Нужны ли аффирмативные акции?

По заслугам или по справедливости

Первыми взбунтовались китайцы - они не могли смириться с тем, что при более высоких достижениях в учебе их дискриминируют при приёме в университеты. Воспитанные на политкорректности, белые стояли в стороне, считая привилегии чёрных и "латинос" их родовыми правами. Но вот новость: в Северной Каролине белые "Студенты за справедливость" обвиняют в суде местный университет в "расизме на каждом шагу".

По заслугам или по справедливости

Все равны. Но некоторые равнее

Студенты утверждают, что черные и испанские абитуриенты при меньших знаниях пользуются преимуществами при зачислении на учёбу. Началось в элитных университетах, но теперь и в менее престижных вузах растёт недовольство неравенством.

Защитники утвердившейся за десятилетия системы говорят о преимуществах мультикультурного состава студентов, о том, что предпочтение диктуется моральными соображениями как компенсация за рабство и сегрегацию. К тому же привилегии есть не только у цветных. В элитных университетах детей бывших выпускников и преподавателей принимают на особых условиях. Дети больших доноров, видных политиков и селебритис не поступают в вузы на общих основаниях. Абитуриенты, родители которых могут потратить сотни тысяч на подготовку и оплату за обучение, имеют намного лучшие возможности.

Оппоненты ссылаются на Конституцию, утверждающую равенство в правах. Есть и педагогические аргументы: слабо подготовленные студенты снижают эффективность обучения, заставляют преподавателей затрачивать время на компенсацию упущенного в школьном обучении и социальном развитии, лучшие студенты снижают мотивацию. В итоге общество получает менее квалифицированных специалистов. Такой подход Брет Стефенс назвал "синонимом посредственности".  

Вопрос о расовых привилегиях не нов. Недавно умер социолог Натан Глезер, автор фундаментальных работ об американском обществе. Ещё 50 лет назад он считал, что аффирмативные акции неэффективны и что государство не должно пытаться сбалансировать расовые различия.

Интересно, что есть сферы, где государство не пытается устанавливать пропорции. В спорте, в особенности в американском футболе, бейсболе, баскетболе, 70-80 процентов игроков цветные, они не только опережают всех других в оплате, но и активно используют свой статус для влияния на политику. Никто не оспаривает такого неравенства - в этой сфере цветные лучше. Но в других областях быть лучшим недостаточно, здесь другие критерии.

Как разрешить дилемму? Любые привилегии несправедливы, но общество не может смириться с тем, что без особого подхода некоторые этнические группы не смогут выбраться из экономической и социальной отсталости, массовой преступности, распада семей, что ведет к острым проблемам для всего общества.

Без активного участия государства не обойтись, и это касается не только меньшинств. Отсутствие средств не меньшее препятствие в обучении, чем недостаток способностей и трудолюбия. Можно взять кредит на обучение, но если не помогут родители и работа со средней оплатой, десятки и сотни тысяч долга порой не выплатить до пенсии. Студенческий долг по стране достиг полутора триллионов, в среднем около 40 тыс. долларов на человека, и растёт с каждым годом.

Куда ведут благие намерения

Либеральная идеология предполагает заботу об униженных и оскорбленных. У американцев при этом присутствует комплекс вины за долгие годы расовой дискриминации. Логическим следствием такого мировоззрения стала утвержденная президентом Линдоном Джонсоном в 1965 году программа аффирмативных акций. Цель этих мер - дать образование и обеспечить работой социальные группы, подвергающиеся дискриминации.

"Акции" не американское изобретение, в ряде стран установлены особые условия для аборигенов, которым трудно адаптироваться в новых обстоятельствах. Своеобразные аффирмативные акции были и в СССР, например, для народов Севера. Были квоты при приеме в вузы для азиатских республик. Негласно регламентировалось число студентов-евреев. Номенклатурный подход к расстановке кадров в республиках означал: директор из местных, главный инженер русский, иногда еврей. Евреям разрешалось быть замами по снабжению, главными экономистами и бухгалтерами. Будучи завкафедрой, я мог взять на работу кого угодно по своему усмотрению, но не еврея.

В США, конечно, нет ничего подобного. Но немало своего абсурда. В отношении к "акциям", как везде и во всем, видно партийное размежевание. Демократы всецело "за", республиканцы в большинстве считают, что надо уже жить в современном мире, принимать и продвигать по заслугам.

О том, до какой нелепости могут дойти игры с расовыми преференциями, свидетельствует пример сенатора Элизабет Уоррен, нынешнего претендента на президентскую номинацию демократов. Уоррен не зависима от больших доноров, самая образованная и политически подготовленная к борьбе за Белый дом, и на бесцветном политическом олимпе она опасна для истеблишмента обеих партий. Я уже писал, что ее остановят при любых условиях. Но для этого даже не потребовалось усилий, она сама, как говорят американцы, "выстрелила себе в ногу": при регистрации в качестве юриста в Техасе она причислила себя к американским индейцам. Может, в ней есть капля крови чероки, но племя ее не признало, и скандал вряд ли ограничится ее извинениями. Вот уж черт попутал: как профессор-юрист с карьерой в Гарварде, опытный политик, могла не учесть последствий?

Естественно, политик принимает в расчет настроения избирателей. После избрания президентом Обама говорил об ответственности чёрных семей за воспитание и образование детей. Это вызвало бурю возмущения среди афроамериканцев. Лидеры общины доказывают, что проблема не семейная, а социальная - пусть политики и госбюджет ее решают. Обама не возвращался к этой теме.

При взгляде со стороны можно только удивляться, как при таком состоянии транспорта, жилья, инфраструктуры столетней давности мэр и губернатор Нью-Йорка побеждают на выборах. Половина столицы мира выглядит, как провинция третьего мира. Но ответ, если посмотреть на большинство электората, очевиден: антитрамповская истерия и амплуа защитников меньшинств работают. Мэр с гордостью сообщил, что 76% учеников теперь оканчивают школы. Но достигнуто это благодаря снижению стандартов, установленных при Блумберге. Недавно Де Блазио рекомендовал изменить критерии приёма в элитные школы города. Сейчас принимаются в расчёт только результаты тестов; согласно подходу мэра, критерием будет цвет кожи. Родители-азиаты устроили демонстрацию под лозунгами "Покончить с расизмом", "Сохранить тесты".

Хотя азиаты считают, что их дискриминируют, их феноменальным успехам это не помеха. Долгие годы дискриминации не помешали евреям первенствовать в обучении и карьере. В недавнем прошлом в элитных школах эта малая этническая группа составляла до половины студентов. Сейчас среди лучших студентов азиатов около 40%, евреев 6%. (Сейчас в студенческом возрасте находятся менее 2% евреев, 5% азиатов, 13% черных и более 16% "латинос".)

Самый известный в США юрист Алан Дершовиц объясняет перемены: евреи стали ВАСП (белые англосаксонские протестанты), азиаты - новые евреи. "Без давления еврейские студенты стали менее мотивированными, менее творческими, менее одержимыми". Дершовиц 30 лет был профессором в Гарварде и пришел к выводу: "Еврейские студенты просто не такие выдающиеся, как были раньше. Дети хуже родителей". Если дело в давлении, то можно ожидать, что расслабившиеся евреи обретут былой энтузиазм - антисемитизм в стране и в мире на самом высоком после Второй мировой войны уровне. 

Мультикультурная педагогика

Я ничего не знал об аффирмативных акциях, когда начал работать в Нью-Йорке и должен был дать оценку на экзамене афроамериканке лет пятидесяти. Заслуживала она твердую F, что означало потерю гранта на бесплатное обучение. К тому же она пропустила половину занятий. Но... у неё было 7 детей. Ha дополнительные занятия у неё не было времени. Она первой в семье пошла в колледж, хотела быть примером детям. Я не жалею, что поставил ей "В-".

Колледж был не из престижных, почти все студенты цветные, учились на субсидии. Уж не знаю, многому ли я научил моих подопечных, но для меня общение с ними было хорошей школой познания новой страны. Если подойти к работе по меркам моего московского опыта, колледж бы лишился студентов, а я работы. Прочитать главу в учебнике, страниц двадцать, для большинства была задача непосильная.

То, что для меня было откровением, дело обычное для американской системы преподавания. Том Волф, который знал Америку лучше службы Гэллапа, в "Костре тщеславия" привел оценку опытного учителя в школе в Бронксе: "Образцовый студент - это тот, кто приходит в класс и не писает на учителя". Филип Рот в романе "Человеческое пятно" рассказал о профессоре-афроамериканце, решившем поменять судьбу и представить себя евреем. Когда он заявил, что некоторые студенты (черные) не готовы к учебе в университете, его обвинили в расизме и он лишился работы.

В подходе к обучению утвердился постулат: расовые группы не имеют существенных генетических различий. Отличия, которые фиксируются тестами и статистикой, объясняются не биологией, а социально-экономическими условиями.

Джеймс Уотсон, Нобелевский лауреат, первооткрыватель DNA, должен был уйти на пенсию после того, как он сказал, что генетические факторы влияют на более низкий интеллектуальный уровень афроамериканцев в сравнении с европейцами. Большинство американских специалистов отвергают это утверждение. Но Уотсон не успокоился. В документальном фильме к его девяностолетию, недавно показанном РВS, он говорил, что чёрные менее развиты интеллектуально, чем белые. Не мне судить, кто прав в этом споре. Но очевидно, что жизнь из поколения в поколение в среде низкой образованности, социально-экономической отсталости, насилия, наркомании не может не сказаться на способностях и мотивации к обучению и развитию.

Политкорректность отвергает любой разговор о расовых различиях. Но, как сказно в поговорке, гони природу в дверь, она войдет в окно. Медицинская генетика признаёт расовые различия. Геи доказывают, что их сексуальные предпочтения обусловлены не культурой, а генетической предрасположенностью.

Но, что бы ни говорили тесты и исследования, многорасовое, мультикультурное общество должно жить в реалиях бытия, а не в лабораторных условиях. И ответ на вопрос, сохранять ли аффирмативные акции, дадут не педагоги и учёные, а политики и шумные демонстрации.

Большинство "наших" далеки от либерализма и активно против любых поблажек в обучении и на работе. Многие жалуются, что "дискриминация наоборот" препятствует их найму на работу и служебному продвижению, сетуют на двойные стандарты в ответственности, поощрении и наказании. Пока симпатии на стороне протестующих азиатов. Не знаю, надолго ли. Азиатская экспансия, стремление первенствовать везде и во всём уже потеснили евреев в науке, преподавании, медицине, бизнесе, искусстве.

У "наших" репутация хороших студентов и работников, но с неудержимым напором азиатов трудно конкурировать. Я не могу и не хочу высиживать перед экраном 12 - 14 часов, строить жизнь по компьютеру, а для китайцев это норма. И от других они того же ожидают и требуют. Пойди разбери, что и кто хуже, на чьей стороне справедливость...

Новости региона

Все новости