Стоит ли подвергать учеников лишним экзаменам?

На прошлой неделе Ассамблея штата Нью-Йорк приняла закон о новых правилах аттестации учителей. Оценка работы учителя больше не привязана к результатам экзаменов его учеников. Закон одобрен учительским профсоюзом штата, а также Объединённой федерацией учителей Нью-Йорка. Однако родители и активисты призывают отменить его вовсе.

Стоит ли подвергать учеников лишним экзаменам?

О чем, собственно, речь? Согласно принятому 23 января закону A.783, Benedetto, штат отменяет единую систему аттестации учителей, основанную на результатах тестов, и передает инициативу в руки местных школьных округов. Они должны разработать системы аттестации преподавательского состава с учетом специфики района и интересов учащихся.

- Мы стремимся к тому, чтобы каждый ученик получал высококачественное образование, - заявил спикер Карл Хисти. - Мы признаем, что каждый ученик и каждый школьный округ уникальны. Стандартизированные тесты (Common Core tests в 3-8 классах и Regents exams для учеников старших классов) не отражают прогресс разных учеников и могут не являться надежным показателем достижений учителя. Реформа «здравого смысла» поможет учителям расставить приоритеты в потребностях своих учеников.

Председатель комитета по образованию Майкл Бенедетто заявил, что «нет универсальной формулы для оценки работы учителя». Этот закон позволяет школьным округам определять «альтернативные методы аттестации учителей и директоров».

Закон также запрещает вносить результаты стандартизированных тестов учащихся 3-8 классов в их личные дела. Школьные округа также не будут лишать финансирования по результатам аттестации.

Казалось бы, прекрасный закон, и непонятно, почему родители и общественные организации, занимающиеся проблемами образования, приняли его в штыки.

История вопроса

В 2010 году в погоне за федеральным финансированием законодатели штата приняли решение оценивать деятельность педагогов в соответствии с успеваемостью их учеников. Ежегодный обзор профессиональной успеваемости штата (APPR) оценивал работу как высокоэффективную или, наоборот, неэффективную, с помощью рейтингов, привязанных к результатам стандартизированных тестов. Касалось это в первую очередь преподавателей математики и английского языка начальных и средних школ. Рейтинги APPR должны были стать важным фактором при принятии решений об увольнении или повышении, а также при направлении на повышение квалификации. 

Поправка к закону, принятая в 2015 году, была направлена на упрощение системы аттестации. Но в том же году администрация губернатора Куомо запретила привязывать аттестацию преподавателей математики и английского языка к результатам тестов. Это было связано со стихийно возникшим в штате Нью-Йорк движении «Отказ»: родители подписывали письма об отказе участия своих детей в сдаче стандартизированных тестов.  

- Ежегодно в конце января в начальных и средних школах Нью-Йорка заканчивается учеба и начинается муштра, - говорит Елена Николс, одна из активисток движения. – Вместо того, чтобы учить детей чему-то новому, их начинают дрессировать, натаскивать, как собачек, на «правильные» ответы тестов. При том, что даже директор нашей школы в частном разговоре сказал, что требования к ученикам становятся все выше и тесты для третьего класса сейчас по уровню сложности такие же, какими еще лет пять назад были тесты для пятиклассников! Понятно, что педагогам хочется, чтобы их ученики дали высокий показатель, и поэтому они «накручивают» детей сверх меры.

В 2018 году 20 процентов учеников с 3-го по 8-й класс в штате Нью-Йорк не сдавали стандартизированные тесты – и это самый высокий процент «отказов» по всей стране.

- Новый закон дает возможность оценить работу педагогов в соответствии с поставленными на определенный срок целями в обучении (Student Learning Objectives), - объясняет Елена Николс. - SLO - это академическая цель для каждого учащегося на основе оценок, утвержденных государственным комиссаром образования. Предполагается, что SLO должен быть адаптирован к стартовым возможностям ученика, чтобы оценка могла показать рост, прогресс, которого достиг ребенок в течение учебного года. Чтобы учитель получил оценку «Эффективно», 75 процентов его учеников должны достичь цели ожидаемого роста в течение одного года, основываясь на утвержденной государством оценке! Будем объективны: внесенные поправки дают местным округам большую свободу действий при решении вопроса о том, какие способы целесообразны при оценке вклада учителя в обучение его учеников. В то же время, поскольку стандартизированные тесты никто не отменял, новые правила фактически добавят еще более высокие требования к уже существующему тестированию. Большинство SLO, утвержденных Государственным департаментом образования, основаны именно на стандартизированных оценках. Получается, что если единственными оценками работы преподавателя все равно являются результаты тех или иных тестов, то ничего нового и ободряющего для учителей, учеников и родителей он не несет. В этом реальный риск всех этих проектов: ставя своей целью вывести нас из «ловушки» тестирования, они фактически загоняют нас обратно.

Каждый родитель желает знать

Федеральный закон «Об успехах каждого учащегося» (ESSA), принятый в декабре 2015 года, регулирует государственную политику США в области школьного образования. ESSA признает право родителей отказываться от того, чтобы их дети проходили тестирование. В то же время школам настоятельно рекомендуется не допускать слишком большого количества «отказников».

В 2017 году уполномоченный по вопросам образования Мэри-Эллен Элия заявила, что большинство студентов, чьи родители отказались от сдачи тестов, были «белыми учениками из школ с высоким или средним достатком». Оставим в стороне некорректные замечания о цвете кожи и поговорим о статистике. Согласно данным общественной организации NYC Allies For Public Education, больше всего отказов в 2017 году было на Лонг-Айленде, где школы не могут похвастаться приличным финансированием. Ежегодно в городе Нью-Йорке отказываются от прохождения тестов около 20 процентов учащихся.

Движение «отказников» в Нью-Йорке наиболее крупное во всей стране. Впервые появившееся на Лонг-Айленде в 2013 году, оно захватило постепенно весь город Нью-Йорк, а также округа Вестчестер и Баффало на севере штата. В 2017 году более 90 тысяч учеников школ Лонг-Айленда с третьего по восьмой класс отказались сдавать государственные тесты.

- В конце концов, это абсолютно бессмысленные тесты как для детей, так и для учителей, - говорит Кимберли Велентзас, мать семиклассника и одна из активисток движения из Глен Ков. – Тесты сдают в апреле. Их результаты становятся известны ближе к сентябрю. Как педагог может понять, хорошо ли он учил ребенка в текущем году?

«Это замечательно, что движение растет, учитывая, что департамент образования по-прежнему пытается продавить тесты, распространяя вводящую в заблуждение информацию, которая запугивает семьи», - говорится в заявлении NYS Allies For Public Education.

Только 8 процентов школьных округов во всем штате достигли требуемого уровня участия в тестировании – 95 процентов. Многие родители жалуются на то, что директора школ и учителя продолжают оказывать на них давление, призывая детей к сдаче тестов.

- Вы как родитель решаете, будет ли ваш ребенок сдавать тесты в штате Нью-Йорк или откажется, - заявил член городского совета Брэд Ландер. – На тех, кто не сдает тесты, не налагается никакого наказания или дисциплинарного взыскания.

Елена Николс также говорит о том, что родителей запугивают тем, что в средние и старшие классы зачисляют по результатам тестов, что является неправдой. Однако русскоязычные иммигранты, особенно незнакомые с американской школьной системой, в это верят и пугаются.

- Для русскоязычных родителей типичен страх, что его ребенок провалит экзамен, получит неудовлетворительную оценку и не попадет в хороший класс, - говорит Елена. – Это не так. Стандартизированные тесты не влияют на личные успехи ребенка. Чтобы попасть в специализированные, конкурентоспособные среднюю или старшую школу или в класс с «продвинутым» обучением, нужно сдавать отдельные экзамены в любом случае. Ученику не могут отказать в сдаче этого экзамена только за то, что он отказался сдавать общий тест штата.

– Я могу понять тех родителей, которые отказываются от того, чтобы их дети проходили эти тесты, – рассказывает учитель начальной школы в Бруклине Нэнси Вальдез. – Как учитель я считаю, что оценивать уровень знаний учеников нужно только с использованием материалов, которые варьируются в пределах уровня их нынешнего класса: от чуть ниже до чуть выше. Это позволяет учителям видеть, кто превосходит ожидания, кто находится на уровне, а кому нужна помощь. Однако часть экзаменационных материалов ELA по английскому языку в третьем классе была написана на уровне пятого и шестого классов. Это совершенно недопустимо! Поскольку предоставленные для экзамена по чтению тексты намного превышают ожидаемые с точки зрения развития третьеклассников, у учителя нет возможности узнать, нуждается ребенок в помощи потому, что допустил ошибки по невнимательности, или потому –скорее всего – что он просто не может воспринимать текст на три года выше своего текущего уровня обучения. Получается, что эти тесты направлены не на уровень образования, понимания, логики, а на то, правильно ли мы натренировали ребенка отвечать. Мне как учителю эти тесты не помогают. Наоборот, меня удручает, когда я вижу, что блестящие для своего возрастного уровня ученики получают низкую оценку. Как родителя эти тесты меня пугают. Я не хочу подвергать своего ребенка излишнему стрессу, поэтому в следующем году, когда мой сын пойдет в третий класс, я откажусь от его участия в государственных тестах.

Пятиклассник, сдававший такой тест по математике и английскому в 2010 году, отвечал в общей сложности на 61 вопрос; в 2016 году количество вопросов теста выросло до 117. Под давлением родителей и учителей-активистов Департамент образования уже сократил количество дней, отведенных на тестирование, с шести до четырех. Однако ученики по-прежнему вынуждены сидеть в классах на тестировании в течение шести часов в день, что, например, для 9-летнего ребёнка чрезвычайно утомительно.    

Вы имеете право отказаться

Итак, вы как родитель имеете полное право написать отказ от участия своего ребенка в сдаче стандартизированных тестов. Что для этого нужно сделать?

Напишите письмо директору школы, в котором говорится, что вы отказываетесь от участия вашего ребенка в государственных тестах. Текст и форма письма свободные. Обычно пишут так: «Я как родитель понимаю, что все учащиеся обязаны сдавать тесты штата Нью-Йорк; я также понимаю, что у меня есть родительское право (подтвержденное ESSA и признанное городскими и государственными должностными лицами) отказаться от участия в этих испытаниях. Пользуясь этим правом, я отказываюсь от участия моего ребенка в весенних тестах штата Нью-Йорк по английскому языку (ELA) и математике в этом году».  

Те дети, которые не принимают участие в сдаче тестов, в экзаменационные дни будут заниматься отдельно, с другими педагогами.

Если вам говорят, что ваш ребенок должен сдать экзамены или будет наказан за отказ, переадресуйте претензии школы в Департамент образования Нью-Йорка. В «Руководстве по тестированию» ясно сказано: «...директор школы должен уважать решение родителей и сообщать им, что школа будет работать в меру своих способностей, чтобы обеспечить ребенка альтернативной учебной деятельностью (например, чтением) во время тестирования».

Иногда учителя сами не желают портить статистику и настоятельно предлагают родителям тех учеников, которым трудно дается предмет, отказаться от сдачи экзаменов. Ничего унизительного в этом нет; это ваше полное право как родителей принимать решение – отправлять своего ребенка на тестирование или нет.

- Я, наоборот, против того, чтобы отказываться от тестирования, - говорит Сергей Павлов, отец третьеклассницы. - В жизни приходится сталкиваться с разного рода экзаменами, так почему бы не научиться отвечать на вызов с раннего возраста? Тем более что при любой оценке моему ребенку ничего не грозит. Пусть испытает себя и проверит, на что способна.

Считается, что, если менее 95 процентов учащихся отказываются и/или не сдают тесты, то школа не смогла добиться «адекватного ежегодного прогресса». Если это происходит в течение трех лет, школа определяется как школа «местного плана помощи», что означает, что она не рассматривается в качестве «добросовестной» и, как правило, должна представлять дополнительную отчетность.

Однако если вам будут говорить, что отказ от тестирования приведет к недостаточному финансированию школы – не верьте. Такого закона нет. Хотя, разумеется, дополнительные проверки и давление чиновников добавляют лишний стресс администрации учебных заведений, что сказывается и на учениках. И тут главная задача родителей - объяснить ребенку, что независимо от того, будет он сдавать тест или нет, это никак не отразится ни на результатах его учебы в этом году, ни на его будущем в последующих учебных заведениях.

Новости региона

Все новости