Билл Браудер и его отец не построили социализм в Америке и капитализм в России

Его дед был генсеком Компартии США, кандидатом в президенты страны и был убеждён в неизбежности победы социализма во всём мире. Внук, Билл Браудер, был в числе первопроходцев российского капитализма, самым крупным инвестором в постсоветскую экономику и верил в необратимость глобального движения к свободному предпринимательству.

Билл Браудер и его отец не построили социализм в Америке и капитализм в России

И дед, и внук, обладавшие, как вся семья Браудеров, феноменальным IQ, ошиблись в своих надеждах. История рассудила по-другому.

Обещание на рассвете

После распада СССР в Россию хлынула армия зарубежных предпринимателей, привлеченных сказочными возможностями быстрого обогащения. Среди них были директора и менеджеры крупнейших мировых корпораций и банков, но было и немало проходимцев, окрыленных перспективой обмануть и украсть безнаказанно. Становление российского капитализма сопровождалось невиданным в истории грабежом национального богатства, коррупцией госчиновников, криминализацией всех сфер общественной жизни.

Билл Браудер окончил Стэнфордский университет и его ждала карьера финансиста в банке или хедж-фонде, где на каждом шагу конкуренты, законы, контроль и все, о чем можно мечтать, уже занято. А в России открытое поле, законы не писаны, если есть нужные связи и надежная охрана. Он организовал совместно с международным банкиром Эдмондом Сафрой "Hermitage Capital", который оперировал зарубежными инвестициями. (Сафра погиб при загадочных по сию пору обстоятельствах. Его банки и синагоги есть по всему миру. Недавно я был в построенной им синагоге в Рио, встретили очень приветливо, но когда я спросил о Сафре, разговор оборвался.)

Прибыль «Hermitage» поначалу была десятикратной на доллар, но когда Россию накрыл дефолт и финансовая система рухнула, Браудер понес огромные потери. Здесь и проявились сполна его способности и интуиция. Когда все бежали, спасаясь от коллапса, он увидел новые перспективы, связанные с нефтяным бумом в России. Он стал самым крупным зарубежным инвестором в этой стране. В то время у него были отличные отношения с Кремлем, он считал российского президента своим самым большим союзником. Он женился на россиянке, сотруднице Михаила Ходорковского, и, казалось бы, крепко обосновался в новой стране.

Но он не ограничился бизнесом и развернул кампанию разоблачения коррумпированных олигархов и высших чиновников. Трудно судить о его мотивах. Те, кто сочувствует Браудеру, называют его Дон Кихотом, мечтающим очистить российский капитализм от криминала. Другие считают, что он хотел понравиться хозяину Кремля, который обещал крутые меры борьбы с коррупцией, и хотел переиграть конкурентов. Могло быть всё это вместе.

Браудеру пришлось постоянно думать о личной безопасности. Убийства по мотивам бизнеса были делом обычным. Его сопровождали три машины охраны, он постоянно менял жилье, место встреч, маршруты передвижения. Жизнь он сохранил, но победили его противники: в 2005 году он был депортирован. Браудера обвинили в неуплате налогов, отмывании денег, манипулятивных сделках и вскоре через Интерпол потребовали его ареста и экстрадиции в Россию для суда.

Враг Кремля номер один

Браудер сделал борьбу с Кремлем смыслом и целью своей жизни. Все признают его интуицию финансиста, способность делать деньги всегда и на всём, но его энергия, деньги и время посвящены в первую очередь разоблачению криминальной деятельности олигархов и их покровителей в правительстве. В Конгрессе США, в медиа он утверждал, что хозяин Кремля имеет состояние в 200 млрд долларов и что олигархи обязаны отдавать ему 50% прибыли. Он написал книгу, полную обвинений Кремля и олигархов. По его инициативе правительства многих западных стран начали расследование финансовых операций россиян и их западных партнеров. Он инициировал проверку схемы отмывания денег - 234 млрд в отделении банка Дании в Эстонии, которая привела к международному финансовому скандалу.

Браудер особенно активен в Англии, где обосновались многие российские олигархи. Он отказался от американского гражданства (критики утверждают - чтобы не платить налоги) и стал гражданином Великобритании. Он отрицает связь с западными спецслужбами и жалуется журналистам, что его постоянно слушают девять разведок и что в западных правительствах у российских богачей есть покровители.

Российское влияние Браудер видит не столько в сетевых троллях и хакерах, а в том, что олигархи широко используют свои финансовые возможности для воздействия на западные институты.

Педанты и пуристы утверждают, что по отношению к нынешним сверхбогачам понятие «олигархи» неприменимо - в отличие от античности, у них нет политической власти. В реальной жизни большие деньги играют решающую роль в избирательных кампаниях, продвижении угодных кандидатов и дискредитации их оппонентов, использовании лоббистов и возможностей медиа. Необязательно носить взятки в чемоданах или приглашать на яхты - достаточно поддержать нужный политику проект, устроить карьеру члену семьи (бизнес сына Джо Байдена в Украине - один из многих примеров), вариантов много.

Олигархи устанавливают прямые контакты с зарубежными правительствами. "Нью-Йоркер", посвятивший много страниц разоблачению попыток Кремля воздействовать на американскую политику, писал, что Фридман и Авен (российский «Альфа-банк») встречались несколько раз с представителями Белого дома при Обаме. Журнал пишет об этих встречах с симпатией, называет Фридмана и Авена блестящими бизнесменами. Одно дело, когда речь идет о команде Обамы, а другое дело - Трампа. Когда подобные контакты пытался установить российский бизнесмен Кирилл Дмитриев, "Нью-Йорк таймс" опубликовала гневную разоблачительную статью.

Браудер не проводит партийных различий, и у него образовалось множество противников со всех сторон. Его собственная финансовая деятельность стала предметом расследований не только в России, но и в США и других западных странах. Высокий чиновник Госдепа сказал: "Все мы часть пиар-машины Браудера", бывший посол США в России Макфол считает, что все создают ему "глобальную платформу".

Звездный час Билла Браудера связан с делом адвоката Сергея Магнитского, который погиб в московской тюрьме «Бутырка». В 2012 г. Конгресс принял "Акт Магнитского", отказывающий в визах российским чиновникам и бизнесменам, которые были вовлечены в судебный процесс над адвокатом или получили финансовые преимущества за счет рейдерского захвата инвестиционного фонда «Hermitage Capital». Браудер активно лоббировал этот закон. В его списке было 282 человека, но Госдеп отказал в визах 49. Подобные ограничения ввели и другие страны.

В отношениях конфликтующих стран нередки случаи возмездия и реванша. Одна страна выслала дипломатов, другая ответила тем же. Арестовали иностранных агентов - последовала аналогичная реакция. Санкции против санкций дело обычное. Но Россия ответила на «Акт Магнитского» непредсказуемым образом - запретила усыновление детей из России в США. Обычно это были дети из неблагополучных семей, часто с серьезными заболеваниями, примерно 1000 детей в год.

У меня были студенты Клэр и Аарон, бывшие Ира и Саша, их усыновила богатая еврейская семья Роуз в семилетнем возрасте. Они жили в детском доме, алкоголичка-мать, отца не знали. Кому было бы лучше, если бы они остались в России?

«Акт Магнитского» влияет не только на олигархов, но и на жизненный уровень населения. Российское правительство активно заинтересовано в его отмене. Частью этих усилий была встреча юриста Наталии Весельницкой с представителями команды Трампа, она предложила сделку - отменить запрет на усыновление детей в обмен на отмену «Акта Магнитского». Весельницкая -личный враг Браудера, она многие годы собирала на него компромат. Когда она оказалась в центре скандала в связи с президентскими выборами, радости Браудера конца не было.

Но покой Браудеру даже не снится. Российский президент на встрече с Трампом обвинил Браудера в неуплате налогов и в финансовой поддержке компании Хиллари Клинтон. Но и для властей США и Англии, как пишет "Vanity Fair", Браудер головная боль.

Горе от ума

В семье Браудеров все гении: IQ выше 200. (Средний IQ 100). Отец и дядья Билла - выдающиеся математики. Отец Феликс, завкафедрой Чикагского университета, воспитал плеяду крупнейших математиков XX века. В его личной библиотеке 35 000 книг - прочитанных, не для декорации. Но сын его мало интересовал, по словам Билла, отец его заметил, только когда он заработал первый миллиард. Братья Билла продолжили семейную традицию в науке, но он пошёл по другому пути, стал капиталистом. Это был прямой вызов семейным традициям и представлениям, согласно которым большие деньги - продукт жульничества и эксплуатации. Отец Билла и его братья выросли в доме, где на стенах были портреты Ленина, Сталина, Мао, домашняя библиотека заполнена сочинениями классиков научного коммунизма.

Дед Эрл, активист коммунистического движения, был приглашен в СССР, чтобы помочь строительству социалистического государства. Он женился на Раисе Беркман, она была первой еврейкой, окончивший юридический факультет университета, и активно участвовала в борьбе с контрреволюцией. Вернувшись с женой в Америку, Браудер возглавил Компартию США и дважды был кандидатом в президенты страны. В эти годы Компартия США имела серьёзное влияние, вела за собой профсоюзы, ее члены и сторонники занимали видные позиции в университетах, прессе, госучреждениях. Всё это продолжалось, пока сенатор Маккарти не развернул борьбу за спасение страны от коммунистической угрозы.

Недавно открыты документы спецслужб, свидетельствующие, что Эрл и Раиса помогали рекрутировать шпионов для КГБ.

Но карьера генсека закончилась сенсацией: он отказался от идеи мировой революции, выступил за мирное сосуществование капитализма и социализма, предложил роспуск партии и был исключен из её рядов. Он понял, что марксизм в Америке не применим. Придурки и фанатики слева и справа по сию пору этого не поняли.

С таким семейным наследием просто и спокойно жить не будешь, психоаналитику есть где разгуляться. Психоанализ вышел за пределы докторского офиса и стал частью общественной психологии и культуры. На сценах Нью-Йорка при переполненных залах идут "Отец" Августа Стриндберга и "Женщина в темном" Айры Гершвина, если и не знать Фрейда, можно освоить понятия - все проистекает от детских впечатлений и переживаний. В эти представления вполне укладывается судьба Билла Браудера.

Сын отверг авторитет отца и деда и пошел своим путем, не уступив в мировой известности знаменитым родственникам. Но он унаследовал от отца способности к точному расчету, а от деда - представление о силе и подвижности идей. Взрывное сочетание, непомерная нагрузка даже для запредельного IQ. Но для Браудера это норма бытия, стиль жизни, по другому он не умеет. 

Между тем:

Прокуратура Дании обвинила в отмывании денег 10 бывших менеджеров Danske Bank. Об этом сообщает датское издание Berlingske со ссылкой на источники.

По данным журналистов, обвинения связаны с делом о подозрительных транзакциях на сумму около 200 миллиардов евро, которые прошли через эстонское отделение Danske Bank с 2007 по 2015 год.

Berlingske уточняет, что среди обвиняемых – исполнительный директор банка Томас Борген. Он ушёл в отставку в октябре прошлого года.

В начале апреля стало известно, что заявление в прокуратуру Эстонии с просьбой проверить транзакции, связанные с Danske Bank, подал основатель инвестиционного фонда Hermitage Capital Уильям Браудер. Он подозревает Danske Bank в отмывании российских денег. Изучением этой коррупционной схемы мог заниматься юрист Hermitage Capital Сергей Магнитский.

Сюжет:

Санкции

Новости региона

Все новости