Финансовая помощь ликвидаторам последствий трагедией 9/11 будет обеспечена до 2092 года

Герои все-таки не забыты

Это напоминает ситуацию, которая не раз обыгрывалась в вестернах. Герой схвачен, его вот-вот повесят или застрелят, и когда он уже приготовился к смерти, в самое последнее мгновение появляется партнер или друг и перешибает пулей веревку или приканчивает убийцу. Спасенный встает с земли, отряхивается и хладнокровно, как будто ничего не случилось, с упреком произносит коронную фразу, неизменно вызывающую улыбку у зрителей: What took you so long? (Почему ты так задержался?).

Герои все-таки не забыты

Точно такую же фразу, но без улыбки, мы вправе адресовать конгрессменам, которые наконец-то после проволочек приняли новый закон, гарантирующий постоянную финансовую помощь тем, кто потерял здоровье на Ground Zero. За закон, конечно, спасибо. Но… what took you so long?

У билля длинное название: «Never Forget the Heroes: James Zadroga, Ray Pfeifer and Louis Alvares Permanent Authorization of the September 11th Victim Compensation Fund Act». Эта витиеватая фраза отражает непростую историю появления закона. В названии перечислены имена людей, которые боролись за его принятие: офицер полиции Джеймс Задрога, детектив Луис Алварес, пожарный Рэй Пфайфер.

Недавно в Нью-Йорке состоялись похороны детектива NYPD в отставке, 53-летнего Луиса Алвареса. Он умер от рака, который, как считают врачи, явился следствием его участия в спасательных работах на развалинах Всемирного торгового центра. Алварес провел там три месяца. Он был известен тем, что до последних дней своей жизни боролся за то, чтобы фонд помощи потерявшим здоровье на Ground Zero (9/11 Victim Compensation Fund) cтал постоянным. В феврале этого года Алварес появился на Капитолийском холме после того, как стало известно, что деньги иссякают: из $7,4 млрд осталось лишь $2 млрд. Соответственно выплаты должны были уменьшиться чуть ли не наполовину.

В июне тяжело больной Луис вновь совершил поездку в Вашингтон, чтобы убедить членов Конгресса наконец-то принять закон, который обеспечит фонду финансирование до тех пор, пока живы пострадавшие полицейские, пожарные, рабочие, которые разбирали завалы и вывозили смертоносный мусор. Выступая в юридическом комитете Конгресса, он пояснил: «Я хочу быть уверенным в том, что люди, откликнувшиеся на трагедию, никогда не будут забыты».

Его слова подействовали. Комитет одобрил билль на другой день после выступления Алвареса. Вскоре Палата представителей приняла Never Forget the Heroes Act. Что касается Сената, то лидер большинства Митч Макконнелл заверил, что поставит законопроект на голосование до августа. Он сдержал обещание. Сенат подавляющим большинством голосов (97 против 2) одобрил акт. Через несколько дней после этого поставил свою подпись президент Трамп. Отныне тем, кто после теракта 11 сентября проводил дни, недели, а иногда и месяцы на Ground Zero, вдыхая дым и токсичные испарения и губя тем самым свое здоровье, обеспечена финансовая помощь до 2092 года.

В течение 10 лет компенсационный фонд получит из федеральной казны $10,2 млрд, а если в силу каких-то обстоятельств денег не хватит, государство обязано будет добавить столько, сколько потребуется.

Когда закон рассматривался в Сенате, в зале присутствовали сын Луиса Алвареса Дэвид и вдова еще одного героя, Кэрин Пфайфер. Ее муж Рэй, нью-йоркский пожарный, умер в 2017 году от рака. Так же, как Алварес, он годами боролся за постоянное финансирование фонда.

Пфайфер сказала журналистам, что испытывает смешанные чувства: с одной стороны, удовлетворение от того, что дело ее мужа доведено до конца. А с другой – горечь от невосполнимой потери и от того, что многие участники работ на развалинах ВТЦ не дожили до этого дня и умерли, не получив своевременной помощи.

Такие же мысли обуревали и Джона Фила. Он был супервайзером команды, разбиравшей развалины на Ground Zero, потерял во время этой тяжелой и опасной работы часть ноги. Участвовал в борьбе за постоянную финансовую помощь. Конгресс учредил компенсационный фонд через несколько месяцев после атаки на «Близнецов». Но программа была рассчитана на определенный период, и потому несколько раз приходилось ее продлевать, и постоянно во время обсуждений в Капитолии к дебатам по существу дела примешивались политические разборки, что неизбежно затягивало решения.

«У меня от этого до сих пор дурной привкус во рту, – признается Джон Фил. – Это все могло разрешиться давным-давно. Мы боролись за этот закон 15 лет, и многие не дожили». Он с гордостью говорит о своих товарищах, с которыми вместе тормошил законодателей в Конгрессе. «Мы дали им хорошего пинка», – вспоминает он.  

Да, вопрос what took you so long? еще долго будет висеть в воздухе. Но все же лучше поздно, чем никогда. Вдова пожарного Рэя Пфайфера сказала: «Теперь пусть герои покоятся с миром. Об их семьях позаботятся, а те, кто еще жив, получат надлежащее лечение».

Чувствуя вину перед героями, в штате Нью-Йорк в дополнение к федеральному закону приняли и другие меры. В Олбани одобрен законопроект, обеспечивающий неограниченное количество оплаченных дней по болезни для городских служащих, чьи недуги связаны с трагедией 11 сентября. Спонсор билля, сенатор Эндрю Гунардес (демократ из Бруклина) сказал: «Мы считаем, что справедливо и правильно поддержать тех, кто поддержал нас в трудную минуту».

Новости региона

Все новости