Селебрити меняют свои убеждения

Круговорот движения светил

Есть поговорка: полжизни человек создает свою репутацию и вторую половину живёт за её счёт. Изменить репутацию - переменить судьбу, место в обществе. Большинство из тех, кто на виду, стремится использовать завоеванный имидж, но в последнее время есть знаменитости, которые круто изменили свои убеждения и поведение, даже если это стоило немалых потерь в популярности и доходах.

Круговорот  движения светил

Покаяние Говарда Стерна

Политики и селебрити каются и извиняются нередко. Вот Джо Байден, собравшись в президенты, чтобы умиротворить "#Me too", пробудился и принес извинения Аните Хилл, которую он не защитил в Конгрессе в 1991 году от домогательств судьи Кларенса Томаса, и женщинам, которых он облапывал, не спрашивая согласия. Несчастный придурок бывший конгрессмен Энтони Вайнер, рассылавший свои фото голышом несовершеннолетним, плакал в суде, чтобы получить срок поменьше. Часто каются звезды эстрады, спортсмены за наркотики, пьянство, сексуальное насилие, чтобы избежать наказания. Адвокаты обычно советуют: если уж не можешь откупиться, быстрей покаешься - быстрей забудут.

Но у Говарда Стерна другой случай. Его скандальная репутация не только не мешала известности и росту аудитории, но и была главной опорой в карьере. Он говорил и совершал поступки, несовместимые не только с политкорректностью, но и с элементарными нормами приличия. Критиков, даже судов было множество, но все это только помогало успеху.

Стерну 65 лет, он родился в еврейской семье. В школьные годы был скромником, но мечтал быть замеченным. Начав с маленьких радиостанций, он понял, что умеренностью и аккуратностью популярность не завоюешь, и перестроился - его тематикой стало всё, что за пределами норм и устоев. Носителей добродетелей на его шоу не было, а те, с кем он вел беседы в эфире, охотно демонстрировали своё грязное бельё и этого не стыдились. Рейтинг вырос до небес, и если выгоняли за нарушение медийных законов и штрафы, тут же была новая работа. Оценки в печати от "Самая влиятельная личность в эфире" до "Самые отвратительные два часа в истории медиа". Согласно Forbes, Стерн самый высокооплачиваемый журналист в мире. У него множество подражателей, но никому не удалось выйти на его уровень популярности и доходов.

Имидж Стерна соответствует стереотипам антисемитской пропаганды, представляющей евреев разрушителями моральных устоев общества, готовых перешагнуть любые барьеры ради денег и славы. Но антисемитов он мало интересует, хотя в последнее время нет заметных евреев в медиа, которые не подвергались бы угрозам и оскорблениям. Мое объяснение - евреи в политике и медиа типа конгрессмена Надлера, разжигающие антитрамповскую истерию, аккумулируют ненависть, Стерн всё-таки шут гороховый, есть более подходящие мишени.

В американском эфире есть из чего выбирать. И если он король, это говорит не столько о его таланте, сколько о состоянии общества. Он доказал, что путь к успеху это не только способности и добросовестный труд. Есть и другой - переступить через границы стыда и совести.

И вдруг Америка услышала нового Стерна. Некоторые видят причину в ухудшении здоровья, диагнозе (рак), в разводе после многолетнего брака. Помогли занятия медитацией, йогой, психотерапия. После тысяч интервью он понял, что никогда не имел настоящего разговора, друзей, что даже с родителями и детьми не было понимания. За прошлое ему стыдно, но он считает, что "стал человеком".

В книге "Возвращение Говарда Стерна", национальном бестселлере номер один, он пишет: "Когда все, что шокирует, использовано, ничего больше не шокирует". Прежний путь привёл его к опустошению. Стерн не ударился в духовное совершенствование и воздержание от секса, наркотиков и прочих грехов. Он переключился с социопатов на гостей с достойной репутацией. Что здесь нового? Стерн не дает им уйти в привычные клише - за все хорошее против всего плохого, сохранить знакомый публике имидж. Его вопросы адресуются не столько разуму и знанию, сколько эмоциям. Атмосфера шоу - дружеский разговор интеллигентных, понимающих людей.

Возможно, в новом амплуа Стерн потеряет часть аудитории и доходов. Но обретёт больше.

В обратном направлении

Согласно старому наблюдению, консерватор - либерал, ограбленный реальностью. Или по Черчиллю: "Если ты не либерал в молодости, у тебя нет сердца, если не консерватор в зрелые годы, нет ума". Большинство людей, круто меняющих свои убеждения и моральные ценности, прошли от готовности сокрушить устои до понимания условий, при которых может существовать цивилизованное общество. Либерализм рядится в одежды добра и прогресса, но открывает дорогу варварству, а не добродетели.

Вроде бы очевидное наблюдение, но вот опыт Дэвида Брука, человека с репутацией интеллектуала-консерватора, подтвержденной десятилетиями работы в медиа.

Бруку 57 лет, он прошел путь от автора сатирических заметок в студенческой газете до колумниста в "Уолл-стрит джорнэл". В 2003 году его пригласили в "Нью-Йорк таймс", где в цитадели либерализма он должен был представлять плюрализм в образе защитника умеренно-консервативных взглядов. Впрочем, консерватором он был лишь по меркам либералов. Скорее он был поп-философом здравого смысла, избегающим крайности слева и справа. Его кредо на этом этапе - "Ответственность, уважение, порядок".

Будучи республиканцем, он с большой симпатией относится к Обаме. К приходу Трампа Брук оказался неподготовленным, он не видел настроений в стране, которые привели к его избранию. Новая реальность разрушила его республиканские убеждения.

Изменились и его религиозные убеждения. Брук был евреем-ортодоксом, его первая жена приняла иудаизм, сын служил в израильской армии. Но в последние годы его героем стал Иисус. Он часто цитирует Евангелие и отцов церкви, пользуется пуританским молитвенником. Сегодня он энтузиаст домашних обедов, где собираются бездомные, люди с психическими аномалиями, бывшие заключенные, геи, бисексуалы, цветные, иммигранты и прочие отверженные и неудачники. Он верит, что эра эгоизма подходит концу и восторжествует коллективизм и дружба народов. С женой, с которой он прожил 27 лет, ставшей приверженкой Торы, он развелся, женился на христианке.

Я помню встречу Брука с раввином Адином Штейнзальцем, каббалистом, великим знатоком иудаизма. "Тайм" писал о нем: "Один на тысячелетие". Штейнзальц перевёл и прокомментировал 29 томов Талмуда и написал мудрые книги о еврейском мышлении и образе бытия. Брук должен был вести беседу, но в полемику не вступал, вопросов почти не задавал, был подавлен интеллектуальной мощью титана, на него жалко было смотреть.

Вряд ли новая вера поможет Бруку одолеть личный кризис. Он потерял то, что имел, и, судя по последним публикациям, ничего не обрел. Лучше бы ушел в монастырь, принял обет молчания и подумал подольше. Но, видимо, уж очень хочется оставаться на виду.

Против течения

В спорте и поп-эстраде много черных знаменитостей. Их мнение часто имеет большее общественное влияние, чем мнение политиков, экспертов и священнослужителей. С другой стороны, часто приходится слышать об их жизни в скандалах, пьянстве, наркотиках, сексуальных эскападах, конфликтах с законом. В спорте и энтертейнменте никто не скажет, что меньшинствам не дают выговориться вволю по любому поводу. Чем они сполна пользуются.

Футболист Колин Киркпатрик прославился тем, что во время исполнения гимна он не стоял, а сидел, выражая таким образом политический протест. Даже президенту страны пришлось реагировать. Короли хип-хопа - иконы для молодежи. Поп-звёзды обычно не признают своих ошибок, не извиняются.

Но бывают исключения. Тайгер Вудс покаялся жене  в изменах, остепенился и достиг новых рекордных побед и признания. Алекс Родригес задумался: "Я хочу понять, почему я часто стрелял себе в ногу". (Американская поговорка – «вредить самому себе».) Он пришел к выводу: "Если нет морального компаса, жди беды". Такие метаморфозы встречают аплодисментами.

Другое дело, когда нужно идти против течения и платить за это популярностью. Вот совсем уж необычный случай - "Черные селебритис за Трампа". Майк Тайсон, бывший чемпион мира по боксу, считает, что Трамп может управлять Америкой как бизнесом, цвет кожи не имеет значения. Канье Уэст, супер-рэпер, муж Ким Кардашьян, выразил симпатию Трампу и недавно сказал, что "противники президента относятся к его сторонникам как к диким животным". Дон Кинг, всемирно известный промоутер бокса, медиаперсона, считает, что Трамп "говорит правду как она есть". Шакил О'Нил (Холл славы НБА) говорит, что "Трамп может улучшить мир, он честно выиграл. Мы должны дать ему шанс". Комментатор Fox News Стейси Даш предлагает меньшинствам, которые в большинстве против Трампа, "попробовать что-то новое". Рок-звезда Азелия Банк вовсю использует Twitter для поддержки президента.

Черный ребенок воспитывается в убеждении, что он жертва расизма, что все его беды от дискриминации. Среди афроамериканцев доминируют антиреспубликанские настроения, 90% голосовали за Обаму и против Трампа. Чтобы мыслить и говорить по-другому, нужны не только смелость и независимость, но и способность одолеть воспитанные с детства представления. Удается это немногим. Но на «Амазоне» продается бейсболка "Blacks for Trump", наверное, есть покупатели.

Хотелось бы надеяться и на просветление сознания еврейских либералов. Они все еще не видят, что Демпартия проводит политику, ведущую к росту антисемитизма. Может быть, когда-нибудь покаются еврейские политики, журналисты, профессура, которые завоевывают популярность критикой Израиля и заботятся о благе и безопасности всех, кроме своего народа, раввины, превратившие синагоги в центры либеральной пропаганды.

Иммигранты из Союза поначалу видели в Демпартии опору и надежду, но в последние годы изменили ориентацию. Я приехал в Америку либералом левого толка, теперь для меня и консерваторы страдают политкорректностью.

Кажется, есть симптомы перестройки. Реформистские синагоги, а это 70% евреев, вот уже больше месяца не говорят о фараоне Трампе и не учат Израиль тому, как жить. Библейская история о блудном сыне, вернувшемся после долгих скитаний в родительский дом, дает некоторую надежду.

Новости региона

Все новости