Как бы ни был плох Обамакэр, это лучше, чем ничего

СЕКРЕТ ЖИВУЧЕСТИ ОБАМАКЭРА

Трамп вновь атакует Закон о доступном здравоохранении. С большой степенью вероятности эта атака захлебнется, как и предыдущие. Обамакэр пользуется поддержкой большинства населения. Попытки администрации обойти этот закон, де-факто саботируя его, сталкиваются с противодействием штатов, судебных органов и общественности.

СЕКРЕТ ЖИВУЧЕСТИ ОБАМАКЭРА

Недавно администрация Трампа проиграла два раунда в битве против Обамакэра. Федеральный судья в округе Колумбия признал незаконным требование, чтобы получатели Медикейда работали: такую штуку придумали в штатах Кентукки и Арканзас с благословения федерального Минздрава. На следующий день другой, тоже вашингтонский, судья объявил незаконным внедрение страховых планов, не соответствующих требованиям Обамакэра о страховом покрытии.

Суд рассматривал законность страховых планов Association Health Plans, которые дешевле, чем большинство планов Обамакэра, но страховое покрытие дают минимальное. По мнению суда, администрация Трампа (которая продвигает подобные планы в качестве альтернативы Обамакэру) умышленно и незаконно пытается обойти Закон о доступном здравоохранении, главная цель которого – обеспечить медицинское страхование малоимущих американцев.

Не на той стороне закона

Однако Трамп не останавливает атаки на Обамакэр. Закон о доступном здравоохранении настолько ему ненавистен, что он даже не пожелал сделать паузу между обнародованием доклада Мюллера (который Трамп считает своим триумфом) и очередной вылазкой против Обамакэра. Многие стратеги Республиканской партии считают неразумным ввязываться в проигрышную битву против Обамакэра. Республиканцы в результате поражений в этой битве утратили контроль над Палатой представителей.

Итак, Минюст США объявил, что поддерживает решение, принятое федеральным судьей в Техасе в декабре 2018 года: судья провозгласил Закон о доступном здравоохранении антиконституционным. Ранее Минюст США не поддерживал такой позиции, считая, что отмене подлежит лишь часть положений закона. Однако Трамп настоял на ужесточении позиции.

Стратеги Республиканской партии бьют тревогу: Трамп нарушает обещания, данные во время предвыборной кампании и подтвержденные в его программной речи «О состоянии страны» 5 февраля сего года, – защитить людей с хроническими заболеваниями от дискриминации со стороны медико-страховых компаний и снизить стоимость страховок. Если отменить Обамакэр, то частный медицинский бизнес сможет вновь, как это было до 2010 года, отфутболивать невыгодных пациентов и взвинчивать стоимость страхования.

Правда, хозяин Белого дома заверяет американцев, что республиканцы представят на замену Обамакэру нечто большое и светлое, о чем пока никто ничего не знает. Альтернатива, если таковая родится в недрах республиканского истеблишмента, должна быть убедительной: предыдущая получила мизерный уровень общественной поддержки – всего лишь 17%. Обамакэр, тем временем, поддерживает более половины населения.

Видимо, осознав эти неприятные для него реалии, Трамп поостыл и через «Твиттер» сообщил, что заменять Обамакэр он будет, вместе с Конгрессом, после выборов 2020 года, когда (он уверен) республиканцы будут контролировать и Сенат, и Палату представителей.

Кто пролоббировал деструктивный шаг?

Удивительный демарш Белого дома в поддержку техасского вердикта состоялся, несмотря на оппозицию двух ключевых фигур трамповского кабинета – министра юстиции Уильяма Барра и министра здравоохранения и соцобеспечения Алекса Азара. Чье же мнение перевесило их позицию?

Главный «архитектор» контрпродуктивной инициативы Трампа – и.о. главы президентской администрации Мик Малвейни, большой энтузиаст борьбы с Обамакэром. Малвейни раньше был конгрессменом-республиканцем от Южной Каролины и одним из основателей так называемого «Движения Чаепития», с которым у руководства Республиканской партии сложные отношения.

По замыслу Малвейни, «неординарный» и «смелый» шаг в поддержку техасского судьи должен заставить Конгресс принять закон об отмене Обамакэра. Однако есть серьезные сомнения, что законодатели захотят вновь атаковать непотопляемый закон, который им раз за разом не удавалось торпедировать.

В декабре 2017 года в закон о налоговой реформе был вписан пункт о снижении налогового штрафа за отсутствие медицинской страховки (так называемый «индивидуальный мандат» Обамакэра) до $0. Законодательно отменить «мандат» Трамп и его союзники не могли, хотя тогда у них еще было большинство в обеих палатах Конгресса. Дело в том, что в 2012 году Верховный суд США признал «индивидуальный мандат» конституционным. Именно поэтому глава Минюста Барр пытался убедить Трампа не поддерживать техасское судебное решение, по поводу которого есть протесты, апелляции и вероятность возвращения вопроса в Верховный суд.

Медицина, превращенная в бизнес

Основа позиции Трампа, Малвейни, Сары Пэйлин и тому подобных фигур в отношении медицины – воинствующее невежество. Вместо того, чтобы попытаться понять, почему все развитые страны, кроме США, имеют всеобщее государственное медицинское страхование, они распространяют небылицы о том, как «социалисты» якобы заставляют народ ждать «месяцами и годами» приема у врача или госпитализации.

У меня есть немало друзей, которые пользуются британской, французской, немецкой, датской, швейцарской, канадской медициной, и никогда никто из них не ждет «месяцами и годами» нужного лечения. Если кому-то срочно нужна операция, а в государственных клиниках нет места, пациента госпитализируют в частную клинику и государство за него платит. Гражданин же имеет дело только с государственной медико-страховой системой. Именно эта единая система, а не пациент, разбирается со стоимостью лечения и премудростями его оплаты. А в США у каждого, кто имеет медицинскую страховку, уходят месяцы и годы на борьбу с частными страховыми компаниями, которые всеми способами пытаются не заплатить за лечение, потому что их интересует только нажива. Английский врач или клерк медгосстраха – государственные служащие, которых не интересует прибыль; их не подгоняет хозяин, стремящийся умножить деньги в своем кармане. В Америке всё диктует пресловутая «bottom line» – бухгалтерский итог в долларах и центах.

Недавно Никки Хейли – бывший постпред США при ООН (2017–2018), а до этого губернатор Южной Каролины – решила высказаться в пику сенатору Берни Сандерсу, который подверг критике дороговизну родов в Америке. Сандерс сказал, что в США за роды платят $12 000, а в Финляндии –$60. Он призвал убрать из здравоохранения погоню за наживой и сделать «Медикэр для всех».

Хейли (не самая глупая из правоконсервативных политиков) признала дороговизну в Америке, но назвала сравнение с Финляндией смехотворным: «Спросите их о состоянии их медицины. Их ответ вам не понравится».

Ответ последовал от постпреда Финляндии при ООН Кая Сауэра. Он написал в «Твиттере», что Финляндия имеет одну из лучших систем здравоохранения, которая обходится относительно дешево. При этом в Финляндии самая низкая в мире смертность матерей при родах, и страна на третьем месте по показателю низкой смертности детей (до пяти лет). У финнов этот показатель – 2,3 смерти на тысячу живых деторождений, а вот у США – 6,6 на тысячу.

Обамакэр не задушишь, не убьешь

Как сообщала недавно CNN, треть американцев, не имеющих страховки, не принимают прописанные им лекарства из-за их дороговизны. Американские цены на лекарства не снились никому в мире. И вряд ли кто-то в Финляндии или Канаде может себе представить, что при наличии страховки тебе надо сперва выложить из кармана 5 – 7 тысяч долларов, прежде чем начнет платить страховая компания (т.н. «deductible»). Столь же абсурдна ситуация, когда пенсионеров – получателей Медикэра заставляют платить 20% стоимости амбулаторного лечения в дополнение к плате за Медикэр, которую вычитают из пенсии Social Security.

В последние два года администрация Трампа урезала ассигнования на помощь людям в записи в Обамакэр. Всеми правдами и неправдами душили Медикейд, расширение которого состоялось благодаря Обамакэру. Обходным маневром перечеркнули «индивидуальный мандат», из-за чего здоровых и молодых пациентов в страховых пулах стало меньше. Продвигали страховые пустышки – дешевые и бесполезные планы вместо нормальных. Но Обамакэр жив и, похоже, будет и дальше жить.

По сравнению с прошлым годом запись в Обамакэр на 2019 год почти не сократилась (уменьшение – лишь на 300 тысяч); в страховые планы записалось 11,4 млн человек. Почти все сокращение пришлось на федеральный пул (www.healthcare.gov), который покрывает 39 штатов. Те штаты, у которых есть свои страховые пулы, вообще не увидели сокращения записи в Обамакэр.

После нескольких лет роста страховых взносов они в этом году сократились на 1% и составили в среднем $612 в месяц. При этом 87% застрахованных через пулы Обамакэра получают федеральные субсидии на страховые взносы, в результате чего фактическая, а не номинальная, плата за страховку в среднем составляет $87 в месяц. Плюс 54% получали дополнительную помощь для оплаты того, что причитается «из своего кармана».

Обамакэр – очень несовершенная система, но вместе с тем большое достижение. Порядка 20 млн человек, не имевших никакой страховки, получили возможность застраховаться, и их число продолжает расти. Медстраховку имеют хронические больные, которых до принятия закона 2010 года дискриминировали из-за «preexisting conditions». Обамакэр запретил страховым компаниям устанавливать лимиты расходов – ни на год, ни на всю жизнь пациента. Благодаря Обамакэру дети могут оставаться на родительской страховке до 26-летнего возраста.

Если придумают что-то лучше, я первый буду аплодировать. Но вообще-то уже давно всё придумано и успешно работает – в других странах.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру