Прогнозы на 2019 г.

Чтоб жили вы в интересные времена (древнее китайское проклятие)

Чтоб жили вы в интересные времена (древнее китайское проклятие)

Мировая экономика: паника отменяется

Не все то, что не блестит, не золото. Мировая экономика, если судить только по газетным заголовкам, катится в тартарары: «Брекзит», торговые войны, конфликт Италии с Европейским Союзом, возобновление американских санкций против Ирана, бомба замедленного действия в виде растущей задолженности Китая, кульбиты фондовой биржи, отток капитала из развивающихся экономик и так далее и тому подобное.

Реальные же цифры далеко не столь мрачные. Согласно выкладкам Международного валютного фонда, рост мировой экономики в 2018 г. составил 3,7%. Столько же, сколько годом ранее. И столько же, сколько в будущем году. 3,7% - это достаточно высокое плато, даже если мировая экономика пока не может вскарабкаться еще выше.

Америка — страна контрастов

Контраст между газетными заголовками и реальными цифрами наиболее разителен в случае Соединенных Штатов, имеющих крупнейшую экономику в мире. Как правило, даже если производство растет, темпы роста постепенно затухают. Экономика США за время своего нынешнего бума, начавшегося после выхода из рецессии 2008 — 2010 гг., демонстрирует обратный тренд: она только набирает обороты. Во втором и третьем кварталах сего года рост равнялся 3,5% и 4,2% соответственно. В одном только октябре было создано 250 тысяч рабочих мест. Больше всего — в гостиничном бизнесе, в промышленности, в сфере здравоохранения и в строительстве. Последние три области известны своими хорошими зарплатами. Сохранять надолго подобные темпы в зрелой экономике с медленно растущей долей трудоспособного населения, конечно же, нереалистично. Но 2,5% в 2019 г. - вполне правдоподобный сценарий. Если американская экономика дотянет до июня без рецессии, то сможет похвастаться самым протяженным c 1857 г. непрерывным бумом длиной в 120 месяцев.

С одной стороны, рост доходов американцев выгоден иностранным рабочим, занятым в сфере экспорта. С другой — чем лучше обстоят дела в американской экономике, тем проблематичнее выглядят экономики ряда развивающихся стран, например, Аргентины и Турции. Все относительно, все познается в сравнении: инвесторы, решающие, куда выгоднее вкладывать деньги, с большей охотой инвестируют их в США с их радужными перспективами, чем в экономики с более сомнительным будущим. К тому же центральным банкам в тех же Аргентине и Турции надо поднимать свои учетные ставки, поскольку это делает американский ЦБ. В противном случае капитал опять-таки начнет утекать оттуда в Соединенные Штаты.

Дональд Трамп относит устойчивый отрицательный внешнеторговый баланс США на счет махинаций торговых партнеров, а не объективных экономических причин. Если этот баланс ухудшится в 2019 г., что вполне вероятно, то президент может отреагировать на это новыми тарифами, способными больно задеть американского потребителя. Грядущая смена власти в нижней палате Конгресса сильно на внешней торговле не должна отразиться. Во-первых, потому, что свобода действий президента в этой области очень велика, во-вторых, потому, что многие демократы разделяют взгляды Трампа на внешнюю торговлю. В силу этого заключенное Трампом торговое соглашение США – Канада - Мексика, заменяющее НАТФА, видимо, будет одобрено законодателями.

Конкуренция между покупателями на рынке недвижимости в 2019 г. несколько ослабнет. Что неудивительно, учитывая удорожание жилья, происшедшее в результате увеличения ипотечного процента и роста собственно стоимости домов. Тем не менее дома, выставленные на продажу по разумной цене, будут уходить быстро.

На конец года процент по ипотеке должен подняться до 5,5, стоимость самого жилья вырастет в среднем на 2%, на те же 2%, предположительно, сократится объем продаж объектов недвижимости. Совокупный эффект от роста процента и подорожания жилья добавит примерно 8% к месячным расходам домовладельцев, в то время как рост доходов населения составит лишь 3%. Одна из причин относительно медленного роста зарплат, по оценке ряда экспертов, - ослабление мотивации американцев к смене работодателя. В когорте тех, кому за 20 и меньше 30, лишь треть всерьез готова рассматривать переход на другую работу.

Но трехпроцентное увеличение доходов - лишь самый скромный прогноз. Если из-за некоторого замедления роста производства в Китае, повышения стоимости рабочей силы и продолжающихся торговых споров с Америкой (читай: импортные тарифы) рабочие места, созданные американскими компаниями в КНР, будут и далее возвращаться в США, американские трудящиеся смогут с полным основанием рассчитывать на более заметные прибавки к зарплате. Как в крупных фирмах, так и во вновь создаваемых малых.

10-процентное сокращение налогов, которое американский средний класс получит в 2019 г., с точки зрения стимулирования потребительских трат, отчасти нейтрализует потери тем же средним классом своего капитала, оборачивающегося на бирже.

Самые высокие зарплаты за пределами финансовой сферы сохранятся в наступающем году в сфере IT. Срединная зарплата специалиста, занимающегося облачным программированием, составит $108 тысяч; труд его коллеги, занятого разработкой искусственного интеллекта, оценивается в $93 тысячи.

Китай — это звучит гордо. И будет звучать

Рост ВВП Китая в наступающем году должен быть ошеломляющим по американо-европейским нормам - 6,4%. Но это будет самый низкий показатель с 1989 г., когда китайская экономика вдруг замедлила ход после подавления демократических манифестаций на площади Тяньаньмэнь. Главная причина прогнозируемого замедления роста КНР — трамповские тарифы, охватывающие половину китайского экспорта в США. Факторы, сдерживающие манипуляции китайских властей с национальной валютой, останутся в силе, а именно: девальвация юаня в целях стимулирования экспорта сопряжена с утяжелением долгового бремени, исчисляемого в долларах, которое сейчас висит на китайских домохозяйствах, коммерческих предприятиях и государственных организациях. Чересчур азартная игра Китая с собственной валютой может также повредить его планам сделать юань мировой денежной единицей наподобие доллара и евро.

Классика прогноза: Стратфор-на-амвоне                                 

Свои прогнозы на следующий год обнародовала известная аналитическая фирма Stratfor.

Ужесточение соперничества великих держав

Экономическое наступление США на своего главного конкурента Китай расширится. Материализуются новые тарифы и санкции в дополнение к более строгим ограничениям на продажу КНР современных технологий. Экономические меры будут подкреплены геополитическими в виде усиления поддержки Тайваня и более решительного противодействия экспансионизму КНР в Южно-Китайском море.

Распадающийся режим контроля над вооружениями приведет к интенсификации военно-технического состязания США с Китаем, а также с Россией. От усиливающейся конфронтации сверхдержав могут выиграть прифронтовые государства, такие, как Тайвань и Польша, но усложнится работа дипломатов стран среднего калибра — Турции, Индии, Вьетнама.

Возрастут геополитические риски бизнеса

Соединенные Штаты, используя аргументы военно-политического характера, будут убеждать страны Европы, а также Японию, Канаду, Южную Корею и Тайвань воздвигнуть более высокие барьеры на пути китайских инвестиций. Если эти усилия увенчаются успехом, ощутимо сократится общий объем вложений в такие стратегические области, как искусственный интеллект и инфраструктура мобильной связи пятого поколения. Давление, оказываемое на Китай, только усилит его стремление как можно быстрее сократить отставание от мировых лидеров в аэрокосмических исследованиях и производстве сверхмощных полупроводников, и сокращать отставание Пекин будет своим излюбленным способом — промышленный шпионаж. Можно ожидать новых кибератак на западные корпорации и в ответ — более наступательные контрмеры со стороны американских спецслужб. Любой успешный взлом китайцами баз данных западных корпораций с большой вероятностью обернется для корпораций судебными исками и суровыми штрафами. И вероятными перебоями в глобальных дистрибьюторских сетях.

 Усилится турбулентность мировой торговой системы

Конфликты США с Всемирной торговой организацией угрожают парализовать отработанные многосторонние механизмы арбитража и вынудить участников к улаживанию торговых споров на менее предсказуемой двусторонней основе. В частности, если у Канады, Мексики, Японии, Южной Кореи есть неплохие шансы договориться с США о сокращении своего автоэкспорта и таким образом предупредить повышение американских тарифов, то у Европы таких шансов нет. Дополнительные американские тарифы на китайскую продукцию сделают динамику мировой торговли более непредсказуемой, но решающего влияния на нее не окажут.

Италия и «Брекзит» — опасные сценарии

Главная опасность для еврозоны в 2019 г. проистекает из популистской политики правительства Италии. Его нежелания принимать в расчет растущий долг государственных и коммерческих структур. Наказания за свои опрометчивые бюджетные решения властям в Риме следует ждать не от евробюрократии в Брюсселе, а от финансовых рынков, которые в качестве платы за риск будут требовать более высокого процента от эмитентов итальянских ценных бумаг. Так или иначе, в 2019 году Италия не последует за Британией и не покинет ЕС.

Брюссель сделает все возможное, чтобы не допустить выхода Британии из Евросоюза без всякого с ней соглашения, но тот факт, что британский парламент сохраняет право заветировать любое соглашение, делает перспективу полюбовного развода весьма проблематичной.

Аналитическая служба Bloomberg предсказывает, что соглашение Лондона с Брюсселем состоится, что импорт с континента в Британию будет осуществляться в штатном режиме, без перебоев (лекарствами можно не запасаться), и что рост ВВП Великобритании в 2019 г. достигнет 1,6%, на 0,3% больше, чем прогнозируют другие источники.

Глобальный рынок энергоресурсов

Саудовская Аравия и Россия будут тщательно контролировать добычу нефти, чтобы не допустить резкого падения цен. Общее количество нефти на рынке будет зависеть от жесткости санкций в отношении Ирана, от способности Ирака и Ливии увеличить производство, от того, в какой степени американские производители переориентируют свое внимание с внутренних потребителей на зарубежных. Процессу переориентации будут содействовать вступающие в строй новые трубопроводы в Северной Америке, соединяющие месторождения с нефтяными портовыми терминалами.

Мировой рынок сжиженного природного газа ждут большие потрясения в 2019 г. вслед за тем, как США пробьются в первую тройку производителей СПГ.

Антииранская кампания

Соединенные Штаты будут пытаться дипломатически изолировать Иран вовне и ослабить его изнутри, полагаясь как на первичные санкции, запрещающие отечественным юридическим и физическим лицам иметь торгово-финансовые контакты с режимом аятолл, так и на вторичные, предусматривающие наказание иностранных бизнесов за такого рода контакты. Стратегический императив противостояния Ирану позволит Вашингтону и Эр-Рияду сохранить свой альянс, несмотря на возмущение мировой общественности предполагаемой причастностью саудовской королевской фамилии к убийству оппозиционера Джамаля Хашогги.

Северная Корея

К концу 2019 г. у КНДР с вероятностью, близкой к единице, останется ядерное оружие. С равной вероятностью сохранится и американский санкционный режим в отношении Пхеньяна. Правда, его эффективность будут подрывать Китай, Россия и Иран. Президент Южной Кореи Мун Чжэ Ин будет и далее упорствовать в своем убеждении, что кратчайший путь к денуклеаризации Корейского полуострова лежит через укрепление межкорейского диалога. Риск масштабной или, как любил повторять уходящий с поста шефа Пентагона генерал Мэттис, «катастрофической» войны США и КНДР полностью не исчезнет. Причина тому — тоталитарный характер политического режима Северной Кореи, подталкивающий ее к экспансии.

Израиль — Ливан

Обнаруженные израильской армией военные туннели, ведущие из Ливана в Израиль, - лишь часть общей эскалации напряженности на ливано-израильской границе. Специалисты не исключают, что в 2019 г. мы станем свидетелями очередной войны в регионе. Только на сей раз это не будет повторение схватки ЦАХАЛа с «Хизбаллой» образца 2006 г. В конфликт могут оказаться вовлеченными другие шиитские группировки помимо «Партии бога», включая наемников из Ирака, Афганистана, Пакистана и Йемена, а также Сирия и даже Иран. Война против многочисленных противников на сухопутном, воздушном и морском фронтах и вдобавок в киберпространстве может заставить Израиль действовать на пределе своих сил.

Тегеран пытается превратить Сирию в плацдарм для расширения своего влияния в Леванте в целом и для возможного нападения на Израиль в частности. При содействии Ирана «Хизбалла» и армия Асада создают массивные арсеналы ракет повышенной точности, представляющих стратегическую угрозу для систем жизнеобеспечения еврейского государства. Иранцы при всей своей осторожности порой идут на крайне рискованные шаги. Так, в феврале они запустили в воздушное пространство Израиля заминированный беспилотник. Дрон был сбит, но инцидент спровоцировал длинную серию боестолкновений.

Израиль, как и Иран, тоже проявляет осторожность, но, как и Иран, демонстрирует в критических ситуациях готовность к самым решительным действиям. За последние пять лет израильские ВВС нанесли 130 ударов по транспортным колоннам, доставлявшим «Хизбалле» оружие из Сирии; с конца 2017 г. эта кампания перекинулась на военные объекты, созданные в стране иранцами.

Большая война может стать результатом очередного авиаудара Израиля по ракетным цехам в Сирии или Ливане; израильского или американского налета на иранские атомные объекты; конфликта, который начнется в районе Персидского залива и затем распространится на Израиль. По аналогии с ракетными стрельбами по Израилю, которые Саддам Хусейн затеял в качестве отвлекающего маневра в 1991 г. во время операции «Буря в пустыне», увенчавшейся изгнанием иракцев из Кувейта.

Один из факторов, сдерживающих войну, - неопределенность в настроениях сверхдержав: поддержит ли Россия своего вассала Асада, если он вмешается в боевые действия и начнет терпеть поражение, чреватое возобновлением полномасштабной гражданской войны и повторным расшатыванием основ режима? И как поведут себя США: ограничатся лишь помощью Израилю в области противоракетной обороны или воспользуются случаем, чтобы тяжко покарать Иран?

Сюжет:

Санкции

Новости региона

Все новости