Буллинг: что делать, если школа не реагирует

Администрации учебных заведений покрывают тех, кто издевается над другими детьми, чтобы не раздувать скандал

Обнародованные на днях данные по количеству издевательств (буллинга) в нью-йоркских школах лишь подтвердили то, о чем говорят между собой родители школьников: администрации учебных заведений по всему городу скрывают данные о таких случаях и фактически покрывают тех, кто издевается над другими детьми, чтобы не раздувать скандал. Причем издевательства происходят повсеместно – в классе, во время перемен, онлайн.  

Администрации учебных заведений покрывают тех, кто издевается над другими детьми, чтобы не раздувать скандал

Именно благодаря попустительству со стороны школьной администрации и желанию замять возможный скандал случаи буллинга в американских школах становятся все чаще и все серьезнее, уверены активисты «Армии Мэллори», независимой общественной организации, созданной в память о 12-летней Мэллори Роуз Гроссман, покончившей с собой после длительных издевательств.

В прошлом учебном году в Нью-Йорке было несколько случаев, которые заставили вновь и вновь говорить об этой проблеме. Девятиклассница из Бронкса сбросилась с 34-го этажа после того, как в течение пяти месяцев подвергалась сексуальным домогательствам со стороны своих одноклассников, и администрация школы не предприняла никаких действий, узнав о случившемся, чтобы защитить девушку. Родители девушки подали в суд против школы, указав, что и директор, и его заместители, и психолог знали об издевательствах, но ничего не делали, чтобы остановить насильников. В сентябре этого года 19-летний Абель Седено был приговорен к 14 годам тюрьмы за то, что убил своего одноклассника за бесконечные издевательства в течение нескольких лет. Несмотря на несколько обращений к администрации, школа не смогла – или не захотела – защитить Седено, и он решил действовать самостоятельно.

Существует общегородская база данных, куда заносятся все случаи издевательств, как в стенах школы, так и онлайн. Но, согласно аудиту контролера штата Нью-Йорк Томаса ДиНаполи, цифры в этой базе вызывают недоверие.

- Вероятно, администрации школ города по-разному интерпретируют необходимость отчета о подобных происшествиях, - комментирует ДиНаполи. – Так, если родители обращаются с жалобой, школа может представить случай буллинга как незначительную случайность. На самом деле требования штата – это сообщать даже о единичном случае издевательства над ребенком.

Действительно, согласно базе данных, которую нам удалось изучить, в городских школах царит прекрасная атмосфера всеобщей любви и дружелюбия. Однако трудно поверить, что в школе, где, к примеру, учится более 700 учеников, не было зафиксировано ни одного случая издевательства за год. Так, в аудите ДиНаполи упоминаются слова помощника директора старшей школы Джеймс Мэдисон в Бруклине: администратор говорит, что «незначительные препирательства и нарушения не вносятся в OORS (городскую систему онлайн-отчетности), если не происходили драки». Получается, что случаи моральных издевательств и запугиваний просто как бы «не происходили», на взгляд администрации. Как заявили в офисе контролера, в 25 начальных школах города вообще установлено внутреннее правило, в соответствии с которым должно произойти несколько происшествий, чтобы администрация зарегистрировала жалобу. Кроме того, руководство школы само решает, нужно ли информировать вышестоящие органы о случившемся в зависимости от серьезности происшедшего. С 2015-го по 2017 год в этих школах либо не было зарегистрировано ни одного инцидента, либо сообщалось о каком-то единичном случае. ДиНаполи готовит новую проверку, чтобы убедиться, что руководство учебных учреждений все-таки изменит свою позицию.

- У нас есть школы в некоторых районах города, в которых нет ни одного случая буллинга, - говорит член городского совета Риччи Торрес. – Причем эти школы находятся в неблагополучных районах. Понимаете, на деле происходит одно, а на бумаге – совсем другое.

Школы скрывают информацию об издевательствах не только потому, что не хотят проверок и комиссий, но и потому, что Министерство образования требует от администраций школ действовать по принципу «позитивного обучения».

– Если раньше тех, кто издевался над своими одноклассниками, мы отстраняли от учебы на определенный срок с записью в личное дело или переводили в другой класс, с такими детьми работал школьный психолог, но вот уже несколько лет, как все изменилось, – рассказывает Тереза В., консультант нью-йоркской школы. – Теперь мы используем лишь позитив, например: «Ты дразнишь своего одноклассника, но ты ведь на самом деле очень хороший мальчик, давайте все пожмем друг другу руки и будем друзьями». За хорошее поведение детей награждают – в младшей школе им дают наклейки, карандашики, в средней и старшей школе могут дать, например, красивую грамоту.

Кроме того, теперь в городских школах введена программа «социально-эмоционального обучения» (SEL), в задачи которой входит изменение школьного климата. В соответствии с учебным планом SEL, дети не просто изучают математику, английский и другие предметы, но также учатся контролировать свои чувства, приобретают социальные навыки. Как это выражается на деле? Например, детям раздают картинки с лицами, выражающими разные эмоции, и предлагают выбрать ту, которая наиболее созвучна их настроению в данный момент. Если ребенок раздражен, устал, настроен агрессивно, то теперь у него есть возможность встать и посидеть в уголке отдыха с книжкой, несмотря на то, что идет урок. В соответствии с SEL, даже тот, кто делает неверный выбор (так вежливо интерпретируется понятие «буллинг»), заслуживает второй шанс на исправление.

Работает ли эта схема? Согласно статистике Национального Центра по предотвращению издевательств в школе, буллингу подвергается каждый пятый ученик. 33 процента из тех учеников, кто пожаловался в школе или родителям, рассказали, что над ними издевались как минимум два-три раза в месяц. А сколько тех детей, которые боятся жаловаться? Согласно «Системе контроля поведения молодых людей», разработанной Центрами по контролю и профилактике заболеваний (CDC), 85 процентов учеников предпочтут пройти мимо жертв издевательств и не станут вмешиваться. Родителей тех детей, которые сообщают об издевательствах, либо игнорируют, либо запугивают.

- Администрация школы в ответ на наши жалобы сказала: если приедет комиссия, то вашему ребенку будет только хуже, - говорит Татьяна Берман, мама второклассника из Бруклина. – Мол, вы же не хотите, чтобы его бесконечно допрашивали разные взрослые? В итоге мы перевели сына в другую школу, потому что иного выхода для себя не видели.

Кому жаловаться?

Что делать, если вашего ребенка обижают в школе, а администрация не только не вмешивается, но и предлагает вам считать эти происшествия обычным детским недопониманием? Надо четко понимать, что, в соответствии со стандартами Департамента образования, издевательство – это «физическое, словесное, социальное, письменное или онлайн поведение, которое создает враждебную среду: существенно мешает обучению ребенка, значительно влияет на психическое, эмоциональное или физическое благополучие ребенка, заставляет ребенка бояться за свою безопасность». То есть, не только причинение физического или эмоционального вреда, но и «разумное ожидание» этого самого вреда, например: «Я вырасту и тебя убью». Под запугиванием понимаются: физическое насилие, преследование, угрозы, насмешки, агрессивные или угрожающие жесты, использование оскорбительных выражений, оскорбительные шутки, обзывания или использование нецензурных выражений. Даже фраза «не хочу, чтобы толстая девочка сидела рядом со мной» считается буллингом в соответствии с памяткой, разработанной Департаментом образования.

На данный момент в Америке нет федерального закона о борьбе с издевательствами. В каждом штате есть свои законодательные акты, определяющие, что такое буллинг и какая за него положена ответственность. Запомните: идти и разговаривать с обидчиками вашего ребенка не только бессмысленно, но и может повлечь определенные неприятности. Взрослые не должны разбираться и поучать чужих детей; более того, их родители могут заявить на вас в полицию за преследование. Надо обращаться с жалобой к третьей стороне, в данном случае – в администрацию школы.

Разумеется, никакому директору школы не выгодно, чтобы в вверенном ему учебном заведении разразился скандал с издевательствами. Конечно, в частном разговоре вас заверят в том, что меры будут приняты, но не факт, что это произойдет в действительности. Поэтому не тратьте время на разговоры, сразу пишите официальную жалобу на имя учителя и директора школы о произошедшем. При этом, если вы отправляете заявление по почте, лучше отправить его заказным письмом и запросить квитанцию о подтверждении получения. Если по электронному адресу – сохраните копию с указанием даты и имен адресатов. Можете также отнести письмо в школу и попросить проставить на конверте печать с датой, когда письмо было вручено.

Что должно быть написано в вашей жалобе? Изложите как можно больше информации. Напишите, что произошло, когда, где, кто был вовлечен (имена обидчиков, имена свидетелей) и как именно это повредило вашему ребенку. В случае, если есть физические повреждения (даже незначительные синяки), немедленно зафиксируйте их у врача. В случае, если ребенок излишне тревожен, плачет, не хочет идти в школу из-за боязни обидчиков, обращайтесь к психологу и приложите бумагу об обращении к своей жалобе.

Конспектируйте все, о чем вы будете разговаривать с администрацией школы, с указанием даты, времени встречи и именами присутствующих. Если вы не владеете английским языком свободно, вы можете попросить предоставить вам переводчика или пригласить с собой родственника или друга в этом качестве.

В случаях, когда издевательства не только словесные, но и физические, немедленно обращайтесь не только к врачу, но и в полицию, можете также сообщить о случившемся по телефону 911. Если над вашим ребенком издеваются в соцсетях, вам надо сохранить скриншоты (изображения на экране) такого рода сообщений. Поставьте в известность администрацию социальной сети об их оскорбительном содержании, а также онлайн-провайдеров, и заблокируйте тех пользователей, от которых приходят такого рода сообщения.

Городской совет Нью-Йорка с подачи Риччи Торреса принял два закона, чтобы изменить ситуацию с издевательствами в школах. Теперь школы обязаны информировать своих учеников о телефонах психологической помощи, о том, куда обратиться в случае издевательств. Также Департамент образования обязали открыть страничку на собственном сайте, куда родители и ученики могут написать о случаях буллинга https://www.nycenet.edu/bullyingreporting/Home/LoginUser. Прежде, чем подать жалобу, вам предложат зарегистрироваться, однако сделать это можно и анонимно (в последнем случае вы не будете получать уведомления по электронной почте о состоянии проверки вашей жалобы, но поступивший сигнал все равно обязаны проверить). Также жители Нью-Йорка могут связаться с Управлением по безопасности и развитию молодежи (OSYD) по телефонам (718) 935-2288 или 311, или по электронной почте RespectforAll@schools.nyc.gov. OSYD зарегистрирует ваш звонок или обращение по почте. Номер вашей жалобы надо сохранить – по нему вы потом можете запросить копию отчета о произошедшем. Если издевательства или домогательства поступают со стороны школьного сотрудника, надо связаться с Управлением специальных расследований: позвоните по телефону (718) 935-3800 или подайте жалобу онлайн www.nycenet.edu/offices/osi/CPR_Form/form.aspx.

В течение пяти дней после подачи жалобы администрация школы должна провести расследование и решить, было ли это издевательство, домогательство или дискриминация. Для этого директор школы обязан поговорить с учеником, которого запугивают, с тем, кто его запугивает, а также с возможными свидетелями. Если ваш ребенок не говорит по-английски, школа обязана предоставить ему переводчика. Вы также имеете право присутствовать при разговоре с вашим ребенком и можете запретить кому-либо из сотрудников школы допрашивать вашего ребенка без вас. По фактам проверки директор должен принять решение, является ли случившееся буллингом. Департамент образования требует, чтобы директор учитывал не только возраст учеников, но также и историю их взаимоотношений и то, как долго продолжались издевательства. После окончания расследования вам должны сообщить о сделанных выводах и принятых мерах. Вы также можете попросить поддержки для своего ребенка, например, консультацию с психологом.

В случае, если директор школы решает, что обидчик нарушил дисциплинарный кодекс, то может отправить его на специальные занятия со школьным психологом или отстранить от занятий на несколько дней. Кроме того, директор должен убедиться, что поведение обидчика изменилось и ваш ребенок в безопасности.

Если же, несмотря на вашу жалобу и заверения администрации школы о том, что меры приняты, обидчики не отстают от вашего ребенка, вы можете: позвонить по телефону 311; написать заявление по адресу RespectforAll@schools.nyc.gov; обратиться в офис суперинтенданта вашей школы (адрес и телефон можно найти на официальном сайте школы или школьного округа).

Школа может предложить вам так называемый «план безопасности». Что это значит? Например, вашего ребенка пересадят подальше от его обидчика, предложат поменять класс или уходить из школы в другое время, чтобы избежать неприятных встреч. Могут выделить педагога, к которому ребенок может обращаться в случае, если чувствует себя в опасности. Вы также можете обратиться с просьбой перевести ребенка в другую школу – но это должно быть ваше и только ваше решение, никто не может на этом настаивать.

В своих спорах со школой вы можете обратиться за помощью в организацию «Адвокаты детей Нью-Йорка» по телефону 212-947-9779 или электронной почте info@advocatesforchildren.org.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру