2018-Й: СЛАВА БОГУ, ЗАКАНЧИВАЕТСЯ!

По количеству кризисов и катаклизмов год вполне тянет на високосный

Оглядываясь на уходящий год, принято благодарить его за все хорошее. Ну что же, давайте поблагодарим – по принципу, что могло бы быть хуже. Да, действительно, бывает хуже, но реже...

По количеству кризисов и катаклизмов год вполне тянет на високосный

В 2018 году биосфера Земли как будто старалась переубедить тех, кто, наперекор всей мировой науке, не верит в катастрофическую реальность глобального потепления, покупая за чистую монету антиэкологическую пропаганду нефтегазовых и угольных компаний и их лоббистов. Разбалансированная человеком планета наглядно показала, что изменение климата реально и смертельно опасно, что оно ускоряется и, возможно, уже необратимо.

Климатический апокалипсис ускоряется

Уходящий год «порадовал» нас нескончаемой чередой смертоносных катаклизмов – вот лишь несколько примеров. Жуткие лесные пожары – в июле в Греции, с июля по ноябрь – в Калифорнии (это был самый катастрофический сезон пожаров в истории штата, он стоил жизни 100 гражданским лицам и шестерым пожарным); землетрясение магнитудой 7,5 в феврале в Папуа – Новой Гвинее, в августе – в Индонезии (6,4), в сентябре – снова в Индонезии (магнитудой 7,5 плюс цунами, 330 000 человек лишились крова), в конце ноября – на Аляске (магнитудой 7); ливни и разрушительные наводнения – в июле в Японии (погибли более 200 человек), в августе – в Индии (более 300 жертв) и Северной Корее, в сентябре – в Нигерии (полмиллиона человек лишились крова), в ноябре – в Италии (десятки погибших); в октябре – ураган 4-й категории «Майкл», стоивший жизни 60 жителям США и стерший с лица земли целые населенные пункты.

Мало радости принес октябрьский доклад климатологической комиссии ООН. Избежать катастрофы, указывают авторы (91 ведущий ученый из 40 стран), можно лишь путем быстрой и радикальной перестройки всей мировой экономики. Сколько нам отпущено времени? Примерно до 2040 года – мировая наука скорректировала сроки в меньшую сторону, раньше говорили о конце нынешнего столетия.

К 2040 году, пишут авторы доклада, атмосфера Земли станет на 1,5 градуса Цельсия теплее, чем было до начала индустриальной революции, а это будет означать затопление обширных прибрежных районов и островных территорий. Если раньше ученые видели наступление катастрофических последствий после нагрева атмосферы на два градуса, то сейчас научные исследования показывают, что хватит и полутора.

Избежать глобального потепления в этих масштабах и в эти сроки возможно, но потребуются затраты в размере $54 триллионов. Что, впрочем, не является самым большим препятствием – такие деньги в масштабе планеты можно изыскать (причем нужны они не все сразу). Главная проблема не финансовая, а политическая: второй в мире загрязнитель атмосферы после Китая, США в лице нынешней администрации не желают выполнять Парижское соглашение 2015 года по сокращению углекислого газа в атмосфере. Администрация Трампа подала заявку на выход из соглашения, как только позволят его условия (а они позволят в ноябре 2019 года).

Без участия США в глобальной борьбе с планетарной угрозой Китай, Индия и другие загрязнители биосферы из «третьего мира» могут снова – как уже не раз бывало – сказать: вот, даже богатая Америка не хочет тратиться на охрану окружающей среды, а нам сам Бог велел развивать экономику без оглядки на экологию. На горизонте – катастрофа.

Если кто-то считает всё это «выдумками социалистов», пусть послушает капиталистов. Настоящих, больших капиталистов. Перед декабрьской конференцией ООН по климату в польском городе Катовице к ее участникам (20 000 представителей международных организаций, правительств 130 стран, бизнеса, науки, общественных движений и др.) обратились 415 крупнейших инвестиционных менеджеров, под чьим управлением находятся активы на общую сумму 32 триллиона долларов. Они потребовали немедленно остановить использование угля как источника энергии, полностью выполнить Парижское соглашение по климату и принять другие безотлагательные меры для предотвращения катастрофы, которую несет глобальное потепление. Кто против? США, Россия и Саудовская Аравия.

Россия устроила себе год санкций

Ну, а что бы такое радостное вспомнить – для контраста? Можно было бы, конечно, порадоваться по поводу Зимних Олимпийских игр, которые состоялись в феврале в Пхёнчхане (Южная Корея). Но даже всепланетный спортивный праздник вспоминается в основном в негативном контексте: впервые в истории за допинг была отстранена от участия в Олимпиаде страна, причем не последняя в международном спорте, – Россия.

Это было позорное зрелище: российские спортсмены участвовали в соревнованиях на индивидуальной основе под нейтральным (олимпийским) флагом, их представляли титулом «Олимпийский спортсмен из России», а когда их награждали, звучал гимн не РФ, а олимпийский. Согласно решению МОК, на Игры не смог поехать ни один чиновник минспорта России. Были не допущены на Олимпиаду также тренеры и врачи, чьи спортсмены когда-либо были уличены в допинге.

Российские власти, как водится, всё отрицали и обвиняли злокозненный Запад в «очередной масштабной провокации». Насчет «провокации» – крайне сомнительно, а вот «очередная» – очень уместное слово, поскольку и до, и после Олимпиады было много других событий, после которых Россия подвергалась осуждению и санкциям, оправдывалась, отрицала и обвиняла обвинителей.

В марте 2018 года и без того плохие отношения России и Запада оказались в глубоком кризисе после того, как британские спецслужбы выявили причастность России к отравлению бывшего полковника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери на территории Соединенного Королевства. Великобритания приняла ряд антироссийских санкций по делу Скрипаля и выслала 23 сотрудника российского посольства в Лондоне. В ответ Россия выслала 23 британских дипломата, объявила о закрытии Британского совета в России и отозвала согласие на открытие генконсульства Великобритании в Санкт-Петербурге. Министр иностранных дел Великобритании Борис Джонсон сравнил правящий режим Путина с Германией времен Адольфа Гитлера, призвав бойкотировать предстоящий летом в России чемпионат мира по футболу.

К санкциям англичан присоединились США и другие западные страны, но до бойкота футбольного ЧМ дело не дошло. Чемпионат мира состоялся, несмотря ни на что. Ни грандиозный скандал с российским допингом (который, вообще-то, опоздал лет на 50 – «ноги растут» из советского времени), ни отравление Скрипалей, ни провокации Кремля против Украины, ни уход со своих постов уличенных в коррупции главных начальников мировой и европейской футбольных федераций – ничто не помешало Путину получить пропагандистские выгоды от проведения ЧМ-2018. Спортивного триумфа не получилось, зато он показал всему миру лицо России как успешной и дружелюбной страны. Организовано все было тип-топ – это, как и допинг, было хорошо отработано в советское время: зачистка городов на время массового приезда зарубежных гостей, вежливость фанатов, демонстрация русского гостеприимства и пр.

Санкции против России в течение года набирали темп – только успевай следить. То вносили в санкционный список десятки организаций и физических лиц по представлению комиссии Мюллера – за вмешательство в американские выборы; то из-за «дела Скрипалей» выставили из США 60 российских дипломатов (и еще несколько десятков – из 20 других стран), закрыли генконсульство США в Сиэтле – вслед за Сан-Франциско; то объявляли новые санкции против РФ, то продлевали старые... Прикрыли любое сотрудничество с Россией, которое Москва может использовать в военных целях. Остановили любую кредитно-финансовую помощь России. И – ничего! Васька – то есть Вовка – слушает да ест. К концу года решил пойти ва-банк и по-крупному проверить Запад на вшивость: в Керченском проливе силы РФ атаковали и захватили три украинских судна с экипажами; несколько украинских моряков получили ранения.

Запад проглотил. На саммите «большой двадцатки» в Буэнос-Айресе с Путиным общались если не Трамп, то Меркель и многие другие мировые лидеры. Наглость – второе счастье.

Твиты Трампа из-под колпака Мюллера

С Россией была весь год связана, как никогда прежде, политическая жизнь Америки. И поговорка насчет наглости в США получила подтверждение на высшем уровне не хуже, чем в России.

Продолжала свою работу комиссия под руководством спецпрокурора, бывшего главы ФБР Роберта Мюллера. Ее выводов – о наличии или отсутствии сговора между избирательной кампанией Трампа и Кремлем – ждут уже 19 месяцев. Под конец года Мюллер легонько приоткрыл широкий масштаб своего расследования – судя по меморандуму, представленному Мюллером в суд в начале декабря, расследование даже не одно, их несколько.

Продолжилась вереница обвинений, предъявляемых комиссией Мюллера в судебном порядке бывшим помощникам Трампа. Вслед за Майклом Флинном, недолго поработавшим помощником президента по национальной безопасности, сделали признания, что они лгали ФБР, ключевые фигуры избирательной кампании Трампа – Пол Манафорт (бывший глава предвыборной кампании Трампа), Рик Гейтс (экс-зам Манафорта) и Джордж Пападопулос (бывший внешнеполитический консультант Трампа), а также бывший юрист Трампа – Майкл Коэн.

В американских СМИ превалирует точка зрения, что даже если Мюллер докажет сговор между Трампом и Путиным с целью победы Трампа на выборах, демократы (не говоря уже о республиканцах) не захотят подвергать Трампа импичменту – по принципу «себе дороже». Некоторые эксперты не согласны с такой оценкой. Например, Аллан Лихтман, профессор истории Американского университета и автор книги «Обоснование импичмента», пишет в журнале Time, что правовая ситуация (внесение комиссией Мюллера в суд обвинительных материалов, содержащих неопровержимые доказательства) просто не позволит беспринципным политикам уклониться от процедуры импичмента. Чем она завершится – это другой вопрос. Вполне вероятно, что повторится вариант Клинтона: Палата представителей объявляет импичмент, а Сенат не набирает голосов в пользу отстранения президента от власти, и он дорабатывает свой срок.

Не вдаваясь в бесчисленные детали мюллеровского следствия, можно несколькими штрихами показать, что угроза Трампу реальна. Во-первых, сотрудничающий со следствием личный адвокат Трампа Майкл Коэн представляет собой клад для Мюллера в плане информации о бизнесе Трампа, о приходе и расходе его денежных средств, о его деловых контактах (в числе которых было много российских) и т.д. Для начала Коэн сообщил, что он покупал молчание двух женщин о Трампе с ведома и по прямому указанию тогдашнего кандидата в президенты, что сразу вешает на Трампа уголовное обвинение, – это почти никто не подвергает сомнению.

Во-вторых, не по доброте душевной Мюллер попросил суд дать Майклу Флинну минимум наказания – от нуля до шести месяцев тюрьмы – в награду за особо ценное сотрудничество со следствием. Флинн, как мы помним, запечатлен на фотографии за столом рядом с Путиным во время празднования юбилея Russia Today.

В-третьих, Пападопулос, от которого ранее открестился Трамп, запечатлен на совещании вместе с Трампом. Он, Пападопулос, получил от своих российских контактов информацию о взломе баз данных Демпартии с целью распространить «грязь» о Хиллари Клинтон за месяц с лишним до того, как взлом стал достоянием гласности, и за полгода до того, как это подтвердили американские спецслужбы.

В-четвертых, меморандум Мюллера содержит, как указывает профессор Лихтман, прямое указание на то, что Трамп знал об усилиях своих помощников наладить координацию действий с русскими.

В-пятых, эксперты в своем большинстве считают, что у Мюллера уже есть достаточно материала для обвинения Трампа в препятствовании отправлению правосудия: увольнение директора ФБР Коми и министра юстиции Сешнса – это лишь наиболее видная часть «вагона и маленькой тележки».

В-шестых, Мюллер «порционно» подает материалы в суд по мере готовности, и даже если Трамп решится убрать Мюллера, он не может убрать из суда внесенные туда улики. И не может заставить суд отказаться от их рассмотрения.

Но он будет пытаться – не сомневайтесь. Сидя под колпаком у Мюллера, он ежедневно рассылает через свой «Твиттер» послания, цель которых – скомпрометировать и Мюллера с его расследованием, и тех из своих былых приближенных, кто дает признательные показания.

Важное остальное

Конечно, это лишь некоторые из главных тем года: было много другого – важного и интересного, плохого и хорошего. Но я не хотел утомлять читателя монотонным перечислением всего подряд – наш читатель и так в курсе происходящего.

Однако есть несколько тем, помимо затронутых выше, которые заслуживают упоминания и даже тянут на ярлык для уходящего года:

2018-й – год выборов в США. Ноябрьские промежуточные выборы не были удачными для партии власти – республиканцы потеряли контроль над Палатой представителей (40 мест перешли к демократам) и девять губернаторских постов, в том числе в таких стратегически важных штатах, как Иллинойс, Мичиган, Висконсин, Канзас, Невада и др.

2018-й – год триумфа диктаторов. Ким Чен Ын получил от Трампа всё, о чем мечтали его отец и дед: с ним встретился без предварительных условий президент США, подтвердив тем самым глобальную важность пхеньянской диктатуры, и Америка подарила ему за красивые глаза отказ от регулярных маневров США и Южной Кореи.

Путин тоже удостоился встречи с Трампом (столь же безрезультатной для США, как и встреча Трампа с Кимом). Он консолидировал свою авторитарную власть вопреки – и благодаря – западным санкциям, закрутил гайки против инакомыслящих, весь год безнаказанно (введенные санкции не в счет) вмешивался в дела соседних и более далеких стран, осуществлял провокации против натовских кораблей и самолетов, успешно вносил раскол в единство Запада, перетягивал на себя Саудовскую Аравию, Турцию, Израиль и прочих союзников США, продвигал свой «Северный поток-2», провел в России явно купленный ЧМ по футболу – ну разве не молодец?

Саудовская монархия тоже может сказать спасибо Трампу – ей сошло с рук жестокое убийство в Стамбуле критика режима, журналиста Хашогги. Кто-то радуется, что «зато» в нефтяном королевстве женщинам разрешили водить автомобиль, но даже за эту пустяковую свободу многие женщины заплатили жизнью.

2018-й – год перед рецессией? К концу года биржа с большим ускорением покатилась под горку. Налоговые льготы Трампа для корпораций исчерпали свой потенциал, торговые войны ударили по американским компаниям, и среди инвесторов воцарился пессимизм. Криптовалюты во главе с биткойном свалились с заоблачных высот до четырехкратного уменьшения стоимости с перспективой дальнейшего падения. Разговоры о грядущей рецессии зазвучали чаще и громче.

2018-й – год прощания с последним достойным президентом. В начале декабря Америка проводила в последний путь Джорджа Буша-старшего – ветерана Второй мировой войны, конгрессмена, посла, шефа ЦРУ, вице-президента и президента США. Он был, видимо, последним носителем того президентского стандарта, который несовместим с злоупотреблением властью, словесной распущенностью и беспринципностью.

Дай Бог, чтобы 2018 был лучше, чем год уходящий.

Новости региона

Все новости