Четвертая власть - быть или не быть

Медиа: как одолеть фейки и пропаганду

15-й Евразийский медиафорум в Алматы собрал более 600 участников из 62 стран и всех континентов. Среди делегатов журналисты, государственные и партийные лидеры, политологи, экономисты, предприниматели.

Медиа: как одолеть фейки и пропаганду

Новые вызовы

Медиафорум завоевал серьезную репутацию не только в Европе и Азии, но и в США. Наряду с известными обозревателями, телеведущими (CNN, Bloomberg, Associated Press, New York Times и др.), здесь выступали бывший советник президента по нацбезопасности Збигнев Бжезинский, дипломаты и политики Ричард Холбрук, Ричард Перл, Харолд Форд, бывший главнокомандующий НАТО Уэсли Кларк.

Мастер-классы вели в основном американские и английские журналисты. В числе тем: «Мобильная журналистика и виртуальная реальность», «Как будет доноситься информация в 2020 году», «Ведение репортажей из конфликтных зон», «Спутниковые технологии», «Масс-медиа в одиночку», «Конвергентная журналистика», «Цифровые СМИ», «Будущее мира новостей». Молодые журналисты охотно учились мастерству. У меня осталось смешанное впечатление. Я окончил журфак МГУ, но мои учебные программы не включали этих нововведений. Журналист нового поколения, дай ему лаптоп в руки, за пару часов соорудит полосу на любую тему, и проверять, редактировать никто не будет. В доинтернетовские времена обозреватель публиковал 1-2 статьи в неделю, и шли они через десяток рук с карандашами. Мне выдали сертификат о прохождении обучения, но, боюсь, за новым смелым миром мне не угнаться.

После мастер-классов начались пленарные заседания. Тон выступлений не был конфронтационным. Есть объединяющие проблемы: медиа, сохраняющие приверженность качеству и ответственности, часто проигрывают прессе, предлагающей скандальную информацию и энтертеймент самого низкого уровня. То, о чем раньше стыдились говорить публично, определяет возможность получать рекламу и высокие тиражи. В Англии, хоть и с традициями серьезной прессы, самый проходной материал не «Брекзит», не иммиграция, не терроризм, а пикантные подробности из жизни королевской семьи. Столь же актуальны новости об эпидемии изуверских убийств кошек, начавшейся в Кройдоне (район Лондона) и охватившей всю страну.

Демократия предполагает хорошо информированных граждан, способных сделать обоснованный выбор. Пресса была основным источником знаний о положении на местах, в стране и в мире. Но сегодня каждый может оповестить город и мир о своих оценках и суждениях, влиять на общественное мнение. Вместо торжества демократии разгул социальной безответственности, невежества, фальшивок, сплетен и клеветы, пропаганда ненависти. Фейк-ньюс распространяются намного быстрее, чем достоверные сведения.

Мейнстрим-медиа утратили статус делателей королей. Во время выборов президента только 3% американцев назвали прессу их наиболее важным источником новостей. Не помогает и то, что многие СМИ стали органами партпропаганды, а не адекватной информации. Доверие к медиа упало до рекордно низкого уровня.

Несколько лучше положение локальных и этнических медиа, здесь есть спрос на проверенные факты, это существенно для повседневной жизни.

Все эти проблемы определили характер дискуссий. Владимир Познер сказал, что на форумах проблемы не решаются, но есть возможность лучше понять их. Это уже немало.

Проведение мероприятия такого масштаба требует больших усилий и средств. Что мотивирует Казахстан принимать на себя такие обязательства? На этот вопрос ответил историк, министр иностранных дел Казахстана Кайрат Абдрахманов: "Геополитическое положение страны побуждает нас постоянно думать о добрососедстве и мире. И не только у наших границ. Переговоры в Астане привели к соглашению между Сирийским правительством и 65 оппозиционными группами. Мы отказались от ядерного оружия, активно участвуем в глобализации, это может быть примером для Северной Кореи и других стран. Мир избавляется от нищеты, и мы прилагаем все наши усилия, чтобы развивать дружбу, торговлю и инвестиции".

Шум времени

На пленарных заседаниях разговор шел не только о журналистской кухне. Риц Хан, модератор форума, отметил, что погода теплеет, а международные отношения идут в сторону охлаждения: "Риторика холодной войны, экономические и политические санкции, демонстрация военной силы, препятствия дипломатии, ограничения свободы СМИ становятся привычными в межгосударственном общении." Честно говоря, про это мы уже слышали, но Хану нужно отдать должное: он не только успешно справился с задачей задавать удобные вопросы спикерам, но и был одним из инициаторов форума, определившим его цели и формат.

Запомнилось выступление Маттио Рензи, бывшего премьер-министра Италии, взлетевшего на мировую арену с идеями солидарности и вскоре потерпевшего поражение от оппонента-популиста. Рензи остается в убежденности, что Евросоюз после нескончаемых войн одно из главных достижений в истории. Популизм, национализм - опасные вызовы международному сотрудничеству. Тревогу по поводу популизма разделяют многие, но остается вопрос: кто сегодня изберет политика, который называет вещи своими именами, не обещает несбыточного, не подыгрывает настроениям электората.

Гарри Локк, бывший посол США в Китае, обошел нынешние критические осложнения в отношениях двух сверхдержав. Вместо этого он сосредоточился на безопасной теме: новые технологии и искусственный интеллект и их влияние на занятость. Статья в "Экономисте" скажет больше.

Давид Чиквадзе, гендиректор офиса ООН в Женеве, считает, что могучие страны ведут себя по-детски, слабые - деструктивно, и призывает возродить горбачевские времена. Грузины неистребимые романтики - стоит послушать их песни.

Было странно услышать, как Саймон Мак-Ги, бывший пресс-секретарь МИДа Англии, защищал международную политику Трампа и его отношение к ООН. Но имя американского президента, на удивление, здесь звучало редко.

Обозреватель "Фигаро" Рено Жерар говорил, что проблемы массовой иммиграции на Запад - это не временные затруднения в приобщении к потребительскому обществу. Это люди другой культуры, и они не хотят от нее отказываться. Запад не хочет видеть суть проблемы и живет утопическими ожиданиями. В Нью-Йорке за такие речи его бы порвали, в Алматы дали высказаться.

Из российских участников были особо приметны Ксения Собчак и Максим Шевченко. На сессии "Эволюция ценностей и морали" Ксения говорила о правах женщин и призывала их переходить барьеры. Можно было бы сказать точнее: как наглость и бесстыдство помогают стать богатой и знаменитой. Впрочем, есть и другие оценки. Я встретил на форуме мою бывшую студентку Мадину, она стала известным блогером, и ей Собчак по всем статьям понравилась.

Шевченко - яркий, огнедышащий полемист с широким диапазоном аргументов (недавно его оппонент Николай Сванидзе, на 12 лет его старше, получив удар в голову в открытом эфире, оказался на полу). Но на форуме Шевченко вел себя миролюбиво. Даже удержался, чтобы привычно не заклеймить Израиль как фашистское государство.

Алексей Осипов, корреспондент "Комсомолки", высказал прогноз: "Может быть, блогерша с красивой попой и получит больше просмотров, но за проверенной информацией люди обратятся к серьезным СМИ". Хочется надеяться, что в недалеком будущем у серьезной информации еще сохранятся потребители.

Вне повестки

Атмосфера была доброжелательной. Все понимают: если не для рейтинга, спорить, доказывать бессмысленно, каждый останется при своем. Самая горячая дискуссия была о том, уместно ли женщине-политику (визит Меркель в Россию) дарить цветы при официальной встрече. С такими спорами можно жить дружно.

Я ожидал, что будут более острые вопросы. В дни форума "МК-Казахстан" опубликовал статью о решении USA AID (программа Госдепа) выделить 15 миллионов долларов, чтобы ослабить роль российских СМИ в Центральной Азии. В статье говорится о том, что американцы уже давно финансируют отдельные казахские СМИ и некоторых журналистов. Два года назад в Алматы была экспертная дискуссия "Современные информационные войны", но на форуме все обошлось миром.

Форум дал возможность поговорить без микрофонов. Я спросил у известного журналиста из Германии, действительно ли Меркель не понимает последствий массовой иммиграции. Дело не только в трудностях интеграции, создается база для возрождения фашистских настроений. "Конечно, она все понимает. Она не романтик, она хладнокровный политик и все просчитала: с кем в союзе она наберет больше голосов", - ответил журналист.

Запомнилась встреча с молодой журналисткой радио Вьетнама. "Вьетнам остается социалистическим?" - "Да, мы социалистическая страна". - "И какие у вас отношения с Китаем?" - "Очень плохие. Китай нарушает наши границы, претендует на нашу территорию, не считается с международными нормами". - "А с США?" - "Очень хорошие. Америка помогает стабильности в регионе". - "Но Китай вас поддерживал в войне, в которой противником были США. Погибли сотни тысяч вьетнамцев. Вы простили?" - "Да, надо уметь прощать и думать о будущем". Жаль, что этой девушки не было в числе спикеров.

Была возможность встретиться и с местными жителями, я был в церкви, мечетях, в синагоге. В Казахстане более 100 народов, но здесь нет межнациональных конфликтов. В советское время Казахстан пережил голодомор страшнее украинского. Здесь разрушали среду атомные испытания, поднятая целина, варварские разработки недр и использование водных ресурсов, здесь были лагеря массовой ссылки и Гулага, но национализм в стране не культивируют. Казахстан стал членом Совета безопасности ООН, здесь проводится больше международных встреч, чем в других странах Европы и Азии, хорошие отношения с США, Россией, Китаем, нет пограничных конфликтов. Подлинная школа высокой дипломатии. В стране рекордный рост экономики, образования, огромное строительство. "Нью-Йорк Таймс" посвятила две полосы инвестициям в Казахстан, в другой статье рассказала о казахстанском глобальном проекте "Шелковый путь".

Форум дал надежду на более спокойный и благополучный мир.

Сюжет:

Санкции

Новости региона

Все новости