Кризис психического здоровья в США – результат погони за наживой

ПСИХОПАТИЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ

Как сообщила на днях телекомпания CNN, один из федеральных судов США вынес решение, имеющее огромное значение для будущего психиатрии в Америке.

ПСИХОПАТИЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ

Главный магистратский судья Джозеф Сперо, который возглавляет федеральный суд по округу Северной Калифорнии, записал в своем решении, что United Behavioral Health, психиатрическое подразделение United Healthcare (а это – самая крупная медико-страховая компания Америки), ставила извлечение прибыли выше здоровья пациентов и незаконно отказывала тысячам людей в необходимом им психиатрическом лечении. Насколько это судебное решение способно изменить общую ситуацию?

Начнем с того, что общая ситуация характеризуется исключительно такими сильными словами, как «кризис», «катастрофа» и «бедствие». Как указывает авторитетный медицинский журнал The Lancet, последние три года в США сокращается продолжительность жизни (в особенности среди белого населения), и в число основных причин этой тенденции входят смерти от передозировки наркотиков, отравления алкоголем и самоубийства. Это, пишет журнал, «указывает на более масштабный кризис в области психического здоровья американцев – в последнее время к нему применяют термин «смерти от отчаяния».

Слагаемые смертности

Если сразу перейти к перечислению главных факторов, подрывающих (точнее, уже подорвавших) психическое здоровье американской нации, то краткий перечень будет примерно таким:

1. Средний класс низвергается в нищету, количественно уменьшается. Людям все труднее сводить концы с концами, многим приходится работать на двух, а то и на трех работах, брать сверхурочные часы и вдобавок залезать в долги. У многих психика этого не выдерживает, десятки миллионов американцев сидят на психотропных препаратах, лечатся у психиатров и психологов.

2. Дополнительный стресс привносит традиционная американская культура «трудоголизма», пришедшая от пуритан. Если другие развитые нации работают, чтобы жить, американцы живут, чтобы работать. Баланс между работой и жизнью – крайне редкое явление, лишь самые прогрессивные корпорации пытаются это практиковать. Гораздо чаще встречается противоположная тенденция: компания пытается вместо троих нанять одного, чтобы он работал за троих. Отпускных дней мало, больничных – еще меньше, отпуск по беременности и родам есть только в порядке «прогрессивного исключения».

3. В США отсутствует всеобщее государственное медицинское страхование, которое есть во всех других развитых странах. Это оборачивается для десятков миллионов людей невозможностью лечиться: медицина коммерческая и думает только о прибыли – отсюда абсурдно высокие (в разы выше, чем в других странах) цены на лекарства, диагностику, операции и т.д. На это накладывается жульничество медико-страховых компаний – массовые нарушения ими законов и правил, предписывающих лечить пациентов, а не увеличивать норму прибыли, отказывая людям в лечении (именно за такие действия дал по рукам страховщикам калифорнийский федеральный суд).

4. В стране эпидемия наркомании, причем проблемой номер один является не героин, кокаин или какой-либо другой «тяжелый наркотик», а наркосодержащая фармацевтическая продукция – сильнодействующие обезболивающие препараты типа оксикодона. Действует целая подпольная индустрия, каждый год сажают врачей (за массовое выписывание рецептов на подобные лекарства) и торговцев «лекарственной наркотой», но на место выбывших из строя бойцов встают новые.

5. В Америке позакрывали почти все психиатрические стационары, и психи находятся «на вольном выпасе» – отсюда ежедневные неспровоцированные нападения на людей (например, в нью-йоркском метро), убийства и самоубийства руками психопатов. Если в 1955 году в психиатрических больницах было 560 000 госпитализированных пациентов, то дальше всё пошло на убыль – систему стали целенаправленно разрушать как на федеральном уровне, так и на уровне штатов, а в 1981 году при Рейгане федеральное правительство вообще самоустранилось из сферы психического здоровья. Штатам стали выделять блок-гранты, штаты стали – как всегда – экономить и использовать деньги не по назначению, дальше – меньше... Наивно (или своекорыстно?) надеялись, что новые психотропные лекарства и интеграция психически больных в нормальное общество заменят их лечение в стационаре. А кончилось всё тем, что после «Великой рецессии» 2008 – 2009 годов в больницах США осталось всего лишь 43 000 койкомест для психиатрических пациентов, или 14 штук на 100 тысяч человек населения. По этому показателю вернулись в 1850 год, когда система здравоохранения была в эмбриональной стадии развития...

6. Венчает эту жуткую картину свободная торговля оружием, которое с ужасающей регулярностью раз за разом попадает в руки психически ненормальных людей. Нет механизмов изъятия оружия у психопатов (то, что есть, – пародия на защиту общества от опасных маньяков), нет запрета на автоматическое оружие, нет осознания того, что 32 000 смертей от огнестрела в год – это далеко за пределами рационального и допустимого, и что «священная» Вторая поправка к Конституции не имеет отношения к сегодняшней жизни, ее давным-давно пора отменить.

Решение суда – не решение проблемы

В специализированном журнале Psychiatric Services пару лет назад было опубликовано исследование, согласно которому в США более 8 млн человек страдают психическими расстройствами. В более новом докладе, «Состояние психического здоровья в Америке» за 2019 год, организация Mental Health America приводит еще более впечатляющие цифры – 10 млн человек, то есть 4% населения страны. Примерно 13% подростков страдают от депрессии. Удельный вес самоубийств на каждые 100 тысяч смертей вырос с 2012 года на 16%. Количество врачей-психиатров растет в США опережающими темпами по сравнению с другими врачебными специальностями, однако в этом отношении есть большие диспропорции между штатами: например, в Массачусетсе психиатров в пропорции к населению в шесть раз больше, чем в Алабаме.

Но вернемся к решению калифорнийского судьи: сможет ли оно исправить абсолютно неприемлемое положение в области психиатрического лечения? Думаю, что оно может несколько его улучшить, но восстановить то, что разрушалось 60 лет, – это вряд ли. Борец за права психически больных людей, бывший конгрессмен от Род-Айленда Патрик Кеннеди сравнивает решение федерального суда Северной Калифорнии с решением Верховного суда 1954 года, которое объявило сегрегацию в государственных школах противоречащей Конституции. Но можно ли их поставить на одну доску?

Судья Сперо вынес решение по коллективному иску от имени 50 000 пациентов, которым United Behavioral Health отказала в страховом покрытии психиатрического лечения. Это, постановил судья, явилось нарушением как федеральных законов, так и законов штатов Иллинойс, Техас, Коннектикут и Род-Айленд. Компания, говорится в решении суда, создала такой свод внутренних правил, который на практике подвергал дискриминации тех, кто нуждается в лечении от психических заболеваний и злоупотребления наркотическими веществами. Компания должна была давать добро не только на лечение острых периодов подобных заболеваний, но и на поддержание здоровья пациентов, чтобы они не вернулись в прежнее состояние.

Честь и хвала судье Сперо. Будем надеяться, что медицинским страховщикам его решение обойдется в такую сумму, что они не захотят повторять свой беспредел во имя наживы. Но хотелось бы увидеть и другие постановления судебных и законодательных органов, которые бы содействовали решению гораздо более глобальных проблем американской психиатрии, о которых говорилось выше. Иначе вместо закрытых психбольниц дурдомом постепенно станет вся страна.

Новости региона

Все новости