Как достать билеты на рейс Нью-Йорк - Мпсква

Это не так просто, как может показаться

В середине марта мы, как и все американцы, впервые узнали, что такое карантин. Но если наши англоязычные соседи самоизолировались дома, то мы – русские американцы – тут же почувствовали себя отрезанными от родины, большой семьи, возможности сесть на самолет и через 9-10 часов оказаться в московском аэропорту Шереметьево. То, что раньше воспринималось как обыденность и простое удобство современного открытого мира, вдруг в одночасье стало запретным и перешло в разряд недостижимого.

Это не так просто, как может показаться
wikimedia commons

Каждый год, когда наша средняя дочь заканчивает американскую школу, мы отправляемся на летние каникулы в Москву – к нашим родителям, старшей дочке, истокам, березкам и даче, которую невозможно заменить никакими курортами. Билеты мы берем заранее, еще зимой. И в этот раз мы тоже взяли билеты Нью-Йорк - Москва на конец июня. И вот когда Россия остановила все полеты за границу, стало понятно, что наш единственный путь вырваться на родину –вывозной рейс компании «Аэрофлот», который с конца апреля забирал по несколько сот наших соотечественников из Штатов и доставлял на родину.

Мы зарегистрировались на сайте госуслуг(gosuslugi.ru), ответив на необходимые вопросы. Для этого нужно иметь паспорт гражданина РФ (один на семью) и номер страхового свидетельства СНИЛС. В общем, мы готовы были сесть на первый же вывозной рейс, но, увидев, что они следуют довольно регулярно из Нью-Йорка в Москву (примерно раз в неделю), решили попробовать все-таки дождаться окончания учебного года. Для себя мы выбрали 20-е числа июня - как раз на эти дни у нас был заранее куплен билет, который из-за пандемии отменился, и стали ждать.

Это не так просто, как может показаться и как думали некоторые вокруг нас, кто решил, что после регистрации на госуслугах власти теперь сутки напролет занимаются вашим возвратом, будут вам названивать, писать в личные сообщения, будить по ночам, чтобы усадить поближе к иллюминатору, предложить рис-рыбу-курицу с макаронами на выбор и доставить на родину. Отнюдь. Ждать – это значит вступить во все возможные чаты в вотсапе, телеграм-канале, группы «Фейсбука», где оперативно появляется информация об очередном рейсе. Это значит сдружиться с волонтерами и выбрать в друзья людей, которые быстрее тебя соображают и раньше встают по утрам. Судьбой мне была послана девушка Таня, которая уже прилетела вывозным рейсом в Москву и оттуда следила за судьбой все еще остававшихся взаперти соотечественников.

Регистрация на наш рейс появилась дней за десять до вылета в четыре утра по Нью-Йорку. Таня начала мне звонить и писать – мол, дали рейс, регистрируйся, а то места быстро заканчиваются. Здесь - главная трудность для всех ожидающих вылета. Потому как госуслуги объявляют об очередном рейсе московским рабочим утром или днем, когда в Штатах все спят. С этим карантином я совершенно сбила себе график и спала обычно до 11-12 часов. И, видимо, мне не было предназначено улететь в этом году на родину вообще. Но именно в это утро дети проснулись пораньше, разбудили меня, а я по привычке потянулась к телефону и проверила уведомления и сообщения, в том числе от Тани. Причем так хотелось спать, что подумала - посплю еще, а часов в одиннадцать зарегистрируюсь. И легла. Но в голове поселилась тревога - «места быстро заканчиваются». В итоге в 8:30 я со всеми документами была у компьютера, на сайте госуслуг, где мне предлагали зарегистрироваться на рейс Нью-Йорк - Москва, мест на который оставалось 70. Когда я закончила вбивать все данные, количество мест сократилось до 26, в 9:20 оставалось одно место, а еще через десять минут рейс сняли с сайта. Все места разобрали за пару часов. И это не рекорд. В июле вывозной рейс в Москву из Лос-Анджелеса был заполнен за 20 минут – люди не спали несколько суток подряд, чтоб не пропустить своего шанса. Это ответ на вопрос тех, кто считает, что они не могут зарегистрироваться на рейс, потому что туда берут только блатных, по особым приглашениям, звонку сверху и т.д. Нет. Это война настойчивых и беспокойных с ленивыми и расслабленными. Побеждают первые.

Чтобы зарегистрироваться на рейс, требовался не только загранпаспорт, но и адрес, по которому пассажир будет проходить карантин, обязательный до первого августа для всех прибывающих из неблагополучных по эпидемической ситуации стран. США в этом плане неблагополучные.

Вот именно из-за этого карантина многие соотечественники, проживающие не в Москве и Подмосковье, долго не могли попасть на вывозные рейсы. Дело в том, что каждый рейс вез пассажиров только из определенных регионов. Москву и Московскую область - практически всегда, так как рано или поздно самолет окажется в Шереметьево. А вот с остальными регионами сложнее. Добрые губернаторы организовывают автобусы или даже авиарейсы, чтобы забрать своих пассажиров. Злых и бездушных губернаторов не заботят проблемы возвращающихся из-за рубежа жителей их регионов, чтобы организовывать их доставку домой.

После того, как регистрация на рейс прошла, сайт госуслуг выдает номер-подтверждение - один на семью. Это не значит, что вас подтвердили на рейс, но значит, что вы уже в системе. Теперь уже можно расслабиться и ждать. Если заявка одобрена, то номер появляется в списке, который тоже публикуется во всех чатах и форумах в вотсап и телеграм-канале. В случае отказа в регистрации придет соответствующее уведомление, либо вам напишут, что что-то с вашей заявкой не так - например, истек срок действия российского паспорта и необходимо срочно решить этот вопрос с консульством.

Так было в случае с моей тетей, которая после нас уже оформилась на вывозной рейс, но срок ее паспорта истек во время карантина, когда все государственные учреждения были закрыты. Она уведомила консульство и ее пропустили на рейс с особой отметкой, о которой расскажу чуть позже.

В аэропорту у пассажиров есть два варианта оформления билетов. Если никаких билетов «Аэрофлота» заранее куплено не было, то пассажиры приобретают их в один конец по фиксированной цене – примерно около 500-550 долларов на человека (принимают только наличные). Так как мы покупали билет заранее, и авиакомпания его отменила, то сотрудники «Аэрофлота» зачли нам его в стоимость вывозного рейса. То есть за билет до Москвы с нас ничего не взяли. Оплачивали мы только багаж, так как выяснилось, что никакие priority карточки (как часто летающих пассажиров) на этом рейсе не действуют. Если багажное место докупать на сайте, то вы потратите 84 доллара, а прямо в аэропорту чуть дороже - 100 долларов.

Дальше все как обычно. Удивительно только видеть аэропорт JFK абсолютно пустым. В тот день из Нью-Йорка уходил только наш рейс до Москвы и еще один до Парижа.

Мест свободных в салоне не было, большинство пассажиров сидят в масках. Каждые три часа бортпроводники забирают старые маски и выдают желающим новые, предупреждая о принципах безопасности. Маски никто носить не заставляет. Большинство детей их сняли практически сразу, многие пассажиры также к концу полета от масок устали.

Стюардессы проводили обслуживание весь полет в масках и перчатках, пледы в целях безопасности не выдавали. После посадки самолета началось самое интересное и утомительное, так как пассажирам сказали оставаться на местах до особых указаний. Сначала салон покинул бизнес-класс и дети без родителей, на которых было оформлено сопровождение сотрудников авиакомпании. Это были счастливчики. Потому что чем ближе к головному отсеку ряд, тем время выхода из самолета сокращалось. Наш ряд был 35-м, а значит, нам пришлось ждать своего выхода порядка двух часов.

Дело в том, что выводили из самолета по 15-20 человек с огромными перерывами (минут по 40). Пока мы ждали своей очереди на выход, по салону прошли представительницы Роспотребнадзора и измерили всем температуру тепловизором, напоминающим профессиональную фотокамеру, - бесконтактно. Ни у кого температуры не было. Одна моя знакомая заранее съела таблетку жаропонижающего, чтоб ее не отвезли из самолета прямо в больницу, так как температура могла подняться, по ее словам, от чего угодно.

Вообще все было не очень отлажено с точки зрения гуманизма и человечности. Детей, даже младенцев, вперед не пропускали, и стариков не пропускали тоже. Никто пассажирам не объяснял, что происходит. Поэтому все, подчиняясь, видимо, стадному инстинкту, вскакивали со своих мест каждый раз, когда в первых рядах выводили из салона очередную группу. В проходах стояли чемоданы, и поэтому сотрудницы с тепловизорами, стюардессы и пассажиры каждый раз спотыкались о них, перескакивали или падали на соседей.

После выхода из самолета нас встречали - было видно, что готовились. Люди в космических скафандрах измерили еще раз температуру, отдали другим людям в белых халатах, которые попросили заполнить на каждого члена семьи бумагу. В них мы указали, что будем проходить карантин либо по месту регистрации, либо по фактическому проживанию – последний случай был наш, мы направлялись на дачу в Подмосковье. Затем нас с бумагами передали другим сотрудникам в белых халатах. Они прочитали написанное и проводили нас к женщине, которая очень долго заполняла огромную кучу новых документов. Потом мы везде расписались, тем самым согласившись с постановлением о нашем карантине. Иного, впрочем, не было дано. Сотрудница Роспотребнадзора (а все «белые халаты» были именно оттуда) предупредила, что сидеть на самоизоляции надо 2 недели, в любой день придет участковый, доктор, могут проверить. Мы поинтересовались, как нам покупать продукты. Нам ответили – с помощью волонтеров. А где ж нам их на даче найти, опять удивились мы. Уставшая женщина пожала плечами, но предупредила, что штраф за нарушение карантина составляет от 40 тысяч до 80 тысяч рублей.

Потом мы забрали свой багаж и пошли к другому сотруднику Роспотребнадзора, который опять нам выдал заявления, куда мы вписывали одно и то же - наши фамилии, рейс, место проживания, подпись. Обязуемся, обещаем, клянемся. Затем мы встали в очередь, созданную из жителей Москвы и области, которая вела на этот раз к полицейским. Полиция проверяла, куда нас везти. Если по прописке, то сверяли адрес с паспортом, если по фактическому проживанию (как мы), то надо было предоставить документ, подтверждающий адрес - либо договор аренды, либо свидетельство о собственности. Я показала скрин свидетельства о праве собственности на дачу, полицейские сверили фамилию и адрес и передали нас с рук на руки таможенной службе. Таким образом, еще пару часов мы провели в аэропорту.

Что делали с пассажирами из других регионов? Как правило, везли в обсервацию - довольно уютные гостиницы в Москве и Подмосковье, где они жили две недели за счет государства. Такой своеобразный бесплатный летний отпуск. Соседки по самолету были очень довольны. Две из них были из Крыма, одна - с Дальнего Востока. Последняя рассказала, что летала в Штаты помогать дочке с новорожденным. Малыш просыпался в пять утра, бабушка его забирала, чтобы дочка поспала, и теперь две недели надеялась отоспаться сама и отдохнуть на обсервации. Просто светилась от счастья.

Вся эта процедура оформления прибывших граждан занимала много времени и требовала вовлечения десятков сотрудников, потому-то из самолета и выпускали группами, а не всех сразу.

Но с недавних пор процедуру поменяли. Обязательного карантина для всех прибывающих больше нет. Пассажирам надо отметиться на сайте госуслуг, что они прибыли, и в обязательном порядке в течение трех дней сдать анализ на наличие или отсутствие коронавируса. Результаты теста надо по специальной форме загрузить на сайт госуслуг, откуда их передадут уже в Роспотребнадзор. Если коронавирус подтвердится, тогда уже сядете на карантин непременно.

Из-за изменения правил с карантином и обсервацией стало легче россиянам и вернуться домой вывозными рейсами. Теперь, как правило, на эти самолеты попадают жители уже всех российских регионов, а не только с добрыми губернаторами, как раньше.

Расскажу немного о моей тете, которая приехала в Москву с просроченным заграничным паспортом. В Шереметьево ее отвели в специальное отделение и в течение нескольких часов держали там, устанавливали личность по другим документам, журили и «ставили на вид». Тетя – девушка немолодая, она очень устала от перелетов из Флориды в Нью-Йорк и Москву и даже хотела пожаловаться на то, что ее очень долго мучают. Позвонила по горячей линии, и ей ответил сотрудник, который сидел прямо напротив нее. Тете было одновременно смешно и грустно. В результате ей выписали постановление об административном правонарушении, так как тетя пересекла границу РФ неправильно, без действующего заграничного паспорта. И выписали ей штраф размером 2 тыс. рублей. Хотя, честно говоря, она была не виновата: Консульство РФ закрылось на карантин и вовремя сделать паспорт не было никакой возможности.

Нас вывели из здания аэропорта и передали работникам транспортной службы, приказали ждать на остановке автобус, который пойдет в Красногорский район, где наша дача. Учитывая, что мы представляли потенциально опасных переносчиков коронавируса, было занятно наблюдать, как после общения с сотрудниками Роспотребнадзора в скафандрах, масках и халатах инспекторы транспортной службы и водители разговаривали с нами без всякой дистанции и масок. Впрочем, такое легкое отношение к возможности заразиться мы наблюдаем уже повсюду в Москве и от обычных горожан, поэтому страх перед новым вирусом, который мы так тщательно пестовали в себе, будучи в Нью-Йорке, довольно быстро растворился в общей атмосфере легкомыслия и летнего настроения российской столицы. Не могу сказать, что нам это не нравится.

Водитель совершенно бесплатно довез нас до дачной калитки, мы отсидели за ней положенные две недели, в течение которых нас никто не проверил. Хотя в Москве мою тетю и знакомых навещал и участковый, и даже доктор районной поликлиники.

Так вывозные рейсы за три последних пандемических месяца помогли попасть на родину тысячам российским граждан. Пока вывозные рейсы точно будут ходить до середины августа и даже, возможно, дольше. Решение российских властей приостановить эту практику заранее предугадать невозможно, поскольку заранее их никто и не знает. Все решается довольно быстро и меняется внезапно.

Лето в Подмосковье в условиях пандемии проводится гораздо легче, чем в Нью-Йорке. Дети ходят в детские сады и посещают лагеря. День рождения младшего ребенка мы недавно отметили в детском центре, где в одной зоне находится ресторанчик и разные аттракционы. При входе нам лишь измерили температуру и проверили наличие маски у взрослых.

Вообще на улицах столицы на людей в масках смотрят так же, как и на людей без масок – всем все равно. Но чем дальше от Москвы, тем ощущение возможной опасности становится все меньше и меньше и практически исчезает вместе с перчаточно-масочным режимом.

Новости региона

Все новости