Прививки: Нью-Джерси отзывает освобождения по религиозным мотивам

Возмущенные родители протестуют

Нью-Джерси стал еще одной «горячей точкой» на карте конфликтов между сторонниками и противниками прививок. Ассамблея этого штата приняла на днях закон, отменяющий право родителей отказываться от вакцинации детей по религиозным мотивам. Закон прошел 45 голосами против 25 (шесть депутатов отсутствовали). Дело теперь за сенатом.

Возмущенные родители протестуют

Сотни противников закона собрались у здания легислатуры во время ее заседания. Они колотили в окна, скандировали лозунги, выкрикивали: «Власть народу!». Протестанты держали плакаты с надписями «Производители вакцин освобождены от ответственности», «Фарма – не мой бог». Те, кому во время дебатов удалось занять внутри места для публики, кричали с галереи: «Позор!», «Мы не подчинимся!».    

Несколькими днями раньше сенатский комитет, в ведении которого находятся вопросы здравоохранения, проголосовал шестью голосами против четырех за вынесение этой проблемы на рассмотрение всего сената. Обсуждение происходило тоже в накаленной атмосфере. На слушания в комитете пришли сотни родителей. Одни были категорически против принятия билля. Другие столь же решительно выступали в его поддержку. Оппоненты настаивали, что принудительная иммунизация – это подавление их религиозной свободы. Защитники билля говорили: ничего подобного, никакого ущемления веры.

«Здесь нет никакой проблемы нарушения гражданских прав. На самом деле это вопрос общественного здоровья», – заявил Майкл Вайнстин, директор New Jersey Immunization Network. Законопроект поддержала также Нью-Джерсийская ассоциация госпиталей. Пресс-секретарь этой организации Керри Маккин Келли сказала:

«Наша миссия – забота о здоровье жителей штата, а убедительные факты свидетельствуют о том, что вакцинация уберегает индивидуумов и широкую публику от болезней, которые можно предотвратить».

К чему же все-таки пришли сенаторы на заседании всей палаты? Голосование в сенате отложено. Но скорее всего закон в конце концов пройдет. Это лишь вопрос времени. Во всяком случае демократические лидеры настроены оптимистично. Президент сената Стив Суини сообщил, что законодатели вернутся к рассмотрению вопроса в январе, невзирая ни на какие протесты.

«Пусть они выкрикивают что хотят, но мы не отступим», – добавил он.

В рамках нынешней сессии голосование может состояться 9 или 13 января. Если не уложатся в эти даты, вопрос будет перенесен на следующую сессию. Но судя по решимости народных избранников, дни, когда нью-джерсийские дети имели возможность уклониться от прививок по религиозным мотивам, сочтены.

Законодатели объявляют себя защитниками здоровья граждан. В совместном заявлении спонсоров закона, сенаторов Лоретты Вайнберг из Тинека и Джозефа Витали из Вудбриджа говорится: «Мы несем ответственность за здоровье общества, особенно детей, которые больше всего подвержены инфекциям. Люди делают свой персональный выбор не в вакууме. Решение отказаться от прививок может самым реальным и незамедлительным образом сказаться на безопасности окружающих».

Позиция предельно ясная. Совершенно очевидно, что те, кто разделяют эту точку зрения, не остановятся. К ним относится и губернатор Фил Мёрфи. С его подписью под законом проблем не будет. Так что единственное, что останется в запасе у несогласных, это отказ по медицинским показаниям. Нью-Джерси станет в этом отношении шестым штатом в стране.

In God We Trust

Многие штаты пока еще допускают освобождение от прививок со ссылкой на религиозные взгляды, при том, что лидеры всех основных конфессий рекомендуют детям делать прививки.

15 штатов разрешают отказ по личным убеждениям, или, как иногда говорят, «по философским мотивам». Нью-Джерси в этом списке нет.

Недавние исследования, проведенные нью-джерсийской Ассоциацией госпиталей, показывают, что за последние пять лет количество семей в штате, которые просят освободить своих детей от прививок на основе их религиозных верований, выросло на 53%. Потенциально обсуждаемый закон может отразиться на судьбе 14 тыс. школьников, которые в настоящее время имеют освобождение по религиозным мотивам от прививок против кори, свинки, краснухи, столбняка, дифтерии, полиомиелита и других недугов. Еще 1137 детей освобождены по медицинским показаниям. С ними пока все будет в порядке. Но что ждет остальных непривитых? Так же, как в Нью-Йорке, тысячи будут отлучены от школы.

На недавних демонстрациях родители держали плакаты с надписью In God We Trust. Многие и сейчас готовы уповать скорее на бога, чем на фармацевтические фирмы или законодателей. Что им делать, когда победят намного более многочисленные и сильные сторонники поголовной иммунизации? Забрать детей из школы и найти им домашних учителей или вообще упаковать вещи и покинуть штат в поисках места, где пока еще не приняли столь крутых мер по отношению к инакомыслящим?    

Противостояние сторонников и противников вакцинации стало одним из заметных событий уходящего года. Почему же проблема так обострилась именно сейчас? Ведь разногласия по поводу прививок существовали всегда. Но при этом подавляющее большинство американских школьников безропотно подчинялись правилам.

Причину нынешних яростных схваток следует искать в глобальной и национальных вспышках кори – болезни, с которой, казалось, в Соединенных Штатах было покончено навсегда, однако выяснилось, что это не так. На сегодняшний день по данным Центра по контролю и профилактике заболеваний (CDC) по всей стране в 31 штате зафиксировано 1276 случаев. Это самая большая вспышка с 1992 года.

Наиболее острые конфликты возникли именно там, где было больше всего пострадавших от инфекции. В Нью-Йорке диагностировано 312 человек, больше всего в Бруклине и в графстве Рокленд. В Нью-Джерси значительно меньше – 19 человек. Но тут сказался другой статистический фактор: динамика роста отказов от прививок по религиозным соображениям. За 13 лет количество таких «уклонистов» выросло с 1,6 тыс. до 14 тыс. Возникли опасения, что в связи с такой многочисленностью заболеваемость может вырасти и штату придется нести дополнительное бремя забот, в том числе финансовых. Во время последних дебатов в Ассамблее выступил депутат Херб Конэвей. Он практикующий врач и возглавляет в нижней палате комитет по здравоохранению. Конэвей подчеркнул, что власти проявляют к предотвращению болезней гораздо более сильный интерес, чем к образованию или религиозным свободам. Почему? Все просто: деньги. И он привел пример: в 2017 году в Орегоне у непривитого шестилетнего мальчика после того, как он упал, развился столбняк. Ребенок провел в госпитале 8 недель, а потом еще 17 дней в реабилитации. Его лечение обошлось в $800 тыс. Между тем одна доза вакцины против столбняка стоит $30, и мальчику понадобилось бы не больше пяти доз.

Нью-Джерси держит мировое первенство по количеству обязательных вакцин и здесь самый высокий в стране процент детей-аутистов. За последние 14 лет их количество в штате утроилось. За последние два года количество заболевших увеличилось на 19%. На сегодняшний день каждый 34-й ребенок в Нью-Джерси аутист, при этом 5% случаев – мальчики в возрасте 8 лет.

Почему так получилось? Некоторые винят окружающую среду - в Нью-Джерси много химических заводов. Другие говорят, что туда специально переезжают семьи с такими детьми, потому что в штате для них созданы благоприятные условия, в том числе материальные: дают хорошие пособия, которые оплачивают сервисы. Третьи считают, что опытные специалисты способны распознать заболевание на более ранних стадиях.

А между тем чем больше аутистов, тем больше отказов от прививок. У этих детей зачастую ослаблена иммунная система. Практически все они страдают от аллергических реакций, в том числе и на ингредиенты вакцин (яйца, казеин, антибиотики). Иногда занимает годы, чтобы анализ крови показал аллергию, а прививки делают до начала школы. При этом CDC принимает во внимание только анафилактический шок в качестве показания для медицинского освобождения, а родители аутиста видят собственными глазами негативные реакции после прививок и просто не понимают, почему здоровье его ребенка должно быть положено на алтарь большинства.

Мэн готовится к референдуму

Есть вполне обоснованное опасение, что Нью-Джерси может разделить судьбу штатов, в которых изменения законодательства приводились в исполнение с неоправданной поспешностью. И, увы, не было ни времени, ни желания позаботиться о меньшинстве, которое оказалось в этой ситуации жертвой.

В Нью-Йорке закон об отмене религиозных исключений после того, как его подписал губернатор Куомо, должен был вступить в силу через 15 дней. В результате перед началом нынешнего учебного года в подвешенном состоянии оказались 26 тыс. школьников. Их родители были поставлены перед дилеммой: сдаться и согласиться на вакцинацию или же смириться с мыслью, что дети не будут допущены на занятия и надо искать какие-то возможности дать им образование дома. В Калифорнии закон приняли в 2015 году, отсрочив его вступление в силу на год. При этом Калифорния не исключала из школ детей с IEP (Individualized Education Plan). Большинство детей с аутизмом обучаются в рамках этой программы. Штат понимал, что практически невозможно на дому обеспечить этим детям специальные сервисы.

В штате Мэн подобный закон приняли в мае этого года, но в силу он должен вступить только в 2021 году. Более того, спорная проблема усилиями активистов вынесена на референдум. Они собрали более 93 000 подписей. В Мэне референдумом можно наложить вето на новый закон. Он состоится 3 марта 2020 года. В бюллетене местных праймериз предлагается высказать свое мнение по поводу закона об отмене права на отказ от прививок по религиозным или философским убеждениям.

Делать прогнозы – неблагодарное занятие. Но все же рискну предположить, что противостояние сторонников вакцинации и антивакцинистов в 2020 году не прекратится. Потому что ни у той, ни у другой стороны нет для этого никаких предпосылок. В штате Нью-Йорк остаются не рассмотренными судебные иски, поданные от имени родителей, чьи дети пострадали от законодательных ограничений. Так что активисты движения против поголовной вакцинации детей не собираются слагать оружие. Да и сам предмет споров столь сложный и многогранный, что часто трудно прийти к однозначному выводу. С одной стороны, кто же может оспаривать необходимость заботы об общественном здоровье, на что, собственно, и нацелены прививки? А с другой, то и дело появляются новые факты, которые ставят под сомнение эффективность и безопасность вакцин. То выясняется, что 70% заразившихся корью в графстве Рокленд были до этого вакцинированы. То обнародуется статистика, что за 30 лет федеральное правительство выплатило $4 млрд по искам в связи с ущербом здоровью людей от вакцин.

Поразительно то, что нет консенсуса и среди врачей. Недавно было опубликовано исследование, в ходе которого выяснилось, что вирус кори может стирать иммунитет, который организм уже выработал на предыдущие заболевания. Сторонники вакцинации тут же делают вывод о необходимости поголовной вакцинации от кори. А некоторые нестандартно думающие врачи задают вопрос: если это так, то, может быть, небезопасно вводить в организм живой вирус кори? Не может ли это спровоцировать у некоторых коллапс иммунной системы, уничтожение антител на другие заболевания? Может, есть индивидуальные предрасположенности? Кто же нам расскажет? Big Pharma? Вряд ли. Исследование говорит, что от болезни такой эффект есть, а от вакцины нет, ну совсем в редких случаях может произойти утрата антител. Хотя под каждым исследованием обязательно указывается конфликт интересов. И в числе авторов этого тоже есть представиль крупнейшего фармакологического концерна GSK (GlaxoSmithKline), продающего вакцину от кори в 100 странах мира и ожидающего патента в США. На данный момент единственным производителем вакцины MMR в США является компания Merck, расположенная, кстати, в Нью-Джерси.

Как мы уже неоднократно писали, в основных американских СМИ о прививках говорят или хорошо, или ничего. Что у логично мыслящего человека вызывает закономерные опасения. Странная ситуация. О вреде сотовых телефонов говорят, о вреде курения и вейпинга говорят, а о побочных эффектах прививок – ни слова. И это при открытой статистике сумм компенсаций. В чем же дело? Ответ лежит на поверхности. Цензура. «Биг фарма» деньгами контролирует медийное пространство. Масс-медиа контролирует голоса избирателей. Народные избранники продвигают угодные лобби законы. Замкнутый круг.

У борцов за свободу осознанного выбора в вопросе медицинских процедур, коими они считают и прививки тоже, есть много вопросов к законодателям. Роберт Кеннеди-младший, представляющий интересы таких родителей, в своем недавнем интервью российской корреспондентке Кате Чи отметил: «Фармоиндустрия – самое влиятельное лобби в Вашингтоне. Принудительная программа вакцинирования – это будущее развития отрасли, самый быстрорастущий ее сегмент. 2-3 процента невакцинированных детей – это не деньги. Это просто повод для отмены исключений. Перспектива – принудительная вакцинация взрослых. (Калифорния уже выступила с проектом такого закона. – Ред.). В 2020 году входит в силу Real ID Act. Пока никто не задумывался, что будет, если водительские права нельзя будет получить без прививок при отсутствии исключений!».

Роберт Кеннеди задает вопрос, как законодатели могли освободить производителей вакцин от ответственности, если в рамках исследований по безопасности таких прививок, как гепатит В, побочные реакции отслеживались лишь в течение 4-5 дней!? То есть если судороги или аллергическая реакция наступали на 6-й день, уже считалось, что этого не было.

Пользуясь семейными связями, Кеннеди имеет доступ к информации, которой с простыми смертными по телевизору не поделятся. В 2005 году в своем интервью журналу Rolling Stone он рассказал о шокирующих результатах исследования, которое CDC заказал бельгийскому ученому Томасу Верстратену, пытаясь выявить связь между прививкой гепатита В и аутизмом. В 1999 году 10 крупнейших организаций здравоохранения США предоставили ученому доступ к учетным картам детей в США, которые содержали данные о вакцинации и историях болезни. Ученый сравнивал здоровье детей, получивших прививку в течение первых двух месяцев жизни, со здоровьем тех, кто никогда ее не делал, и пришел к выводу, что риск развития аутизма у детей с этой прививкой повышался на 1135%.

Приводит Кеннеди настораживающие факты и о других исследованиях CDC. Оказывается, Центр по контролю и профилактике заболеваний заказывал Гарварду исследование по подсчету ущерба от вакцин. На тот момент Гарвард проводил пилотную программу искусственного интеллекта, была предложена модель автоматического подсчета ущерба. CDC предоставил доступ к базам данных о партиях прививок, вызовах скорой помощи, количестве претензий к страховым компаниям и т.д. Кластерный анализ проводился в течение 3-х лет. Заключение исследователей: найден надежный способ выявления от 95 до 99 процентов случаев ущерба. Но у ученых были плохие новости – пострадали 10% вакцинированных. Таким образом судьба программы была предрешена: в официальных заявлениях CDC указывался риск 1 на миллион прививок, а оказался каждый десятый! «Политики нас разделяют, чтобы нас контролировать», - говорит наследник сенатора. Скорее всего, слоган «Разделяй и властвуй!» сегодня актуален как никогда.

Означает ли все вышесказанное, что мы должны отказаться от многолетней практики, которая принесла спасение миллиардам жителей планеты? Нет конечно. Следует лишь примириться с тем, что не все и не всем помогает в равной степени, и постараться создать в обществе условия, при которых каждый вправе выбрать для себя то, что ему лучше подходит, и при этом не во вред другим.

Новости региона

Все новости