Почему дома для престарелых ставят рекорды смертности?

В госпиталях не хватает места для полоной реабилитации пожилых с COVID

Тюрьмы, мясоперерабатывающие предприятия, дома для престарелых... Наиболее высокие показатели смертности от COVID-19 свели вместе в статотчетах столь разные учреждения. Конечно, смерть, где бы она ни случилась, – трагедия. Но присутствие в этом скорбном списке nursing homes вызывает особенно щемящие чувства. Ведь речь идет о наиболее уязвимых и беспомощных людях, которые сами не в состоянии себя защитить и потому вправе ожидать защиты от системы.

В госпиталях не хватает места для полоной реабилитации пожилых с COVID

Увы, система не уберегла многих своих пациентов, особенно на первых порах, когда эпидемия застигла персонал домов и чиновников врасплох.

В США по крайней мере 1 млн пожилых и больных мужчин и женщин живут в nursing homes. Более 26 тыс. умерли от коронавируса. Почти пятая часть смертей – 5300 – приходится на штат Нью-Йорк. Эти данные на начало мая приводит агентство Associated Press. Цифры, разумеется, меняются с каждым днем. Умершие в домах для престарелых составляют приблизительно от одной пятой до четверти всех потерь в штате. Впрочем, статистика не идеально точна. Показатели могут быть более высокими. Далеко не всегда включались данные об обитателях nursing homes, которые скончались в госпиталях. Но ясно, что жертв в этой категории заболевших очень много, недопустимо много. «Это издевательство и провал на многих уровнях», – заявил сенатор штата Эндрю Гунардес. Конечно, задним числом критиковать проще. Однако анализ допущенных ошибок показывает, что некоторых из них можно было избежать.

Аня (согласившись на интервью, она попросила не упоминать ее фамилию) работает специалистом по правильному питанию (nutritionist) в большом доме для престарелых в Лонг-Айленде.

- Началось это у нас в марте, когда еще мало что предвещало все, что потом произошло. У нас упал один пациент. И в связи с этим инцидентом его отвезли в госпиталь. А когда выписали и привезли обратно, выяснилось, что он заразился там коронавирусом. И поскольку он вынужден был оставаться у нас, заразились от него многие другие.

– А что, разве работники госпиталя при выписке не упомянули диагноз COVID-19?

– Во всяком случае, сразу ничего не сказали. Лишь через несколько дней сообщили: «Кстати, у него обнаружен коронавирус». Но к тому времени у нас люди заражались один за другим. Начали тестировать. Наш nursing home находится на трех этажах, и на всех трех были пациенты с коронавирусом.

– Какой был процент заболевших?

– Тесты тогда, в марте, были ограничены. И насколько я понимаю, от штата было распоряжение, что если уже есть зараженные, нет смысла тестировать. Мы не могли выделить один какой-то этаж под коронавирус, не были к этому готовы.

– А какие были рекомендации от властей относительно того, как поступать в таких случаях?

– Распоряжение было: поскольку госпитали переполнены, то если у человека стабильное состояние, нет высокой температуры и его нельзя отправить домой, так как он должен пройти карантин, оставлять его в nursing home.  

– Сколько человек у вас умерло?

– Я не могут привести эти данные.

– Но можете ли вы назвать то, что у вас произошло, катастрофой?

– Да, вполне. Заразились не только пациенты, но и многие из персонала: медсестры, помощники, работники по уборке помещений.

– Что, на ваш взгляд, было сделано неправильно с самого начала?

– То, что из госпиталей выписывали людей, зная, что у них коронавирус, и мы были обязаны брать их назад в дом для престарелых, при том, что не было возможности разделить этажи, выделив какие-то специально для инфицированных.

– От кого шли такие предписания?

– Я думаю, что от губернатора Куомо, хотя не могу утверждать это с уверенностью. Я только знаю, что сейчас все наоборот: nursing home не имеет права брать людей, у которых коронавирус. За это могут лишить лицензии. А госпиталь может выписать только тех, кто протестирован и результат оказался отрицательный. Но такие инструкции пришли от штата буквально на днях.

Isabella Geriatric Center, один из самых крупных в городе Нью-Йорке домов для престарелых, который может принять более 700 человек, продемонстрировал высокую смертность – 64 случая. Почему? Пресс-секретарь Одри Уотерс поясняет: «У нас, как и во всех других таких домах, были ограничены возможности тестирования для быстрой диагностики пациентов и персонала. Это снизило способность выявить зараженных, особенно если у них не было симптомов».

С тестами понятно. Но насколько уместны упреки в адрес администрации штата? Нельзя сказать, что про стариков вообще забыли. Губернатор Куомо еще 2 марта, когда были обнаружены считанные случаи COVID-19, заявил о том, что должны быть сделаны «специальные усилия» по обеспечению безопасности домов для престарелых. Через несколько дней в таких учреждениях штатного подчинения были сокращены часы посещения и визитеров подвергали проверке. 12 марта посещения были отменены вообще. Но 25 марта было издано постановление, которое теперь многими рассматривается как ошибочное: «Никому не должно быть отказано в приеме или в возвращении в nursing home на том основании, что этот пациент инфицирован или подозревается в заражении коронавирусом».

Куомо защищал эту политику: мол, что же еще делать человеку, которого выписали из госпиталя и ему некуда пойти. Его пресс-секретарь, пытаясь выгородить босса, ссылался на установки Centers for Medicare and Medicaid Services. Но в рекомендациях этого федерального агентства уточняется, что в nursing home могут принять обратно своего пациента только в том случае, если в состоянии обеспечить условия, при которых он безопасен для окружающих.

Теперь губернатор, реагируя на критику, развернулся на 180 градусов. Издана директива, на которую ссылалась Аня: госпиталям запрещено направлять обратно в дома для престарелых недолеченных носителей коронавируса. «Они не имеют права выписывать этих людей до тех пор, пока у тех не будет негативных результатов тестов на  COVID-19», – сказал Куомо репортерам в Олбани.  Кроме того, он объявил на днях, что в домах для престарелых должны дважды в неделю подвергать тестированию всех сотрудников.

Занялись этой проблемой, хоть и с большим опозданием, и федеральные власти. Поставлена масштабная задача – в течение двух недель протестировать всех пациентов nursing homes в стране. Координатор специальной группы в Белом доме доктор Дебора Биркс во время видеоконференции призвала губернаторов лично вмешаться и ускорить процесс. Она пообещала всемерную помощь из Вашингтона, какая только потребуется. Реально ли все это? Ведь пока не очень ясно, как все это должно работать, а президент Трамп не отвечает на призывы разработать национальную стратегию тестирования COVID-19. Но все-таки будем надеяться, что у пожилых людей, которым выпала судьба провести последние годы вдали от своих близких, повысились шансы уцелеть в противостоянии с опасным, невидимым врагом.

Новости региона

Все новости