры, можно лишь устанавливать зонтики от солнца. Если пойдет дождь, зонтики надо закрыть, а обслуживание посетителей прекратить. Те кафе, которые установили свои столики на отведенных властями пустующих парковках, должны убрать их в сентябре. А столы, расставленные на тротуарах, уберут 31 октября. Рестораны работают в половину мощностей: по требованиям, расстояние на кухне между сотрудниками должно быть не меньше 1,8 метра. Учитывая, что в большинстве городских кафе кухоньки совсем небольшие, то и помещаются там всего пара поваров, они же моют посуду, выносят мусор – словом, делают всю работу, потому что больше некому. Что будет дальше с ресторанами – пока непонятно.
«Карантин был необходим; но теперь наша отрасль разрушена в финансовом отношении», - говорится в заявлении Эндрю Риги, исполнительного директора некоммерческой организации, объединяющей городские заведения общепита, NYC Hospitality Alliance. Согласно опросам, 61% арендодателей больше не хотят предоставлять отсрочку по оплате, 90% не будут официально пересматривать условия аренды. В июне арендную плату полностью смогли оплатить лишь 20% ресторанов, в июле – уже 17%.
Ближайшее будущее для рестораторов тоже пока не кажется радужным. Уже потрачены стимулирующие чеки и гранты, а срок действия распоряжения о защите арендаторов истекает 5 сентября. Впереди, похоже, долгая зима.