ЧП: Как власти собираются справиться с эпидемией кори

В Нью-Йорке мэр Де Блазио объявил чрезвычайное положение в связи со вспышкой заболевания корью. Сразу оговоримся: эта мера касается лишь определенных районов, а именно нескольких кварталов в Вильямсбурге с четырьмя почтовыми кодами (11205, 11206, 11211, 11249). Но не стоит приуменьшать опасность.

ЧП: Как власти собираются справиться с эпидемией кори

Аналогичная ситуация сложилась в графствах Рокленд, Ориндж, Салливен (штат Нью-Йорк), в графстве Оушен (штат Нью-Джерси). А на днях появилось сообщение о восьми заболевших в графстве Вестчестер, которое граничит с Манхэттеном. В подавляющем большинстве корь поражает детей из ортодоксальных еврейских общин, где по религиозным соображениям им не делали прививки.

В чем заключаются чрезвычайные меры? В распространяемых официально объявлениях сказано: «Если вы не достигли 18-летнего возраста и не привиты против кори, вы не имеете права появляться ни в каких общественных местах до 27 апреля или до тех пор, пока не получите вакцину MMR (Так называется комплексная прививка против кори, свинки и краснухи. Аббревиатура от трех английских слов: measles, mumps, rubella – прим. авт.) 

Наказание за неподчинение указу мэра достаточно чувствительное: штраф в размере $1тыс. По новым правилам, управление здравоохранения будет наделять медицинских работников функциями своего рода детективов, которые должны выявлять, с кем зараженные корью вступали в контакт.

«Можно провести параллель с полицейскими детективами, – пояснил Де Блазио. – Если у кого-то обнаружены симптомы, этим людям придется дать подробное интервью сотрудникам управления и рассказать, где они были, с кем могли общаться. И медицинские детективы пойдут по следам и должны будут выявить всю «сеть» и добиться, чтобы люди были вакцинированы».

Заместитель мэра Эрминия Паласио, которая курирует вопросы здравоохранения, напомнила родителям, что если они не делают своим чадам прививки, то ставят под угрозу не только их, но и многих детей вокруг. Она призвала ньюйоркцев позвонить по телефону 311 и узнать, где можно быстро и бесплатно пройти вакцинацию.

Власти также предупредили, что намерены штрафовать и закрывать еврейские религиозные школы и детские сады, если там будут продолжать допускать на занятия непривитых учеников. Директива по этому поводу была издана комиссаром здравоохранения еще в декабре. Но ее не сочли нужным выполнять. В январе одна иешива в Вильямсбурге, не подчинявшаяся этому правилу, добавила 40 заболевших детей к и без того немалому количеству подхвативших корь. В городе их по данным на прошлую неделю насчитывалось 285. Из них 228 приходится на Вильямсбург. Конечно, статистика может все время меняться, и, к сожалению, пока в сторону увеличения. Только за одну неделю прирост составил 26 случаев. Для сравнения: в 2017 году во всем городе Нью-Йорке было два случая. В 2018-м заметно больше – 56, за счет того, что к концу года, с октября, заболеваемость начала быстро набирать темп и приняла эпидемический характер.  Сейчас 21 человек оказался в госпиталях. К счастью, пока не было смертельных случаев. Но положение остается серьезным.

По всей стране по состоянию на 4 апреля зарегистрировано 465 случаев – вторая по величине цифра за два десятилетия, то есть с тех пор, как было объявлено, что с этой болезнью покончено.

Что касается города Нью-Йорка, то вспышки кори такого масштаба не было с 1991 года. Поэтому неудивительны тревожные интонации в голосе Де Блазио, когда он на пресс-конференции, проходившей в Вильямсбурге, воскликнул: «Я призываю каждого, особенно в пораженных районах, сделать прививки и уберечь тем самым своих детей, семьи и окружающих».

Прививки: за и против

Мэра сейчас критикуют со всех сторон. И за чрезвычайное положение, и за излишнее благодушие до того, как он был вынужден его объявить.

Его упрекают, в частности, в том, что он годами был чрезмерно мягок по отношению к иешивам и ортодоксальным общинам. И вовсе не по доброте душевной, а по политическим причинам: нужны были голоса и поддержка со стороны этих групп.

Дэвид Блумфилд, профессор Бруклинского колледжа и CUNY, теперь припоминает ему все. И то, что затягивал расследование в иешивах качества преподавания нерелигиозных предметов. И то, что закрывал глаза на вольности в выполнении директив управления здравоохранения относительно обрезания. И даже то, что поддерживал обычай ортодоксов зажигать костры в праздник Лаг ба-Омер.

Нафтали Мостер, исполнительный директор организации Jaffed, открытым текстом обвиняет мэра в том, что тот ставил политику выше здоровья граждан. 

«Де Блазио в конце концов начал действовать решительно в связи с распространением кори, потому что игнорировать ее стало для него политически опасно, – утверждает Нафтали Мостер. – Если он хочет показать, что может руководить без оглядки на хасидских лидеров, он должен поставить на первый план интересы наших детей и не устраивать политические игры с нашими жизнями». 

Но не менее острая критика исходит со стороны противников обязательных прививок.

Работники управления здравоохранения говорят об организованной кампании сопротивления. Упоминаются даже дикие вещи, в которые трудно поверить, хотя информация исходит из уст официальных лиц. Заместитель мэра Эрминия Паласио сказала, что некоторые родители намеренно распространяют вирус, устраивая «коревые сборища» (measles parties), на которых незараженные дети развлекаются вместе с инфицированными. Группы медсестер отслеживают такие встречи. Они говорят, что родители используют социальные медиа и звонят по телефонам, чтобы собрать как можно больше участников. Мелоди Батлер, исполнительный директор базирующейся в Лонг-Айленде некоммерческой организации Nurses Who Vaccinate, заявила: «Есть родители, которые активно ищут зараженных детей, чтобы они передали вирус их собственным. Это может иметь разрушительные последствия».

Еще бы! Конечно разрушительные. Звучит просто чудовищно. Какими мотивами руководствуются эти родители? Протест, ложное чувство солидарности, желание, чтобы дети переболели корью и о проблеме можно было бы забыть? И если намеренность их действий будет доказана, разве это не должно рассматриваться как преступление?  

Указ мэра вызвал смешанные чувства в ортодоксальных общинах.

«Это правда, что многие люди заразились корью и в этой болезни нет ничего хорошего, – признает житель Вильямсбурга Арон Брэйвер. – Но в вакцине тоже нет ничего хорошего. Пусть у каждого будет возможность самому принять решение». 

«Хочешь устранить корь? Прислушайся к Торе»

Когда говорят об эпидемии, акцент делается на районы компактного проживания евреев-ортодоксов. Доктора говорят, что вирус занесли непривитые еврейские дети, посетившие Израиль, где тысячи людей подцепили эту болезнь. Среди зарубежных источников называют также Украину, Болгарию, Филиппины. Как бы там ни было, в полемике между сторонниками и противниками вакцинации ссылаются в первую очередь на еврейские религиозные школы. Между тем, как удалось выяснить журналистам Daily News, и в городских школах Нью-Йорка 2700 учащихся разной этнической принадлежности отказываются от прививок по религиозным или медицинским мотивам. Это менее 3% всего контингента, составляющего 1,1 млн детей. Правила обязывают всех школьников от prekindergarden до 12 класса за время учебы получить 10 различных вакцин, в том числе против кори, полиомиелита, гепатита, гриппа. Но некоторые семьи под различными предлогами ищут возможности увильнуть от иммунизации. Самый распространенный аргумент среди «отказников» – религиозный. С 2015 года к нему прибегли 1733 учащихся. В управлении образования не слишком обеспокоены этой статистикой. Пресс-секретарь Даг Коэн подчеркивает, что процент «уклонистов» в Нью-Йорке ниже национального уровня, а к концу учебного года, как ожидается, он еще уменьшится. «С 98% полностью вакцинированных школьников мы можем чувствовать себя в безопасности», – отметил он.

А как быть с иешивами? Примут ли они запрет, пусть даже временный и ограниченный небольшой частью Нью-Йорка? Или будут сопротивляться во имя религиозных постулатов? Что касается требований религии, то тут нет единодушия во мнениях. В  еженедельнике The Jewish Press опубликована любопытная статья Биньомина Файнберга под названием «Хочешь устранить корь? Прислушайся к Торе». 

«Есть хорошо известный принцип, когда sakanah («опасность» на иврите) должна восприниматься более серьезно, чем ритуальные запреты, – напоминает автор. – И так же, как раввины должны предостерегать нас против грехов, они обязаны делать то же самое по поводу физической опасности. И по мере того, как распространение кори усиливается, мы видим последствия того, что не прислушиваемся к указаниям ведущих раввинов... Конечно, некоторые продолжают настаивать, что иудаизм не признает прививок против кори как «инородное вторжение» в тело. Но разве вся современная медицина не может быть классифицирована как «инородное вторжение»? И разве все эти выступающие против люди не принимают антибиотики?».

Впрочем, не будем углубляться в теологические споры. Их участники, скорее всего, все равно останутся при своем мнении. Борьба вокруг декрета мэра не затихает. В Бруклине группа родителей нанимает адвокатов, чтобы начать судебный процесс. Однако Де Блазио уверен, что победит, потому что поставил задачу спасти жизни людей.

«Наша цель - не штрафовать, а заставить людей сделать прививки, – сказал он. – И мы стараемся помочь каждому понять, что ситуация действительно не терпит отлагательства».

Юридическая битва развернулась и в Рокленде, где руководитель графства Эд Дэй тоже ввел чрезвычайное положение на 30 дней. Однако Верховный суд штата временно приостановил его распоряжение. Родители непривитых детей жаловались, что их чада вынуждены пропускать занятия.

Губернатор Куомо поддержал решение Де Блазио об обязательных прививках, но признал, что с юридической точки зрения возникнут проблемы.

«Налицо серьезное беспокойство по поводу общественного здоровья. Однако есть и не менее важная проблема, связанная с Первой поправкой, – сказал он. – И тут неизбежен конституционный, юридический конфликт. Есть ли у нас – у общества, у правительства – право сказать: вы обязаны вакцинировать своего ребенка, чтобы он не заразил моего, даже если вы этого не хотите и это противоречит вашим религиозным верованиям? Вот тут-то и возникает юридическая загвоздка». 

Губернатор прав. Некоторых родителей, и не обязательно религиозных, коробит сам факт принуждения, вмешательства в их личную жизнь, когда правительство за них принимает решение, что делать с их собственными детьми. Вспомнить в этом случае о Первой поправке к Конституции вполне уместно. Но, с другой стороны, если в каких-то ситуациях речь заходит о массовом бедствии, об опасности для всех, разве люди не соглашаются подчиниться распоряжениям властей и принять их как должное? Однозначного ответа нет.

А пока работники здравоохранения готовятся принять меры в связи с тем, что во время праздника Passover многие еврейские семьи отправятся в Израиль и в Европу и могут вернуться с вирусами, которые создадут дополнительные хлопоты.

Новости региона

Все новости