За последние недели произошли тектонические сдвиги в опросах об импичменте Трампа

Но на помощь пришла Сирия

Минувшая неделя была недобра к Дональду Трампу, хотя он отвел душу на двух грандиозных митингах, после первого из которых боевики антифы атаковали на улице сторонников президента и полицию.

Но на помощь пришла Сирия

Конечно, Трампа утешил внезапный уход из «Фокса» его критика, ведущего новостной программы Шепарда Смита, который оказался кабельным геем, как Андерсон Купер и Дон Лемон на Си-эн-эн и Рэйчел Мэддоу на Эм-эс-эн-би-си.

Пригожий Смит публично объявил, что он однополый, уже некоторое время назад, но я тогда пропустил эту радостную новость. Он регулярно ставил под сомнение высказывания Трампа, разительно отличаясь от таких звезд «Фокса», как Джон Хеннети и Лора Ингрэм, которые увлеченно агитируют за президента и не заостряют внимание на его изъянах.

Трамп публично поливал Смита, как поливает он главного политического комментатора «Фокса» бывшего судью Эндрю Наполитано, который тоже строг к президенту. Поэтому уход 53-летнего Смита из эфира телеканала, на котором он вещал с самого его основания в 1996 году, был Трампу приятен.

Начав за здравие, кончу за упокой. Республиканцев не могли не обескуражить результаты последних опросов, и прежде всего опроса «Фокса», показавшего, что 51% американцев выступает за импичмент и смещение президента.

Согласно опросу канала Эн-пи-ар, результаты которого были объявлены в прошлый четверг, 52% респондентов одобряют начало подготовки к импичменту Трампа (которую называют «расследованием»). Против высказались 43%. Если раньше за «расследование» проголосовали 44% независимых избирателей, а против – 50%, то теперь «за» выступают 54%, а «против» – 41%. Согласно опросу университета Куиннипиэк, 53% американцев против 43% поддерживают подготовку к импичменту, а уже 45% - вообще смещение Трампа с должности.

Политологи объясняют эту тенденцию результатом «Украингейта», который, похоже, будет покруче «Рашагейта», попортившего республиканцам много крови, но так и не породившего массовую поддержку импичмента. Трамп, как водится, отбивается от плохих новостей твитами. Например, после того, как республиканцев огорошил опрос «Фокса», президент обрушился на «Фокс», твитнув, что телеканал «больше не служит США. Он так сильно отличается от того, каким он был прежде!».

Один из сотрудников его штаба отмахнулся от этого опроса, заметив, что «нетрудно набрать 51%, когда почти половина опрошенных – это демократы. СМИ следует поместить этот опрос там, где ему место, - в мусорной корзине».

Но, если верить обозревателю сайта «Хилл» Найаллу Стэнэджу, последние опросы вызывают нервозность в окружении Трампа и опасения, что Республиканская партия, которая стеной стояла за президента, пока опросы ему благоволили, начнет смотреть в лес, когда большинство избирателей качнется в сторону от него.

«Мы часто смотрим на выборных политиков как на лидеров, - заметил Стэнэджу бывший сотрудник штаба сенатора-республиканца Теда Круза. – Но они не ведут людей за собой. Они за ними следуют. Они пойдут за своими избирателями».

Я разделяю его презрение к политикам, появившееся у меня в конце 1974 года, когда я впервые попал в кулуары Конгресса.

Республиканский политтехнолог Рик Уилсон, резко критикующий Трампа, считает, что тот сам виноват в таком качке общественного мнения, потому что не держит язык за зубами. «Он сам все выбалтывает, - говорит Уилсон, - он охотно признает все, что он сделал, типа «я призвал иностранные правительства повлиять на американские выборы!».

Но даже Уилсон не думает, что республиканцы в обозримом будущем начнут в массовом порядке отворачиваться от президента. По его словам, законодатели-республиканцы еще нескоро перестанут опасаться того, что Трамп выпорет их своим твитом и начнет агитировать на праймериз за их соперника. «Пока они еще не в состоянии избавиться от этого страха», - замечает политтехнолог.

Редколлегия сайта Issues & Insights обычно симпатизирует Трампу, но на днях она поместила передовицу под заголовком «Трамп проигрывает Пи-Ар-битву вокруг импичмента». Редколлегия отталкивается от вышеуказанного результата опроса «Фокса» (51% американцев хотят не только импичмента, но уже и смещения президента) и замечает, что республиканские оптимисты, возможно, зря уповают на то, что возня с импичментом в конечном итоге повредит демократам больше, чем им. По словам сайта, в данный момент сердца и умы американцев завоевывают демократы, а не республиканцы.

То, что за смещение Трампа сейчас высказался 51% населения, являет собой тектонический сдвиг общественного настроения, произошедший за считанные недели. В июле такой же опрос выявил всего 42-процентную поддержку смещения главы государства.

Сайт оговаривается, что не стоит придавать этому сдвигу слишком большого значения. Несмотря на нынешний всплеск истерики, рейтинг Трампа пока заметно не пострадал и примерно равен рейтингу Барашека в аналогичный момент его правления. Гэллап сейчас дал Трампу 40%, а Обама получил в начале четвертого года своего президентства 41%. В начале этого года положительный рейтинг Трампа в среднем составлял 41%.

Но тот же опрос «Фокса» показал, что смещение Трампа сейчас поддерживают и 13% республиканцев. В июле их было на 5% меньше. Вот это должно всерьез встревожить многих его поклонников. Но пока и Трамп, и большинство его лагеря уверены, что импичмент, который сейчас кажется неотвратимым, но не приведет к смещению президента, мобилизует республиканцев и аукнется демократам. Оптимизм трампистов подпитывается растущим урожаем пожертвований на предвыборную кампанию президента и зиждется на убеждении, что Сенат никогда его не скинет.

Пессимисты напоминают, что сенаторы – тоже политики и не ведут избирателей, а следуют за ними. Взять хотя бы необычайную живучесть Обамакера, который был спасен бесхребетными сенаторами-республиканцами, которые обнаружили, что общественное настроение изменилось в пользу обамовской реформы, и расхотели ее упразднять.

Но если Сенат все-таки не уволит Трампа, говорят трамписты-пессимисты, то возня с импичментом может оттолкнуть от него достаточно колеблющихся избирателей для того, чтобы его прокатили на выборах. Но не было счастья, как несчастье помогло.

Какое-то время казалось, что тема импичмента затмила все другие вопросы бытия, но тут Трамп взял и вывел оставшихся американских военнослужащих из Сирии. СМИ, которые, начиная с Вьетнама, клеймили почти все американские кампании за границей, вдруг единодушно осудили вывод своих солдат из Сирии и начали дружно освещать турецкие зверства и оплакивать преданных Трампом союзников-курдов, хотя не лили слез, скажем, о преданных нами южных вьетнамцах или лаотянах.

Первый митинг протеста, который я посетил в США, проходил в 1975 году в Йельском университете, в котором я тогда переводил на английский лекции диссидента Валерия Чалидзе. Студенты бурно возражали против предоставления убежища спасавшимся от коммунистов южным вьетнамцам, которые помогали американцам. Я ходил вдоль толпы и тихо плевался.

Трамп, конечно, поступил с курдами некрасиво. Во вторник он попытался глупо оправдаться, заявив, что не такие уж замечательные это были союзники, потому что они вместе с американцами не высаживались в Нормандии. И не участвовали в американской войне за независимость, как Лафайет или Костюшко, добавлю я.

Трамп читает опросы и знает, что внешняя политика определяет голоса лишь 5% избирателей, поэтому он кинул курдов спокойно. Побочным результатом этого шага было то, что тема Сирии и курдов оттеснила на второе место импичмент. Мелочь, а приятно.

Новости региона

Все новости