Прививки: новый закон бьёт по религиозным общинам Нью-Йорка

Эта новость вызвала волнение во многих семьях. Губернатор штата Нью-Йорк Эндрю Куомо подписал закон, ужесточающий требования относительно прививок.

Прививки: новый закон бьёт по религиозным общинам Нью-Йорка

Отныне уклоняться от них можно будет только по медицинским показаниям. Прежде принимались во внимание еще и религиозные мотивы. Теперь это исключение отменено. Закон вступил в силу сразу же после того, как высохли чернила губернаторской подписи. Постановление дает отсрочку до июня 2020 года детям, у которых есть хотя бы одна доза каждой из обязательных прививок. Нью-Йорк стал пятым штатом, в котором не признаются никакие другие причины отказа от прививок, кроме медицинских, – вслед за Калифорнией, Миссисипи, Мэном и Западной Вирджинией.

Многие политики проголосовали против постановления, включая главу комитета по здравоохранению штата Ричарда Готфрида. Лишь с перевесом в один голос закон прошел в Ассамблее штата. Тем не менее губернатор Куомо, поначалу тоже не являвшийся сторонником закона, сразу же его подписал.

Почему освобождение от прививок по религиозным причинам отменили?

Чрезвычайную ситуацию вызвала корь. Нью-Йорк оказался в эпицентре вспышки, которая охватила всю страну и продолжается вот уже девятый месяц. В штате заболели более 800 человек. Считается, что ньюйоркцы заразили соседей в четырех штатах.

Власти избегают пользоваться словом «эпидемия». Однако статистика не может не вызывать тревоги. В 28 штатах подтверждены 1022 случая заболевания корью. Согласно информации федерального Центра по контролю и профилактике болезней, это самая большая цифра с 1992 года и с тех пор, как было объявлено (в 2000 году), что с вирусом кори в США покончено. Но известие о его исчезновении оказалось преждевременным: в 2014 году вдруг были зарегистрированы 667 случаев заболевания (77% заболевших не были вакцинированы). Последний смертный случай зафиксирован в 2015 году. В прошлом году произошла очередная вспышка вируса, и сейчас врачам и ученым приходится ломать голову, откуда он взялся опять.

Поиск ответа на этот вопрос поставил на первое место религиозный фактор. Большинство случаев в Нью-Йорке приходится на ортодоксальные еврейские общины в Бруклине, Квинсе и графстве Рокленд. Люди из этих общин много путешествуют. Чаще всего в Израиль и Европу, где в этом году количество заболевших корью превысило 100 тыс.

Весной мэр Де Блазио объявил в Нью-Йорке чрезвычайное положение в связи со вспышкой заболевания корью. Очаги носили локальный характер. Они касались лишь определенных районов, а именно нескольких кварталов в Вильямсбурге. В чем, собственно, состояли требования властей? Чтобы дети до 18 лет не появлялись в общественных местах и, разумеется, в школах до тех пор, пока им не сделают все необходимые прививки.

Заместитель мэра Эрминия Паласио, которая курирует вопросы здравоохранения, напомнила родителям, что если они не согласятся на вакцинацию своих чад, то поставят под угрозу не только их, но и многих детей вокруг. Власти также предупредили, что намерены штрафовать и закрывать еврейские религиозные школы и детские сады, если там будут продолжать допускать на занятия непривитых учеников. Директива по этому поводу была издана комиссаром здравоохранения еще в декабре. Но не все приняли ее к сведению. Игнорировали и после того, как было введено чрезвычайное положение. С тех пор было закрыто 11 еврейских религиозных учебных заведений (часть открылись вновь после того, как выполнили требования). Некоторые подверглись штрафам. Одна иешива заплатила немалую сумму – $13 тыс.          

Это не значит, что на занятия приходят поголовно непривитые дети. В иешивах таких лишь чуть больше 3%. В городских школах меньше – около 1,8%. (Из них только 1% - по религиозным соображениям). По стране 2,2% учеников освобождены от прививок. В любом случае речь идет о меньшинстве.

Что касается религиозных взглядов на прививки, то тут нет единодушия. Раввин Уильям Хэндлер считает, что родители, которые, как он выразился, «задабривают богов прививок», участвуют в «детских жертвоприношениях». Другой раввин, Шмуэль Каменецкий из Балтимора, назвал прививки «обманом». Но есть и другие мнения. В еженедельнике The Jewish Press не так давно была опубликована статья Биньомина Файнберга под названием «Хочешь устранить корь? Прислушайся к Торе».

«Есть хорошо известный принцип, когда sakanah («опасность» на иврите) должна восприниматься более серьезно, чем ритуальные запреты, – напоминает автор. – Конечно, некоторые продолжают настаивать, что иудаизм не признает прививок как «инородное вторжение» в тело. Но разве вся современная медицина не может быть классифицирована как «инородное вторжение»? И разве все эти выступающие против люди не принимают антибиотики?».

Впрочем, не будем углубляться в теологические споры. Против вакцин настроены и совсем не религиозные люди. Не верят в их силу, не видят в них необходимости, возмущаются, когда правительство вмешивается в семейные дела. Мол, мать знает своего ребенка лучше, чем кто-либо другой, и сама разберется, нужно или не нужно подвергать его прививкам. Есть ли основания для такого подхода?

Мифы и реальность

Надо признать, что в сфере вакцинации немало проблем. Не так давно Министерство здравоохранения США (US Department of Health and Human Services) в документе, направленном в федеральный суд, признало, что не представляло в Конгресс отчеты об улучшении качества вакцин, хотя этого однозначно требует принятый в 1986 году закон под названием The National Childhood Vaccine Injury Act. Первый отчет был представлен в 1989 году и должен был повторяться каждые два года. Однако, как выяснилось, этого не делали. В связи с этим организация Consent Action Network подала иск. Ее представлял в суде Роберт Кеннеди-младший.

The National Childhood Vaccine Injury Act дает большие юридические преимущества производителям вакцин и врачам, фактически избавляя их от ответственности за возможный вред от прививок. Право родителей подавать в обычный суд заменено административной процедурой, при которой нельзя вызывать свидетелей или заставлять государственные органы обнародовать документы. Ее прозвали «вакцинным судом». Адвокатам платит правительство, а не истцы. Дела рассматривает не судья, а «специальный мастер». Присяжных нет. В редких случаях признания вреда финансовая ответственность правительства не превышает $250 тыс. даже в случае смерти пострадавших. Казалось бы, в обмен на ущемления в правах граждане должны были бы получить безопасные вакцины. Однако признания Министерства здравоохранения могут породить сомнения.

За последнее время у части родителей усилилась тенденция не доверять вакцинации. Появилось организованное «антипрививочное» движение. Почему? Родители считают, что прививки небезопасны для их чад.

Многие люди гораздо сильнее боятся летать, чем водить машину. Между тем вероятность погибнуть в авиационной катастрофе несравненно меньше, чем за рулем автомобиля. Да, вакцинация, уберегающая детей от опасных болезней, может иметь небольшие, кратковременные побочные эффекты. Но более серьезные явления, скажем, сильные аллергические реакции, редки: по данным Центра по контролю и профилактике болезней, один случай на миллион прививок.

Но даже минимальный риск, естественно, не может не беспокоить мам и пап.

Когда страсти накаляются

Последние события, конечно, усилят противостояние между сторонниками и противниками прививок.

Газета The New York Times сообщает о том, что произошло в Ванкувере, штат Вашингтон. Там сильны антивакцинные настроения. В мае группа протестующих устроила демонстрацию у городского Сити-холла. Это произошло после того, как губернатор штата Джей Инсли подписал закон, лишающий людей права отказываться от прививок по «философским и личным мотивам». Однако приходится считаться с фактами. В этом году 71 житель города заболел корью, большинство – непривитые дети. И тогда депутат легислатуры штата республиканец Пол Харрис предложил законопроект, в котором так же, как и в Нью-Йорке, предусматривалось ограничить категории подлежащих освобождению от прививок. Активисты, настроенные против вакцинации, штурмовали офис депутата. Служба безопасности вынуждена была закрыть вход в здание. На «Фейсбуке» в адрес Харриса поступали угрозы. Лишь немногие республиканские коллеги поддержали его законопроект. Оппоненты ссылаются на то, что билль ущемляет свободу религии.

«Я думаю, что существует много дезинформации в этой области, – считает законодатель. – Люди либо не верят науке, либо считают, что вакцинирование приносит больше вреда, чем об этом сообщают».

Действительно, вокруг прививок сложилось множество мифов. Один из них: они не помогают. Это не так. Да, никакая вакцина не гарантирует стопроцентного иммунитета. Тем не менее у привитых детей меньше шансов заболеть. Еще один миф: вакцина вызывает аутизм. Однако тщательные исследования не обнаружили никакой связи между аутизмом и вакциной. Страхи относительно аутизма появились не на пустом месте.

Их породила публикация об исследованиях, проведенных английским врачом Эндрю Уэйкфилдом. Позже оказалось, что он подтасовал результаты. В родной Британии его лишили лицензии. В 2010 году предупреждения Уэйкфилда были пересмотрены в ходе дополнительных исследований, в которых участвовали тысячи детей. Признано, что как те, кому сделали прививки, так и те, кому не делали, в равной степени рискуют, что у них может обнаружиться аутизм. Тем не менее это не развеяло опасений. Аргументом по поводу аутизма пользуется сейчас одна из самых влиятельных организаций против вакцин в еврейской общине – PEACH (Parents Education and Advocating for Children’s Health). Она проводит активную антивакцинную кампанию и выпустила книгу Vaccine Safety Handbook.

Как дальше будут развиваться события? В апреле, когда Де Блазио объявил чрезвычайное положение, в Бруклине группа родителей, чьи дети учатся в иешивах, подала в суд. Сейчас тоже следует ожидать новых судебных исков - как от частных лиц, так и от организаций. Пойдут в ход аргументы о свободе религии, о вмешательстве в частную жизнь. Неизвестно, сколько времени займет рассмотрение этих дел. Однако можно предположить, что после подачи заявлений закон может быть блокирован на время их рассмотрения. Так было в графстве Рокленд, где тоже сложилась тяжелая ситуация с корью. Там еще в начале года ввели «принудительную» вакцинацию. Родители ответили иском. Действие закона было приостановлено.

Многие родители говорят, что переедут в другой штат, если закон не отменят. «Закон поменять легко, убеждения – нет», - говорят они.
А как же обстоит дело с самой корью? Увы, здесь пока не видно прогресса. Когда комиссара городского управления здравоохранения доктора Оксирис Барбот спросили, можно ли надеяться, что вспышка прекратится к осени, она не дала прямого ответа и только сказала: «Мы работаем день и ночь, стараясь убедить, что вакцина – это самый безопасный, эффективный, самый лучший способ сохранить семьи и общины здоровыми».

Новости региона

Все новости