Русские медиа за рубежом

В Турции состоялся 21-й Всемирный конгресс русской прессы

21-й Всемирный конгресс русской прессы состоялся в Турции. Участники прибыли из 52 стран, что дает представление о масштабах нашего расселения по планете. Конгресс накопил немалый опыт и традиции, но нынешний был необычен во всех отношениях - и по форме, и по содержанию.

В Турции состоялся 21-й Всемирный конгресс русской прессы

Украли шоу

У американцев есть выражение "To steal the show" - переключить внимание, опередить в публичном интересе. Вопреки программе, центральное место на конгрессе заняла Турция, ее современная политика, история, индустрия туризма.

В прошлом встречи за рубежом России отдавали долю времени принимающей стране, но доклады и дискуссии были посвящены профессиональным темам.

До новой холодной войны доминировала надежда на мир и дружбу под знаменами демократии, глобализма и космополитизма. Но в прошлом году в Нью-Йорке, хотя организаторы пытались избежать политической конфронтации, спрятать "Elephant in the Room" было трудно. От США выступил лишь президент Бруклина Эрик Адамс, наговорил банальностей.

Когда объявили, что следующий конгресс будет в Турции, я не ожидал ничего сенсационного, думал, мотивы выбора - поближе и подешевле. В Турции я еще не был, мама говорила, что мои предки пришли в Россию из этой страны, кроме того, были планы в соседних странах.

Поездка обернулась ярким сюрпризом. Турция оказалась в центре мировой политики и конспирологических версий. Турецкие власти воспользовались возможностью представить свою позицию большой группе работников СМИ и заодно показать уникальные туристские маршруты. Подиум заполнили турецкие правительственные чиновники, включая вице-президента, которые убеждали в миротворчестве и незаменимой миссии Турции в борьбе с международным терроризмом.

Суть турецкой позиции: нет и не может быть сирийского решения без участия Турции, страна должна играть активную роль в преодолении гражданских конфликтов в регионе. На территории Турции в последние десятилетия были сотни террористических атак. В стране пять миллионов беженцев. Новая волна протестов в Ираке и Ливане грозит еще большим региональным хаосом. И сегодня обострилась до предела вековая турецкая проблема - борьба курдов за независимость.

В Турции не видно открыто негативного отношения к Америке. Правительство не заинтересовано обострять отношения, рядовые граждане видят в США очаг благоденствия: отвечая на вопрос, откуда мы с моей спутницей, приходилось слышать: "Возьмите меня с собой". Я удивился такой вольности: даже самые невинные в нашем понимании темы вызывали реакцию: нельзя критиковать, арестуют.

Но резолюция Конгресса США об армянском геноциде 1915 года, принятая во время нашей поездки по стране, вызвала крайне негативную реакцию, даже более острую, чем экономические санкции. У Турции свой долгий лист претензий к армянам, которых она обвиняет в убийстве десятков турецких дипломатов и чиновников. Турецкая пресса напоминает о судьбе американских индейцев и рабовладении, цитирует члена Конгресса Ильхан Омар, которая отвлеклась на время от поношения Израиля и еврейского лобби, напомнила Америке о ее гражданских проблемах и не поддержала осуждение Турции.

Ухудшение отношений с Западом подталкивает Турцию к сближению с Россией и Ираном и усилению влияния этих стран в регионе. В недавнем прошлом конструктивную роль в сближении позиций стран региона и Запада и решении сирийской проблемы играл "Астана процесс", который сумел осуществить под эгидой ООН министр иностранных дел Казахстана Кайрат Абдрахманов. Но сейчас положение только ухудшается.

События на турецко-сирийской границе, столкновение интересов в регионе - отличная школа журналистики. Не брать на себя роль судьи и пророка, а вместо того заниматься своим делом - непредубежденной информацией о событиях и настроениях.

Не нужен мне берег турецкий...

«...А я остаюся с тобою, родная навеки страна, не нужен мне берег турецкий и Африка мне не нужна» - была такая патриотическая песня в советские времена. Сегодня другие настроения, в Турцию приезжают миллионы россиян, особенно на курорты Средиземноморья. Немало обосновались здесь на жительство.

История отношений двух стран сложна и противоречива. Были долгие и жестокие войны, передел земель, но после революции многие тысячи россиян эмигрировали в Турцию. Большевистская Россия поддержала революцию Ататюрка, создателя республики, национального героя Турции. На конгрессе была представлена фотовыставка об истории российско-турецких отношений.

В послевоенные годы Турция солидаризовалась с НАТО, но после перестройки напряженность исчезла. В Турцию нахлынули новые российские предприниматели, скупавшие рыночное барахло для перепродажи на родине. Сегодня две страны тесно сотрудничают в торговле, инвестициях, строительстве.

В Турции чудесный климат, богатейшие природа и история. Наполеон говорил, что если бы весь мир был одной страной, столицей был бы Стамбул. Римские императоры, оттоманские султаны и армянские архитекторы создали одно из ярких чудес света. Большинство пророков, почитаемых христианами, жили на этой земле, здесь сохранились и действуют множество католических и православных церквей.

В Турции есть телевидение и периодика на русском языке, многие турки понимают русский язык. Конгресс обслуживала и представила фольклорный концерт большая группа местных волонтеров. Гигантские отели заполнены российскими туристами, отдохнуть здесь дешевле, чем в Крыму и на Кавказе.

Участникам конгресса было не до отдыха, все время в передвижении, но в автобусах была возможность пообщаться. Большинство участников - блогеры и издатели рекламных газет и журналов. Традиционная журналистика на русском языке, освещающая международную и местную политику, новости, условия жизни, сохранилась в бывших советских республиках и в странах со значительной постсоветской иммиграцией. Порой диву даешься: русские журналисты есть в Люксембурге, Исландии, Монако, наверное, и там есть читатели. В Бейруте есть русская газета, редактор ливанец, прилично говорящий на русском языке.

Трудно сказать, как эти СМИ и их авторы сводят концы с концами, о прибыли и речи быть не может, и тщеславию малый тираж не служит. "Мне и рубля не накопили строчки", словами Маяковского мог бы сказать журналист русского зарубежья. Есть, как в любом творчестве, особая привлекательность в текстовом послании, которая побуждает людей даже в коммерческий век отдавать любимому делу время и усилия. Почти все участники приезжают за свой счет, не ожидая, что это поможет карьере и престижу.

О политике не говорят, и это разумно: никто никого не убедит, скорее поссорятся, чем поймут друг друга. Я встретил коллег, которым знакомы мои публикации, но никто не спросил моего мнения о Трампе и импичменте. Спасибо за это.

Что было неожиданно - выплеск культурной ностальгии. Алексей Классин в долгих автобусных переездах пел "Журавли", "Темная ночь", русские и цыганские романсы, и молодые, и старые присоединились в нестройном хоре. Алексей прекрасный исполнитель, это его основная профессия, живет в Германии, подрабатывает таксистом, встречает разных людей, это тема его публикаций. Кроме того, он генеральный продюсер международного общественного движения "Путь к миру", эмблема - советский воин со спасенным ребенком на руках работы Вучетича. Алексей красавец, с широкой и щедрой душой, русак с головы до пят, обликом и духом, патриот своей Родины. Мы немало пообщались, но почему он в Германии, я не понял.

В конгрессе охотно участвуют израильские журналисты. Я пытался поговорить о нынешнем положении, страну ждут крутые перемены. К изумлению моему, ни один из собеседников не сторонник Нетаниягу. Самый мягкий довод: демократия требует сменяемости. Другие говорят о коррупции и дороговизне в стране, необходимости более активного миротворчества. После конгресса я уехал в Стамбул и Афины, здесь на удивление много израильтян, по бизнесу и на отдыхе, и опять ни одного, кто хотел бы оставить премьера во власти. Но ведь полстраны за него голосовало! Я попытался найти объяснение: те, кого я встретил, космополиты и глобалисты либерального уклона, а база Нетаниягу не склонна к перемене мест.

Конгресс прошел благополучно, но был и неприятный эпизод. Одна из участниц заявила, что у нее украли сумку с документами и деньгами, делом занялись полиция и дипломаты. Оказалось, она ее забыла при прохождении детектора. Турки очень обиделись: "У нас не воруют." Кары здесь строгие, но на базаре, куда моя спутница отправилась за сувенирами, обманули нагло на глазах. Таксист, если не знаешь дороги, проедет тройным маршрутом, но где по-другому?

Планы на будущее

У конгресса большие планы на будущее. Намечено расширить повышение квалификации журналистов русского зарубежья на курсах в Москве и в Петербурге. Задача актуальна - мало кто имеет профессиональную подготовку, уровень суждений, анализа и грамотности часто обескураживает. Правда, долгожитель и икона российской журналистики Владимир Познер утверждает, что специальное образование не нужно, некоторые СМИ не берут на работу профессиональных журналистов, и это не препятствие их деятельности. Скандал, сенсация, «грязекопание» могут привлечь больше внимания, чем глубокий, заставляющий думать анализ.

О влиянии авторитарного контроля, цензуры сказано достаточно, но и свободная пресса далеко не всегда на высоте профессионального долга из-за служения политическим и корпоративным интересам. "Нью-Йорк таймс", "Нью-Йоркер", программы CNN делают мастера высшего класса, но партийная и идеологическая ангажированность превращает их в пропагандистов и агитаторов.

Руководство конгресса предлагает курсы русского языка, журналистского мастерства, информационных технологий, а также стажировку в ведущих российских СМИ, и все это с полной оплатой. По нынешним временам добрые намерения и обещания встречают с подозрением: кому это нужно, кому выгодно. Обычные версии - коррупционная и конспирологическая. Первая маловероятна: это не сырьевой бизнес, не Олимпиада и не Крымский мост, пилить нечего, нет больших денег и все на виду. Второй вариант - здесь непросто. Не было и нет журналистики вне политики, и нет политики без интереса. Сегодня строка в «Твиттере» или «Фейсбуке», встреча в неправильном месте не с тем человеком могут быть поводом для политического скандала или того хуже.

Российская школа для журналистов, работающих за рубежом, не будет оставлена без пристрастного внимания. Заверение, что здесь нет руки Кремля, не убедят оппонентов. Только что "Нью-Йорк таймс"опубликовала статью, в которой говорится, что самые обыденные житейские события - эвакуация заболевшего американского дипломата из Москвы или покупка лекарства от рака для умирающего бывшего российского премьера становятся поводом для конфликтов с участием спецслужб и госруководства.

Авторам просветительской идеи нужно бы дважды подумать, в какие времена и на какой планете мы живем.

Сюжет:

Санкции

Новости региона

Все новости