Можно ли верить соц. опросам

Хотя ни одно серьезное решение не принимается без зондирования общественного мнения и политик шага не сделает, не зная настроений, доверие к опросам невелико. Скорее любопытство, как к астрологии, чем руководство к мышлению и действию.

Можно ли верить соц. опросам

Репутация опросов и специалистов в этой области серьёзно пострадала из-за ошибок в прогнозах президентских выборов. Однако заказчиков, готовых платить за сомнительные результаты, в достатке, и граждане интерес не потеряли.

Верю, не верю

Ошибки в прогнозах не новость. В 1948 году президент Гарри Трумэн с удовольствием демонстрировал газеты, которые на основе опросов предсказывали его поражение. В Англии часто ошибочно предсказывали победы лейбористов или консерваторов, настроения быть или не быть в Евросоюзе. Хотя здравый смысл подсказывал, куда ведут события, в Европе просмотрели последствия массовой иммиграции и подъём национализма и антисемитизма.

В то же время нестабильность в головах и общественной жизни создают благоприятную атмосферу для ясновидцев и прорицателей. Скандальная политическая борьба, появление неведомых до недавнего времени претендентов на лидерство подогревают общественный интерес, и службы опросов процветают. Есть хорошо известные в стране и в мире Gallup Poll, Pew Research, Survey USA, Harris, Public Policy Polling. По достоверности Survey USA заслужила "A", a самые популярные - Gallup и Pew - "B".

Возможности оценки общественного мнения в огромной степени расширили Интернет и социальные сети. Новые технологии позволяют выяснить интересы и настроения точнее, чем прямые опросы. Например, как показал опрос BBC News/Washington Post, около 22 млн американцев считают возможным придерживаться нацистских и супрематистских взглядов. Страна была в шоке, но это не было сенсацией для тех, кто знает настроения в Сетях. Cambridge Аnalytica, где вице-президентом был стратегический советник Трампа Стивен Бэннон, располагала более точными данными о настроениях в Америке, чем службы опросов. Даже в анонимной анкете бесполезно спрашивать о настроениях расиста, антисемита, социопата. Не приходится надеяться, что террористы, сторонники ИГИЛ, ответили бы на вопросы о намерениях, но Интернет отражает их настроения.

Обычные граждане часто хотят думать о себе лучше, чем они есть на самом деле, и далеко не всегда высказывают истинные взгляды. Или сами не представляют, что будут думать и делать в реальных обстоятельствах. Фейк ньюс не обязательно осознанная ложь и манипуляция.

Но при всех ограничениях опросы остаются важным инструментом оценки общественной атмосферы и довольно адекватно отражают растущую поляризацию политических и социальных групп в стране, дают возможность заглянуть за пределы своей среды, своих представлений.

Вот некоторые данные из опроса журнала "Атлантик". "Америка на неправильном пути" - так считают только 30% республиканцев, но 91% демократов. "Влияние богатых и корпораций - главная проблема электоральной системы" - согласны 42% республиканцев, 82% демократов. "Медиа имеют предубеждения" - 81% республиканцев, 41% демократов. "Внешнее влияние на выборы - серьезная проблема" - республиканцев только 22%, демократов 68%. Абсолютное большинство демократов верят во вмешательство России в выборы, но 75% республиканцев считают, что расследование ФБР есть результат предубеждений к Трампу.

Если судить по медиа, негативное отношение к президенту достигло критического накала. Но Rasmussen Report, который ежедневно оценивает работу президента, свидетельствует, что в оценке деятельности Трампа и ряда его предшественников не так уж много различий.

В настроениях партийных оппонентов есть и что-то общее - негативное отношение к истеблишменту, стремление к обновлению. В последнее время на политическом олимпе появились новые персонажи, в особенности женщины, от которых ожидают мудрости и толерантности, способности умиротворить ожесточенные лагеря. Вот новые члены Конгресса Александрия Окасио-Кортес, социалистка, требующая "экономической обеспеченности для всех ... кто не хочет работать" - такого и коммунисты не обещали. Ильхан Омар, хоть Коран призывает женщину к скромности, не закрывая рта несет несусветные глупости и пропагандирует пещерный антисемитизм. Молодые настроены более радикально, чем старая гвардия, и ожидать миротворчества от них не приходится. 

Как вы себя чувствуете

Американский национальный характер культивирует оптимизм, но сегодня, по словам автора "Нью-йорк Таймс", "всё плохо, все несчастны". Журнал "Экономист" обобщил данные о настроениях в стране: 84% опрошенных считают, что страна глубоко разделена в базовых ценностях. Это не разногласия, которые можно одолеть следующими выборами или расследованием спецпрокурора. 62% опасаются за будущее американской демократии. Проблема не только власть и правящая элита, глас народа не всегда глас Божий. 56% сомневаются в политической мудрости сограждан, их способности сделать правильный выбор. 77% не удовлетворены состоянием американской политики, 74% опасаются коррумпированных государственных чиновников. 56% считают, что действия Трампа более разделяют, чем объединяют Америку. Поляризация общества очевидный факт, но вряд ли его можно объяснить только действиями президента. 73% признают, что расизм сохраняется, новое обострение проявляется в том, что треть американцев считает, что теперь много дискриминации против белых.

Если после крушения социалистической системы абсолютное большинство считало, что с войнами покончено, сегодня 60% опасаются новой мировой войны. На вопрос, будет ли когда-либо мир на Земле, только 6% ответили утвердительно, треть – «возможно» и 61% - «нет». Опыт последних десятилетий свидетельствует, что способность Америки утвердить мир на Земле мало зависит от президентов.

Президенты представляют партийные интересы, и при нынешнем антагонизме не могут быть беспристрастными политиками. Попробуй, найди компромисс, если 54% демократов считают, что республиканцы невежественны, и 21% - что они злодеи. Республиканцы отвечают взаимностью – 50% и 23% соответственно. 53% американцев считают, что говорить о политике с человеком других убеждений - подвергать себя стрессу и фрустрации. Переспорить, убедить - задача невозможная.

И внутри партий мало общего. К примеру, соглашаясь с республиканцами по поводу иммиграции, аффирмативных акций, социального иждивенчества, правопорядка, трудно принять их политику по отношению к продаже оружия. В 2015 году массовых расстрелов опасались 16%, сегодня - половина американцев. Медиа уже почти не пишут об этих событиях - не новость, к тому же плодятся социопаты-последователи. Но в Центральной синагоге каждый Шабат во время Кадиша называют имена новых жертв. "Стреляет не оружие, а люди", республиканская мантра, мало кого убедит, как и абсурдная идея вооружить учителей и законопослушных граждан. Республиканская политика "пролайф", стимулирующая высокую рождаемость среди самых неподготовленных и безответственных матерей, столь же лишена здравомыслия.

С другой стороны, можно соглашаться с демократами о влиянии больших денег на политику, об имущественном размежевании, принимающем все более циничные формы, о необходимости заменить построенную на прибыли медицину универсальной страховкой, но невозможно принять их отношение к бесконтрольным границам, либеральную демагогию и политкорректность, не имеющим ничего общего с мироустройством и природой человека.

Нужно сказать и о позитивных настроениях. Что бы ни говорили о готовности половины Америки уехать в спокойную Канаду, 72% наших граждан гордятся быть американцами, 42% гордятся своей страной даже сейчас. 65% считают экономику хорошей или отличной - самый высокий показатель за 17 лет. Рекордное число респондентов - 68% - говорят, что сейчас хорошее время найти квалифицированную работу.

В то же время есть и фаталистические настроения - американская экономика каждое десятилетие переживает рецессию. Кризис 2008 года у всех на памяти, но кого в этом винить - и сегодня нет согласия. Левые видят корень зла в бесконтрольных корпорациях и банках, правые в госрегулировании, бюрократии, поблажках меньшинствам и иммигрантам. Если беда повторится, кризис будет намного сложнее, чем в прошлый раз: тогда партии смогли найти компромисс, сегодня антагонизм много острее. Хорошая экономика укрепляет позиции Трампа, и чтобы избавиться от ненавистного президента, его противники ни себя, ни страну не пожалеют.

На русской улице

Несколько дней назад в метро в Бруклине пожилой пассажир из наших пожаловался своей спутнице (наверное, жене): транспорт ужасный, и публика совсем одичала. Над его головой стоял чёрный парень, рэп из его телефона заставил бы диких зверей разбежаться. Рядом оказалась молодая соотечественница, которая, услышав знакомую речь, посоветовала: "Вам здесь не нравится? Уезжайте в Россию". Приглядевшись, добавила: "Лучше в свой Израиль". Я давно таких рекомендаций не слышал, произвело впечатление. Антисемитские надписи на русском языке сегодня можно увидеть и на Брайтоне.

Понятие русской общины всё более утрачивает смысл, если предполагать, что оно включает не только общий язык и страну исхода, но и общие интересы и мировоззрение. Структура и настроения меняются не только за счёт новых иммигрантов, но и тех, которые приехали с большой перестроечной волной. Они разошлись судьбами. Многие успешно адаптировались, кто профессионально, кто на благополучном SSI, но немалую часть обошла американская мечта. А в последнее время размежевание усилилось в связи с динамикой политики и демографии. 

Вскоре после приезда в Нью-Йорк, 25 лет назад, я организовал русско-американский центр общественного мнения. Бывшие советские социологи, экономисты, психологи охотно принимали участие в опросах общественного мнения, результаты публиковали газеты "Новое русское слово" и "Форвард". Респонденты были полны энтузиазма и охотно отвечали на вопросы анкет. Не было разногласий: "Спасибо Америке, да здравствуют демократы, защитники вэлфера и Медикейда". До массовой эмиграции доминировали республиканские настроения, но новая община, в основном евреи, сделала выбор: быть вместе с американскими евреями-либералами. 

Но страна всё более меняла облик и культуру под влиянием новых иммигрантов и меньшинств, и ориентации изменились. Наши оказались в большинстве сторонниками Трампа не в силу больших симпатий, а потому что его оппоненты были еще менее привлекательны. Но есть и у Трампа русские противники, и конфликт нередко затрагивает коллег, соседей, даже семьи. Отношение к России, Украине, Израилю, понимание причин роста экстремизма, нацизма, антисемитизма, того, кто в ответе за новую холодную войну – всё это поводы для спора без компромисса. Слабое утешение, в других общинах единства не больше...

В больших городах господствуют демократы и их идеология, и "рашенс", выступающие за закон и порядок, против либеральных верований, выглядят здесь реакционерами. И в то же время "русская мафия", "олигархи", "русские агенты" - любимая тема таблоидов. Злополучный Майкл Коэн, юрист Трампа, один из главных персонажей расследования "русского следа", и сам родом из наших.

Было время, когда нас считали самой культурной, образованной общиной. Пожалуй, и сегодня мы другим не уступим, но репутацию оценивают по принципу «кто не с нами, тот против нас», а мы шагаем не в ногу. Но в Америке можно жить и в несогласии. 

Новости региона

Все новости

Популярно в соцсетях