О чем напоминает День отца

Историческая справка

В третье воскресенье июня – в этом году, стало быть, 16-го числа – в США отмечается День отца (Father’s Day). Первое празднование в Америке состоялось 19 июня 1910 года. То есть вот уже более столетия страна стремится воздать должное отцам, их роли в семье, их влиянию на общество.

Историческая справка

Заслуга в появлении праздника приписывается Соноре Смарт Додд, уроженке Арканзаса, которая переехала в город Спокан, штат Вашингтон. Ее мать умерла при родах шестого ребенка. Отец, Уильям Джексон Смарт, ветеран гражданской войны, остался вдовцом и воспитал в одиночку шестерых детей. Соноре хотелось как-то выразить свою безмерную благодарность. В 1909 году она услышала проповедь по поводу недавно учрежденного Дня матери и сказала пастору, что и отцы достойны не меньшего. Тот согласился. Сонора хотела, чтобы первый праздник состоялся в день рождения отца, то есть 5 июня. Но пастор не успел подготовить проповедь. Тогда праздник перенесли на третье воскресенье июня 1910 года.

К тому, чтобы Father’s Day стал национальным праздником, приложили руку четыре президента: Вудро Вильсон, Калвин Кулидж, Линдон Джонсон и Ричард Никсон. Лишь в 1972 году был принят закон, предписывающий отмечать в США День отца. Аналогичные праздники существуют более чем в 50 странах мира. В России такого специального Дня   на государственном уровне нет. Отцам по давней советской традиции отдают должное в День защитника отечества, который в более широком смысле рассматривается как «День мужчины».

Как отмечают Father’s Day в Америке? Принято дарить папам подарки, устраивать семейные торжества. Ставят на стол розы – красные, если отец жив, и белые, если его нет в живых. В местных общинах стараются помочь отцам-одиночкам материально. А в общем никаких особых канонов нет. В каждой семье празднуют, как считают нужным.

«Лишь отцовство реально»

«Сразу после бога идет отец», – говорил Вольфганг Моцарт. У него были все основания для такого пиетета. Известно, какую гигантскую роль сыграл скрипач Леопольд Моцарт в судьбе своего гениального сына.

Но преклонение перед своими отцами всю жизнь хранят в душе и обыкновенные люди. «Когда я была маленьким ребенком, мой папа, казалось, присутствовал во всем, – признается Татьяна, родившаяся в Москве и живущая сейчас в Филадельфии. – Он входил в комнату и заполнял все пространство. Он был человеком, который всегда знал, как решить проблему, а если не мог сделать это сам (что случалось крайне редко), то безошибочно знал, к кому обратиться. С годами я приобрела те же качества, какими восхищалась в отце: легкость в общении с людьми, практичность, уверенность в себе. Была бы я сегодня такой же, если бы не папин пример? Вряд ли».

Много спорят, на кого больше оказывают влияние отцы – на мальчиков или на девочек. Нет и не может быть однозначного ответа. И на тех, и на других, в зависимости от многих обстоятельств в семье. Поэтому существующий стереотип «сын нуждается в нем больше» часто не оправдывается. История, которую рассказала Татьяна, – еще одно тому доказательство. Есть бесчисленное множество других. Анна Кремер из Нью-Джерси рассказывает: «Муж временами относится к дочери более чутко, чем я. Он умеет ее слушать. Если у нее какая-то проблема, он не взрывается, как я, а терпеливо ждет, и когда почувствует, что этот момент подоспел, дает ей совет».  

Что значит быть хорошим отцом? Едва ли кто-нибудь в состоянии предложить всеобъемлющую формулу. Те, кто пытаются, непременно отмечают стремление понять нужды своего ребенка, быть готовым всегда прийти к нему на помощь, передать ему все лучшее, что есть в нем самом, подготовить к испытаниям, которым может подвергнуть жизнь. И, конечно, быть терпеливым, заботливым, наравне с матерью разделять все бытовые трудности, неизбежные в семьях, где есть дети.

«Привлекательность отцовства в том, что это реальная обязанность, – пишет Стивен Марч в журнале «Эсквайр». – Она связывает с женщиной по-настоящему. И это единственная вешь, которая осталась. Секс сегодня – это обмен приятностями. Брак – контракт, который запросто может быть в ходе переговоров вывернут наизнанку. Лишь отцовство реально».

Папы разные нужны, папы разные важны

«Мужчина главным образом проявляет себя в действиях, женщина - в эмоциях, –  утверждает доктор Марк Мормен, профессор Университета Бэйлор в Техасе. – Например, отец охотно поможет дочери научиться играть в соккер, а сыну – ловить рыбу. А мать больше склонна устанавливать связи с детьми разговорами и лаской». По мнению Мормена, отцы стремятся взять на себя роль защитников семьи и демонстрировать силу. Но она не должна перерастать в агрессию. Сила – это не обязательно ремень и зуботычина. Гораздо убедительнее может оказаться сила характера и способность убеждать.  

Материнская любовь бывает безоглядной, без предварительных условий, «слепой».

Однако как только ребенок начинает осваивать мир за порогом своего дома, его потребность в отце возрастает. Детям нужна защита и руководство в сложных ситуациях, связанных с учебой в школе, в поведении со взрослыми, в общении со сверстниками. Отцы, сознательно или бессознательно, снабжают детей стратегией выживания и успеха в нашем непростом мире. Устанавливают стандарты того, что хорошо и что плохо. Отцовская любовь, в отличие от материнской, выглядит строже, она проявляется «на определенных условиях», но зато дает детям такие установки, без которых им в жизни пришлось бы гораздо труднее. Этим она и ценна. «Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца», – писал Грибоедов.

Существует еще один стереотип: мама – для детства, отец – для юности. Да, принято считать, что в раннем детстве, в младенческую пору, во всяком случае, ребенок больше нуждается в матери, чем в отце. Однако сегодня, когда многие американские женщины одержимы идеями равенства, такая точка зрения может показаться устаревшей. Пусть, мол, и отцы разделяют все тяготы по воспитанию ребенка с первых его шагов. Но готов ли к этому «сильный пол»?

Не так давно в штате Нью-Йорк, вслед за несколькими другими, был принят закон об оплачиваемом отпуске по семейным обстоятельствам. На первых порах было восемь недель с сохранением 50% зарплаты. C 1 января 2019 срок вырос до 10 недель (55% зарплаты). А в 2021 году уже будет 12 недель (67% зарплаты). Нью-йоркский вариант оплачиваемого отпуска считается самым щедрым в стране. Закон очень важен для благополучия семей. И в то же время он подверг испытанию готовность отцов делить заботы о детях с матерями. Известно, как остро сейчас воспринимают американские женщины  проблему равенства на рабочем месте. А как насчет равенства дома?  Когда появилась возможность брать отпуск по уходу за младенцем, многие мужчины призадумались. Они разрывались между желанием провести больше времени со своими детьми и опасениями: а как отнесутся к этому на их работе? Как посмотрят коллеги на своего сослуживца, который меняет дома малышу дайперсы? Справедливо ли перекладывать на этих коллег часть своих обязанностей? Не отразится ли это отрицательно на продвижении по службе? Да и вообще мужское ли это дело?  Конечно, большинство отцов наверняка скажут вам, что заслуживают права часами держать своего драгоценного младенца на руках и любоваться его улыбкой, его первыми словами, первыми неуверенными шажками. И нет ничего важнее этого. Но оказывается, что вместе с этими радостями они, так же, как и матери, вынуждены испытывать острое одиночество, когда оказываются дома одни, с крошечным созданием на руках, кричащим так громко и так долго, что это, кажется, невозможно вынести. А тут еще эти страхи относительно карьеры. Недавний опрос показал, что 57% участвовавших в нем мужчин не готовы брать отпуск по семейным обстоятельствам, так как это может расцениваться как недостаточная преданность работе. Значит, получается, на чьи плечи должны лечь все заботы о малыше?  Конечно, матери. Правда, никто в этом случае почему-то не призадумается, а как это отразится на ее карьере, когда она отпрашивается, чтобы отвезти ребенка к доктору, или берет два месяца отпуска по уходу.

Конечно, все-таки американское общество быстро меняется.                

Канули в лету патриархальные традиции. Женщины работают, зарабатывают, делают успешную карьеру, занимают лидирующие посты на равных с мужчинами. Даже в армии они требуют права на участие в боевых действиях без всяких скидок на различия между полами. Приходится меняться и мужчинам. Многие читатели, наверное, помнят фильм 1979 года «Крамер против Крамера». Так складываются обстоятельства, что главный герой оказывается отцом-одиночкой. Этот трудоголик расстается со своими деловыми амбициями и готов принести карьеру в жертву ребенку. Крамер становится своего рода иконой для феминисток, укрощенный, одомашненный «новый мужчина», терпеливый, чувствительный, преданный. Все ли современные отцы такие? Конечно нет. Немало незрелых шалопаев, которые, как только появляется ребенок, норовят увильнуть от свалившейся на них нагрузки. У многих просто нет отцовского инстинкта, и матерям приходится брать на себя все заботы и тяготы. Но не такая уж редкость преданные, самоотверженные мужчины, готовые осваивать трудную науку отцовства.

Свет далеких миров      

Я думаю, что эту трогательную историю всегда уместно вспомнить в Father’s Day.

Для Саши Саган, дочери знаменитого астронома Карла Сагана, смерть отца была событием, перевернувшим всю ее жизнь. Ей было 14 лет. И очень долго после его ухода вопреки всему она продолжала воображать себе, как он вернется и расскажет, что с ним произошло. Особенно остро давало знать о себе чувство потери в дни рождения, в праздники, на церемониях окончания школы и колледжа, при каждой неудаче или провале. Всегда в таких случаях Саша пыталась представить себе, как бы к этому отнесся папа.

Но особенно горько ей стало, когда 16 лет спустя после смерти отца она собралась выходить замуж. Они сидели в вестибюле отеля в мидтауне Манхэттена – она, ее будущий муж Джон, сотрудник компании, занимающийся организацией свадьбы, и ведущий певец свадебного оркестра. Последний поитересовался: «Вы, конечно, будете танцевать с отцом?».

– Он умер, – возразила Саша.

Певец смутился, но быстро овладел собой и, улыбнувшись, сказал: «Ваш отец будет наблюдать за вами сверху в такой особый день».

Саша хотела сказать, что не верит в загробную жизнь, так же, как астроном Карл Саган не верил в то, чего не мог доказать. Но она промолчала. Музыкант надавил на больное место. Она считала, что свадьба – это апогей в отношениях между дочерью и отцом. Он ведет ее к венцу, танцует первый танец и вручает в руки мужчины, который будет любить ее так же сильно, как прежде любил сам. У нее всего этого не будет. Вечером она пришла с женихом в Сентрал-парк. Они сели на скамейку, и Саша впервые рассказала Джону о том, как горюет по отцу и как переживает, что его не будет с ней на свадьбе. К венцу ее вели мать и бабушка. Церемония происходила в апстейте Нью-Йорка, в музее искусств имени Герберта Джонсона, который находится в кампусе Корнеллского университета. Саша бывала здесь и прежде. Когда она была маленькая, отец брал ее с собой и показывал знаменитую скульптуру Джакометти и японские свитки. Здесь в 1996 году после кончины Сагана была устроена траурная церемония. Но с тех пор в здании многое изменилось. На стеклянном потолке художник Лео Вильяреал устроил поразительную композицию из тысяч мерцающих светильников, создававших иллюзорную картину далекого космоса. И танцуя в день свадьбы с мужем под этим сиянием, Саша Саган как бы ощущала присутствие отца, и душа успокаивалась, освобождаясь от того, что тяготило молодую женщину все эти годы.

Новости региона

Все новости