Приведет ли коррупционный скандал к изменениям в системе образования

Несколько престижнейших американских колледжей оказались замешаны в коррупционном скандале. По данным ФБР, богатые родители платили многотысячные взятки за зачисление своих детей в вузы. Особую пикантность расследованию придает то, что среди обвиняемых известные люди, в том числе и голливудские «звезды» Лори Локлин и Фелисити Хаффман.

Приведет ли коррупционный скандал к изменениям в системе образования

Как следует из обнародованного расследования, родители давали взятки сотрудникам колледжей за то, что те помогали их детям сдавать экзамены либо сдавали экзамены за них. Некоторых абитуриентов брали в вузы как «выдающихся студентов», кого-то – как подающих надежды спортсменов, в которых якобы нуждались спортивные команды колледжей. Хотя на самом деле дети были совершенно обыкновенные и не выделялись ни своими академическими, ни спортивными дарованиями.

В числе обвиняемых оказались сотрудники колледжей, тренеры команд и представители консалтинговых компаний, предоставлявших посреднические услуги родителям. Задержаны 33 родителя, два администратора SAT/ACT, один экзаменатор, девять тренеров по различным видам спорта в элитных вузах, администратор колледжа. Обвинительное заключение охватывает период с 2011-го по 2019 год.

- Мы не говорим о тех случаях, когда родители делают пожертвования, чтобы увеличить шансы на поступление в колледжи, - заявил прокурор штата Массачусетс Эндрю Леллинг. – Мы говорим об обмане и мошенничестве! Эти люди использовали фальшивые результаты экзаменов, поддельные спортивные свидетельства, подкупали сотрудников вузов.

По словам Эндрю Леллинга, цена за место начиналась от 200 тысяч долларов и могла доходить до 6,5 миллиона долларов в зависимости от престижности колледжа. Так, наиболее богатым и знаменитым родителям за деньги помогали зачислять их детей в ведущие университеты в стране, которые составляют гордость американского высшего образования. Родителей, фигурирующих в списке обвиняемых, Леллинг назвал «перечнем богатых и привилегированных людей»: это и актеры, и генеральные директора крупных организаций, и даже руководитель юридической фирмы с филиалами в разных странах мира.

- Это дело о коррупции при поступлении в элитные колледжи в сочетании с мошенничеством, - сказал Леллинг. - Не может быть отдельной системы приёма в колледжи для состоятельных людей, и я добавлю, что не будет и отдельной системы уголовного правосудия. Каждый студент, принятый в колледж в результате этой мошеннической схемы, занял место действительно талантливого абитуриента.

Студенческий блюз

В соответствии с обнародованными документами, организатором аферы стала калифорнийская консалтинговая фирма Edge College & Career Network, заработав на этом порядка 25 миллионов долларов. Прокурор утверждает, что ее основатель Уильям «Рик» Сингер создал фонд Key Worldwide и зарегистрировал его в качестве благотворительной организации в 2013 году, получив статус аккредитованного 501 (c) 3 при федеральном правительстве. Налоговые декларации сообщали о выручке, которая удваивалась каждый год: с 451 тысячи долларов в первый год до 3,7 миллиона в 2016 году. Следствие считает, что богатые родители будущих студентов делали взносы в этот фонд, который потом раздавал взятки сотрудникам приемных комиссий и тренерам, при этом отмывая деньги через освобожденную от налогов структуру. Да и родители тоже получали двойную выгоду: жертвуя в якобы благотворительную организацию, они требовали налоговые вычеты и для себя тоже. Уильям Сингер уже признал себя виновным в мошенничестве и обвинениях в заговоре в федеральном суде в Бостоне. По предварительным данным, число его клиентов превышало 700 человек. По совокупности обвинений Сингеру грозит до 60 лет тюрьмы.

Дело о мошенничестве и коррупции ведет Служба внутренних доходов совместно с ФБР.

- Деньги поступали от родителей в фонд в качестве «пожертвований», а другая сторона уже получала их как взятку, - подтвердила Эми Хосни, специальный агент отдела уголовного расследования IRS. – Переводы в колледжи, в свою очередь, также делались под видом «грантовых пожертвований».

Из документов по делу о мошенничестве следует, что сделки совершались разными способами. Так, Сингер подкупал сотрудников приемных комиссий, чтобы они фальсифицировали оценки или подкладывали ложные и исправленные результаты экзаменов, а то и вовсе разрешали другим сдавать тесты за проплаченных абитуриентов. Также было зафиксировано несколько случаев, когда студентов зачисляли в учебные заведения и вовсе без результатов экзаменов. Не гнушались использовать и такую чувствительную тему, как инвалидность: по данным ФБР, Сингер подсказывал родителям, как правильно оформить «ограниченные способности» для их ребенка, ведь таким детям на экзаменах предоставляется больше времени для выполнения заданий. Иногда родителям советовали придумать повод, из-за которого абитуриент не мог явиться на тестирование вместе с остальными. Тогда ему оформляли возможность сдать экзамены в одном из двух центров тестирования, в Хьюстоне и в Голливуде, где администраторы Ники Уильямс (Хьюстон) и Игорь Дворский (Калифорния) за деньги закрывали глаза на списывание.

Через фирму Сингера родители платили университетским спортивным тренерам, чтобы те включили детей в списки командного набора. Причем сами абитуриенты могли и вовсе не заниматься спортом - в ходе расследования было выявлено множество поддельных наград и фальсифицированных спортивных мероприятий. Так, один из свидетелей обвинения заявил, что увидел в резюме, поданном дочерью Локлин, фотографии и документы о том, что она входит в состав команды по гребле. Но он стопроцентно знал, что девушка никогда не занималась профессиональным спортом.

«Благотворительный фонд» Сингера в своих отчетах утверждал, что выделяет наибольшее количество грантов Университету Южной Калифорнии, одному из ведущих в мире частных университетов, который находится в Лос-Анджелесе, - девять из них на общую сумму 550 000 долларов. 175 тысяч долларов были переведены университетской команде по водному поло и 100 тысяч на футбольные программы. Еще 100 тысяч долларов было выделено теннисной команде Джорджтауна.

Собственно, сами попытки подлогов при сдаче тестов в колледж не новы, а вот попытки выдать заурядных абитуриентов за спортивных «звезд», с помощью компьютера «приклеивая» им на снимках награды и штампуя несуществующие грамоты, – такого в массовом порядке еще не было. В чувстве юмора следствию нельзя отказать: операция получила название «Университетский блюз», отсылающее заинтересованных наблюдателей к популярному фильму 1999 года Varsity Blues (по-русски он был известен как «Студенческая команда») с Полом Уокером в главной роли. В фильме рассказывалось о студенческой команде по американскому футболу, тренер которой рвется к победе любой ценой.

Только в отличие от тренера в фильме, тренерам спортивных программ в колледжах были предъявлены обвинения в совершении уголовного преступления.  

Администрации Калифорнийского, Йельского и Нью-Йоркского университетов, Джорджатуна и чикагского Де Пола, университета Уэйк Форрест в Северной Каролине – все они уже заявили, что пожертвования не доходили до колледжей, и поспешили уволить замешанных в скандале тренеров и сотрудников приемных комиссий. В то же время университет Де Пол подтвердил, что получил три гранта от Key Worldwide, которые Сингер сделал в качестве родителя, - его сын окончил университет в 2017 году. Гранты предназначались для программ обучения за границей, хотя Сингер указал факультет религиоведения в качестве получателя в налоговых отчетах.

Преступление и наказание

Безусловно, самые известные среди задержанных по делу о взяточничестве – это две голливудские «звезды», актрисы Фелисити Хаффман и Лори Локлин. Причем именно на записях, на которых они обсуждают схемы «пожертвований», во многом строятся обвинения.

Хаффман, лауреат премий «Эмми» и «Золотой Глобус», претендентка на премию «Оскар» и одна из главных героинь сериала «Отчаянные домохозяйки», обеспечила своей дочери студенческий билет за 15 тысяч долларов. Согласно документам, 18-летняя София Хаффман сдавала экзамены дважды, и их результаты значительно разнятся: во второй раз тест проводился проректором, и тот либо подсказывал Софии, либо исправлял ответы абитуриентки на верные. В конечном итоге девушка набрала 1420 баллов, что на 400 баллов выше ее предыдущего результата. Следствие также располагает записью разговора, в котором Фелисити договаривается о подобной схеме поступления для своей младшей дочери, 17-летней Джорджии. Фелисити Хаффман была арестована и освобождена под залог в размере 250 тысяч долларов. Следующее судебное заседание по ее поводу назначено на 29 марта в Бостоне.

Актрису Лори Локлин, звезду сериала «Fuller House», освободили под залог в миллион долларов. Как сообщается, она действовала не одна, а вместе с мужем, дизайнером Моссимо Джаннулли. В обвинительном заключении утверждается, что они заплатили 500 тысяч долларов «пожертвований», чтобы убедить приемную комиссию Университета Южной Калифорнии в том, что обе их дочери, Изабелла и Оливия, отличные спортсменки, каковыми они никогда не были.

Газета «Нью-Йорк Таймс» называет и другие, не менее громкие, имена: в скандале замешаны партнер инвестиционной фирмы TPG Уильям Макглашан, бывший глава инвестфонда PIMCO Дуглас Ходж, и специалист по юридическому оформлению корпоративных слияний и поглощений Гордон Каплан.

Профессиональный игрок в гольф Фил Микельсон поспешил сделать признание и одновременно отречься заранее от возможных обвинений в мошенничестве. В своем аккаунте в «Твиттере» он написал: «Наша семья, наряду с тысячами других, использовала компанию Рика Сингера, и он наставлял нас в процессе поступления в колледж. Мы шокированы разоблачением этих событий. Очевидно, мы не были частью этого мошенничества, наши дети отреклись бы от нас, если бы мы попытались вмешаться». Старшая дочь Микельсона - студентка второго курса престижного Университета Брауна в Провиденсе, штат Род-Айленд. Его сын-старшеклассник тоже собирался поступать в колледж, используя консультации фирмы Сингера.

Впрочем, следствие «почти уверено», что сами дети не знали о махинациях своих родителей, поэтому обвинения никому из студентов пока не предъявлено. Университеты уже выступили с заявлениями, что проведут тщательное расследование каждого случая, на основании которого сделают выводы о дальнейшей судьбе попавших под подозрение студентов.

Пока суд да дело, телекомпании одна за другой отказываются работать с Хаффман и Локлин. Героиня Локлин не появится в пятом сезоне «Fuller House», актриса также исключена из сериала «Когда зовет сердце» на телеканале Hallmark. Дочь Локлин, Оливия, которая ведет свой популярный блог на канале YouTube, уже потеряла несколько крупных спонсоров, включая Sephora Collection и TRESemme.

Из-за разразившегося скандала актрисы были вынуждены удалить свои аккаунты в соцсетях. А на Хаффман даже подала иск некая учительница Дженнифер Кей Той. Она заявила, что ее сын Джошуа подавал документы в некоторые из колледжей, упомянутых в документах следствия, и не поступил, несмотря на высокие баллы.

- Мы не могли понять, почему его не взяли. Теперь я знаю о крупном мошенничестве, о том, что состоятельные люди вступали в сговор с людьми, занимающими руководящие должности в колледжах, - заявила Кей Той.

Она подала иск, обвиняя Хаффман, Локлин и других известных людей, замешанных в скандале, в причинении эмоционального стресса, гражданском заговоре и мошенничестве, и требует с них 500 миллиардов долларов.

Деньги решают все?

Это не первый коррупционный скандал в вузах – хотя и, несомненно, наиболее крупный и громкий. В 2012 году стало известно о проекте Министерства образования США, когда инспектора под видом потенциальных студентов посещали колледжи по всей стране с целью выявить различные махинации. Тогда сообщили о случаях взяточничества в четырех колледжах. Впрочем, в обнародованном отчете чиновники не очень вдавались в подробности, возможно, поэтому он был резко раскритикован за «излишнюю трату денег налогоплательщиков». Теперь же стало очевидно, что в расследование по фактам мошенничества включились и спецслужбы.

- Как директор русского образовательного центра «Перспектива» и администратор крупной русскоязычной группы в «Фейсбуке» «Parents Central» для родителей, чьи дети собираются поступать в вузы, я хочу сказать, что мы иммигранты, у которых нет знаний о системе образования США, и мы заставляем наших детей очень много работать, чтобы они поступили в колледжи своей мечты, - говорит Анна Карлин из Вашингтона. - У нас нет ни связей, ни больших денег. Наши дети стараются учиться как можно лучше, занимаются спортом, берут дополнительные курсы. Мы приехали из стран с коррумпированной системой поступления в вузы с надеждой на то, что наши дети поступят без связей и взяток туда, куда они хотят и заслуживают поступить. Вот почему особенно неприятно и грустно узнать о скандале с поступлением - оказалось, что образовательная система США тоже испорчена. Мы обсуждали этот скандал в нашей группе, и могу сказать, что русскоязычные родители-иммигранты разочарованы и шокированы.

Одна из участниц группы написала: «Каждый вечер, вернувшись с работы, я проверяю домашнее задание у своих детей, заставляю их собирать рюкзаки накануне, чтобы не забыть ничего важного, и говорю им, что можно достичь всего, если усердно трудиться и идти к своей цели. Оказывается, труд не важен, важны деньги».

Любопытно, что разразившийся скандал шокировал неподготовленную публику, но не стал чем-то из ряда вон выдающимся для тех, кто работает в сфере образования. Рейчел Рубин, соучредитель консалтинговой компании Spark Admissions, штат Массачусетс, заявила: «На самом деле меня шокировало, что ничего подобного до сих пор не обсуждалось открыто. Поступление в колледж становится все более напряженным и конкурентным процессом, и я вижу, что многие родители идут на отчаянные меры, чтобы их дети попали в пятерку или десятку лучших школ».

- Поступление в колледж и без того достаточно облегченный процесс для одних и затруднительный для других, - делится Бриджит Кампана из Бруклина, чей сын поступает в этом году. – В наиболее престижных колледжах «Лиги плюща» (Колумбия, Гарвард, Принстон и Йель) минимальная желательная оценка по экзамену SAT 1470-1490. В других школах «Лиги плюща» (Браун, Корнелл, Ю-Пенн и Дартмут) – 1400-1430. Если же посмотреть на статистику, то 75 процентов студентов Колумбии, Гарварда, Принстона и Йеля набрали около 1580-1600 баллов, а Брауна, Корнелла, Пенна и Дартмута – выше 1570. При этом, даже если сдать на высший бал, это не значит, что ребенок сразу станет студентом. Нужно также участвовать в общественной жизни, заниматься спортом, волонтерством и так далее. Например, если твои родители учились или преподавали в этом колледже, то ты почти гарантированно получаешь 300 дополнительных баллов как «наследник», продолжатель династии. Обычно состоятельные выпускники продолжают “поддерживать” свою альма-матер материально, делая солидные пожертвования. Для нас, иммигрантов, это все сложно и труднодоступно.

По неофициальным данным, “наследники” составляют около 14% студентов престижных университетов. Прибавим к этому квоты для состоятельных международных студентов и спортсменов, и для вашего ребенка уже осталось 70% мест набора. При этом льготы получат и меньшинства. Дети иммигрантов из малообеспеченных семей не имеют возможности нанимать частных репетиторов и оплачивать курсы подготовки. Обычно при интенсивной подготовке результат теста на 20% выше. Поэтому колледжи иногда используют целостный подход: добавляют 20% к результату малоимущего абитуриента, если тот изучал продвинутые предметы в школе (AP classes), зарекомендовал себя в ходе интервью, участвовал в общественной работе.

Подготовка абитуриентов к поступлению в колледж – это бизнес, и весьма выгодный. Так, час работы репетитора стоит 200 долларов и выше, отдельно оплачивается помощь с определением подходящих для вашего ребенка колледжей или в написании эссе. В консалтинговых фирмах, специализирующихся на поступлении в вуз, обычно есть так называемые «пакеты услуг», в которые включены: оценка потребностей ученика, создание списка колледжей, помощь с эссе и заполнением заявок на поступление в вузы. Стоимость такого «пакета» зависит от года обучения: в среднем 4 тысячи долларов для выпускников школ, 6 тысяч долларов для девятиклассников. Для иностранных студентов или детей с особенностями развития стоимость выше, так как подготовка их документов требует дополнительного времени.

Именно неопытностью русскоязычных иммигрантов, для подавляющего большинства которых высшее образование традиционно важно, очень часто пользуются мошенники.

- Заявку о принятии в нашу группу подала одна дама, позиционирующая себя как «советник по высшему образованию», - рассказывает Анна Карлин. – Мы ее проверили и оказалось, что она не советник, а посредник. Она искала клиентов, чтобы вывести их на специалистов, разумеется, не бесплатно. От других родителей знаю, что иногда предлагают экзаменационные тесты «из-под полы».

Что нужно делать, чтобы не попадаться мошенникам? Не стесняться спрашивать списки клиентов, просить рекомендации и не вестись на заниженные цены. Хорошие репетиторы дорожат своей репутацией.

Кейси Ниар, директор компании Collegewise, штат Нью-Джерси, считает, что процесс поступления в колледжи далек от принципов справедливости, когда места распределяются в зависимости от способностей, а не от социального положения и финансового достатка. «То, что люди пытаются обойти систему, не новость. Хотя, конечно, нынешние обвинения, которые также включают фальсификацию спортивных достижений, поразительны по своему размаху».

Эксперты в области образования надеются, что одним из результатов этого скандала может быть изменение оценок результатов стандартизированных тестов в частности и общего подхода к поступлению в колледжи в целом.

Новости региона

Все новости