Добрые намерения, плохие результаты

Утраченные иллюзии

"Нью-Йорк Таймс" объявила о намерении провести в сентябре "Афинский демократический форум". Место встречи изменить нельзя: Греция родина демократии, и надежда, что история чему-то может научить, всё ещё сохраняется. Тема форума устрашает: "Демократия под угрозой".

Утраченные иллюзии

В поисках ответов

Темы предполагаемых дискуссий: есть ли пороки в классических моделях демократии, влияние технологического прогресса на политику, как защитить гражданские права и предотвратить усиление популизма, влияние большого бизнеса на общество.

Инициаторы форума признают, что во многих странах демократия скатывается в авторитаризм и популизм и что никогда не было такой острой необходимости сохранить завоевания и ценности свободного общества. Предложить практические решения - задача архисложная: в мире накоплено столько иррациональных антагонизмов, что доводы здравого смысла не убеждают оппонентов.

Среди докладчиков немало знаменитостей, но нет Фрэнсиса Фукуямы, Томаса Фридмана, Фарида Закария. А жаль. Не ведая сомнений, они и их аколиты убеждали, что объективные законы развития приведут мир к торжеству либерального способа бытия и мышления, утвердят равенство и благополучие. 

"Конец истории" Фукуямы стал на десятилетия евангелием и либералов, и неоконов. Автор убеждал, что либеральная демократия - конечная стадия развития человечества. Она положит конец борьбе классов и идеологий. Понятие "конец истории" заимствовано у Маркса, но поставлено с ног на голову. Показательно, что полное название книги - "Конец истории и последний человек". Звучит Апокалипсисом, но, было время, все радовались. В последние годы Фукуяма пересмотрел свои взгляды, теперь он считает, что "тяга к свободе не универсальна" и что "Западу нечему учить авторитарный Китай".

Томас Фридман, автор бестселлера "Земля плоская", апологет глобализма без берегов, свободного движения людей и капиталов, утверждает, что международные корпорации утвердят цепь нерушимых экономических связей, социальную стабильность, глобальные нормы отношений.

У Фарида Закария меньше патетики и гонора, больше реализма и понимания многообразия мира, но и он считал, что только либеральная демократия может обеспечить стабильность и процветание.

Было бы незаслуженным комплиментом приписывать маститым теоретикам определяющее влияние на общественное сознание. Американский первоклассник не идёт в школу, чтобы выучиться читать и писать; учителя и родители ставят перед ним высокие цели - Тo make a world а better place, улучшить мир. Одержимость новизной, стремление изменить страну и мир - доминанта национального характера. Дело не только в психологии и морали, ни у кого нет таких экономических, политических, военных возможностей, как у США.

Но опыт Буша и Обамы показал, что сверхдержава не всесильна. Приход Трампа не оставил места для утопии. Эксперты просмотрели тектонические сдвиги, которые не укладываются в схемы, и не только за рубежом, но и дома. В 2004 г. большинство американцев считали, что страна идёт в правильном направлении, в 2008-м - менее 40%, и вот уже десятилетие число неудовлетворенных растет. Большинство считает, что дети будут жить хуже, чем родители. Рост квартплаты, стоимости обучения, медстраховки, распад инфраструктуры, города третьего мира. Обострились расовые отношения, смена культурных традиций разделяет ещё больше, чем экономическое неравенство.

Что привело к жизни такой? Стивен Бэннон, когда Фарид Закария интервьюировал его для CNN в Риме, сказал, что основой смены вех и победы Трампа был финансовый кризис 2008 г. Только что прослушал программу WАВС, здесь участники дискуссии назвали переломными моментами процесс Симпсона и импичмент Клинтона, превратившие правосудие в посмешище и расколовшие страну. По-моему, есть более значимые факторы. Бесконечная неэффективная война с террором. Бесконтрольная иммиграция. Выборы, когда деньги миллиардеров влияют на результаты больше, чем голоса миллионов граждан. Серьезный анализ предложил Стивен Брилл, известный юрист, создатель судебных телеканалов, в книге «Люди и силы, ответственные за американское 50-летнеe падение». Литературы этого жанра сегодня лавина. Но критика всегда даётся легче, чем решение. Будем надеяться, в древних Афинах придумают что-то продуктивное.

За что боролись

50 лет назад на Западе был опубликован манифест "Мысли о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе". В СССР эссе академика Сахарова ходило в рукописях и было платформой демократического движения. Надежда не выглядела утопией - устранить тоталитарную власть, цензуру, открыть дорогу свободному мышлению, защитить права человека. Сахаров верил в конвергенцию систем, в обязанность свободных стран бороться за смену авторитарных режимов. Это было время великих ожиданий, казалось, перестройка, реформы, поддержка Запада обеспечат переход к жизни по-новому. 

В то время у меня появилась идея: провести в Греции международный Сахаровский фестиваль в поддержку демократии с участием музыкантов, ученых, литераторов. Идею поддержали Владимир Панченко, президент Госконцерта, и Виталий Игнатенко, редактор авторитетного "Нового времени". Я познакомил с проектом Агнию Арванитиз, президента Международной ассоциации биополитики, она имела хорошие связи с властями и спонсорами в Греции. Мы пришли с Агнией к Ростроповичу, когда он был на гастролях в Афинах. Слава загорелся, Сахарова он боготворил, гордился тем, что с годами становится на него похожим: оба облысели и картавили. Большой проблемой было получить согласие Елены Боннэр, ее раздражали проходимцы, примазывавшиеся к имени Сахарова, которых появилось действительно множество. Но узнав, что будет Ростропович, она охотно согласилась.  

Лучшего председателя, чем Ростропович, найти было невозможно. Помимо его авторитета великого музыканта он был активно вовлечен в политические баталии, приехал в Москву во время путча, играл у разрушенной Берлинской стены, к тому же был гением пиара с толпой спонсоров.

Фестиваль состоялся в Афинах в июле 1994 г. В театре Герода Аттикуса собралось 6000 человек, трансляцию смотрели и слушали во многих странах мира. На открытии выступали правительственные чиновники, священнослужители, Ростропович, Боннэр. Просматривая толстый том материалов фестиваля, я обнаружил, что мое выступление было самым долгим. Слава, по своему обычаю, похвалил, Боннэр, вопреки ее обычаю, не отругала. Была атмосфера праздника, в светлом будущем никто не сомневался.

Чем всё закончилось, известно. Приватизация обернулась крупнейшим грабежом в истории. Коррупция, дискредитация самих понятий свободного предпринимательства, законности и гражданских прав, деградация культуры, образования, господство олигархии и чиновничества.

И вот новая холодная война, положившая конец всем надеждам.

Пострадали не только перестроечные мечтатели и свободолюбцы. Плохо и для элиты - приспособились наживать дома, гулять на Западе, где, зажимая нос, их принимали как бизнесменов и госдеятелей, выгодных партнеров. А сегодня санкции, встретиться, послать имейл опасно со всех сторон. После распада СССР Владимир Познер, человек мудрый и практичный при всех обстоятельствах, написал "Прощание с иллюзиями". Самая пора писать второй том. 

Было время, ельцинские министры, генералы, селебрити ходили в американское посольство засвидетельствовать лояльность. Америка помогала "ножками Буша" (если кто забыл, куриные окорочка), советами по строительству капитализма и демократии. Сегодня дух отношений раскрывают расследования спецпрокурора, трехтомная фантасмагория бывшего резидента ЦРУ Джейсона Мэттьюса "Красный воробей" и фильм по книге. "Красный Октябрь" времен старой холодной войны отдыхает. 

Майкл Фоул, бывший посол США в России, пишет в только что изданной книге, что усилия утвердить демократию и интеграцию с Западом провалились, Кремль видит либеральный миропорядок как прикрытие для продвижения западных интересов, и нынешнее положение трагически, но неизбежно, сохранится. 

Уроки на завтра

Прелесть нашего времени в том, что сегодня можно нести любую ахинею и при этом выглядеть умником и оригиналом. Можно в большой печати обсуждать приемлемость для Америки монархии или социализма по примеру Норвегии, перспективы избрания в президенты Мишель Обамы или Иванки Трамп, возможность либеральной демократии или реставрации социализма в России, сохранение Западной цивилизации при бесконтрольном наплыве нелегалов, замирение израильтян и палестинцев решениями OОН и Госдепа, одоление антисемитизма просвещением и экономическим ростом.

Израиль, евреев не обойти при любом разговоре о судьбах мира. Когда сбылась вековая мечта евреев и было воссоздано оплаченное Холокостом еврейское государство, казалось, что библейский народ обрел право на безопасность и самоопределение. ООН, мировое общественное мнение, даже Советский Союз поддерживали Израиль. 70 лет спустя мир с соседями выглядит утопией, антисемитизм, антисионизм на самом высоком уровне после мировой войны, миротворческие инициативы, предлагаемые незваными посредниками, губительны для страны. В арабских междоусобицах сотни тысяч жертв, миллионы беженцев, мир сочувственно вздыхает, не разберется, кто виноват, нападения на израильских солдат и полицейских, террор против гражданского населения, разрушение пограничных сооружений всегда повод для антиизраильских резолюций и демонстраций.

Израильские писники отрезвели, избавились от пустых ожиданий, но американская община в большинстве либеральна и видит свою миссию в том, чтобы бесцеремонно учить Израиль, что хорошо, что плохо. Кроме ортодоксов, 70% в смешанных браках, растёт число тех, кто не считают себя евреями. 

"В следующем году в Иерусалиме", тысячелетняя мольба, утратила смысл на новом континенте, хотя на старом она обрела актуальность. Впрочем, есть американец, который выполнил завет, сдержал слово и перевел посольство США в Иерусалим. Трамп говорил ещё в 2013 году: "Я большой поклонник Израиля. У вас великий премьер-министр. Ему нет равного. У людей большое уважение к тому, что происходит в Израиле".

70% израильтян удовлетворены избранием Трампа, но столько же американских евреев голосовали за Клинтон, больше всех других этнических групп. Кто бы мог представить: есть еврейские организации, смысл существования которых - критика базовых основ еврейского государства, поддержка его противников.

Опыт еврейской истории учит пониманию противоречивости мира и реальному отношению к жизни. Вопреки трудностям и враждебности, страна заняла важное место в мировом развитии и обеспечила при колоссальном бремени оборонных расходов высокий уровень демократии и гражданских свобод. Израиль умеет жить с разногласиями, без истерики и паранойи, сохранить моральное и психологическое здоровье нации при всех испытаниях. Здесь не прерывают отношения с коллегой, соседом, родственником, если голосуют за разных кандидатов. Умеют ждать и не терять разума и надежды. Когда говорят, что так жить нельзя, Израиль доказывает - можно. Пример убедителен и утешителен.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру