Медикэр и Медикейд: уроки истории

Важнейшим программам здравоохранения – 55 лет

30 июля 1965 года президент Линдон Джонсон поставил свою подпись под законами о Медикэре и Медикейде. Немного в истории страны найдется событий, которые имели бы столь серьезные последствия для миллионов американцев.

Важнейшим программам здравоохранения – 55 лет
Facebook

Заслуги демократа Джонсона в этом отношении велики. Но справедливости ради упомянем, что он был не первым. История этих программ началась еще при республиканце Эйзенхауэре. В январе 1961 года он провел в Белом доме конференцию по проблемам пожилых людей. И на этой встрече были провозглашены идеи, которые в дальнейшем легли в основу Медикэра и Медикейда. Идеологические различия не помешали двум государственным мужам взяться за проблемы здравоохранения, волновавшие всех - независимо от партийной принадлежности. Не помешали и работавшим над законами сообща конгрессменам, которые поставили интересы своих избирателей выше партийных. Это могло бы послужить уроком нынешним  политикам, если бы они хотели учиться на примерах из прошлого. Впрочем, похоже, что урок не впрок.

Исторические законы, которые подписал Линдон Джонсон, носили общее название «Social Security Amendments of 1965». Церемония происходила в президентской библиотеке Гарри Трумэна в городе Индепенденс, штат Миссури. А сам Трумэн и его жена Бесс стали первыми получателями Медикэра.    

За 55 лет обе программы доказали свою жизнеспособность. В «домедикэрную эру» лишь около 60% пожилых граждан имели медицинскую страховку. Остальные жили под постоянным дамокловым мечом страха серьезно заболеть. Случись это – и помимо всех прочих неприятностей семье угрожало банкротство из-за непомерной стоимости медицинских услуг. Частная страховка для пожилых в те времена стоила в три (!) раза дороже, чем для молодых.

На протяжении полувека первоначальные законы развивались и расширялись. Одним из существенных дополнений стал введенный при президенте Буше-младшем новый раздел – Medicare Part D, в котором речь идет об оплате лекарств.

Сегодня благодаря Медикэру 99,1% американцев в возрасте 65 лет и старше застрахованы, независимо от уровня дохода и медицинской истории. Впрочем, программа распространяется не только на пожилых людей. Ее преимуществами пользуются 8 млн американцев любого возраста с признаками инвалидности.

Более 65 млн человек имеют страховое покрытие через Медикейд, к которому имеют доступ семьи с низкими доходами. Таким образом, блага Медикэра и Медикейда получает приблизительно треть страны. Обе программы считаются гораздо более эффективными и экономичными, чем планы частных страховых компаний. На эту их особенность обращают внимание сторонники популярной ныне в прогрессистских кругах концепции «Медикэр для всех».

Лозунг, конечно, звучит приятно для слуха, но энтузиазм заметно убывает при попытке разобраться в том, что в простой, хотя и грубоватой форме выражается словами: «А на какие шиши?». Обложить дополнительными налогами богачей? Экспроприировать накопленное наиболее успешными гражданами? Но, как известно, чужие деньги кончаются быстро, а раскулачивание в любой форме не ведет ни к чему кроме всеобщей беды.

55 лет, разумеется, дата не круглая. Но и этот хоть и не совсем, но все-таки юбилей разбудил страсти и опасения, которые явно и подспудно продолжают волновать американское общество, обеспокоенное нерешенными проблемами здравоохранения.

В оценке наследия Линдона Джонсона преобладают две совершенно противоположные тенденции. Одна – это эйфория от его реформы здравоохранения. Крайним выражением этого настроения является уже упоминавшийся «Медикэр для всех». Эта социальная фантазия пришлась по душе радикалам-демократам, тем более перед предстоящими выборами.

Другая точка зрения насквозь пессимистична. Салли Пайпс, президент Pacific Research Institute в Сан-Франциско, считает, что 55-летняя годовщина Медикэра и Медикейда не заслуживает именинного пирога. Праздновать тут особенно нечего. Программы, по ее мнению, не имеют будущего. Аргументы не новы: мол, средства, откладываемые на них, иссякают быстрее, чем пополняются. Задумано все в те времена, когда средняя продолжительность жизни была значительно ниже. Сорок лет назад на каждого получателя Медикэра было четыре работающих. Но Америка стремительно стареет. Сейчас на одного участника программы приходится трое работающих. Через 20 лет, по расчетам Пайпс, останется не больше двух. Оскудение фондов программ ускорится сейчас из-за ущерба, причиненного COVID-19. Так что крах – вопрос времени, очень непродолжительного.

Кроме того – и с этим нельзя не согласиться, – Медикэр и Медикейд, при всех их преимуществах, породили немало злоупотреблений, особенно Медикейд, который поначалу задумывался как инструмент помощи самым нуждающимся, а сейчас раздулся до 65 млн участников. То есть бенефитами этой программы пользуется каждый пятый американец.

Уйма денег тратится зря. По данным Центра услуг по Медикэру и Медикейду (Centers for Medicare and Medicaid Services), в прошлом году почти 15% выплат по Медикейду (то есть более $57 млрд) были сделаны без всякой необходимости.

И Салли Пайпс приходит к уничтожающему выводу: «55-летие Медикэра и Медикейда должно напомнить нам, какой долговременный ущерб могут принести последствия плохо задуманной системы здравоохранения. Когда Линдон Джонсон в 1965 году подписывал закон об этих двух программах как о части «Великого общества», он и понятия не имел, что направил страну по пути, который ведет к финансовому развалу».

Приговор суровый, но едва ли справедливый. Хотя Пайпс и права в каких-то деталях, она игнорирует тот факт, что на протяжении более чем полувека осуждаемые ею программы спасли десятки миллионов людей и продолжают спасать и сегодня. А чем обернется будущее, это уже другая история, которую никто не в состоянии предсказать.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру