Украина: быть или не быть войне?

История не знает примеров долгосрочного мирного сосуществования России с малыми суверенными соседями

В связи с кризисом вокруг Украины 8,5 тыс. американских солдат из 40-тысячного многонационального контингента быстрого реагирования приведены в состояние повышенной готовности к отправке в Восточную Европу.

История не знает примеров долгосрочного мирного сосуществования России с малыми суверенными соседями

К американцам намерены присоединиться некоторые союзники по НАТО, включая Францию, Великобританию, Нидерланды и даже Данию и Испанию, хотя их участие будет скорее всего носить символический характер.

Реальные действия требуют консенсуса, тогда как новое левоцентристское правительство Германии настолько заинтересовано в завершении проекта «Северный поток-2», что даже запретило Эстонии передавать Украине системы вооружений, содержащие немецкие компоненты (Вашингтон в этом вопросе эстонцев никак не сковывает). В любой обстановке, а не только в нынешней, кризисной, аномально прозвучало бы заявление главкома

ВМС Германии Кай-Ахима Шёнбаха, что Путин заслуживает должного уважения и что Крым к украинцам никогда не вернется. Шёнбах был вынужден покинуть должность, но дело в данном случае не столь важно, как слова. Плохо было воспринято в Киеве и внешне малодушное решение Государственного департамента «в порядке перестраховки» отозвать домой вспомогательный персонал посольства и родных работающих в нем дипломатов. То же самое сделал британский МИД. В довершение ко всему МИД ФРГ прозрачно намекает, что не в восторге от идеи отключить Россию от международной финансовой системы даже в ответ на вооруженную агрессию.

Поначалу планировалось перебросить подкрепления только в Польшу, Болгарию и Румынию, затем к ним были добавлены три прибалтийские республики. Столь демонстративное игнорирование Прибалтики могло быть неправильно истолковано Кремлем. Даже если Запад на самом деле считает угрозу вторжения в настоящий момент маловероятной, есть опасения, что, оставаясь пассивным и никак не реагируя на российские приготовления, он может ненароком сделать маловероятный сценарий реальностью. Кроме того, часть оружия, которое прибудет вместе с личным составом, можно будет в случае необходимости быстро передать украинцам. Поговаривают также, будто ЦРУ и Пентагон не против того, чтобы поучаствовать в обучении тактике партизанской войны подразделений украинского спецназа.

В восточное Средиземноморье, соседствующее с Черным морем, выдвинулось авианосное соединение ВМФ США. После фиаско в Афганистане администрация явно не хочет прозевать еще и Украину. Да и в действующей левацкой администрации есть люди, которые отлично понимают, что путинские амбиции не сводятся к Украине, что он мечтает целиком и полностью выдавить Америку из Старого Света и что от того, как поведут себя США сейчас в Восточной Европе, зависит всеобщая глобальная безопасность, в частности, будущее Тайваня. Кто-то в Белом доме вспомнил слова Збигнева Бжезинского, пусть исторически и не совсем точные, но все равно крайне актуальные: «Без Украины Россия перестает быть империей. С Украиной, морально разложенной, а затем и подчиненной, Россия автоматически становится империей».

Об отправке войск НАТО в саму Украину речь не идет, хотя сначала на Балканах, а позднее в Афганистане и Ираке силы Северо-Атлантического союза были задействованы вне исконной зоны ответственности. Нужно ли подчеркивать, что Путин — не Милошевич, не мулла Омар и не Саддам Хусейн, воевать с ним из-за Украины Запад не станет?

По словам бывшего американского посла в Москве Майка Макфола, даже если вторжения не произойдет, кризис, спровоцированный Путиным, принесет ему определенные дивиденды. Так, вместо того, чтобы напоминать своим народам о репрессиях путинского режима, об агрессии России против Грузии, об аннексии Крыма и о том, что произошло на Донбассе, не говоря уже о бесчинствах российских спецслужб в отношении проживающих за границей диссидентов, западные руководители вынуждены отбиваться от нелепых требований Кремля к НАТО совершить, по сути, политическое самоубийство, пообещав убрать войска и вооружения с территории бывших советских республик, а также государств Варшавского договора, и никогда не принимать в свои ряды Украину или Грузию.

Если Америка уходит из Восточной Европы, то ей на европейском континенте вообще делать нечего. А в Восточной Европе у нее есть миссия, ибо история не знает ни одного примера долгосрочного мирного сосуществования России с малыми подлинно суверенными государствами на ее границах. Финляндия здесь не исключение. Совершила или не совершила Украина в 1994 г. ошибку, отказавшись от ядерного оружия в обмен на международные гарантии своей территориальной целостности, - вопрос открытый. Но в любом случае — вопрос законный.

От внимания западных аналитиков не ускользнул факт сосредоточения российских войск на западе и юго-западе Беларуси. В контекст гипотетической войны с Украиной они не вписываются, но их использование в качестве силы устрашения или даже силы вторжения против Польши или Литвы в случае войны с Украиной исключить нельзя. Антипутинисты на Западе призывают НАТО расширить свое военное присутствие в Польше и Прибалтике на постоянной основе и таким образом продемонстрировать России, что затягивание кризиса вокруг Украины не пройдет для нее безнаказанно, независимо от того, решится Путин на вторжение или нет. России куда проще вызывать кризисы на границе с Украиной, чем Западу на них надлежащим образом реагировать. Поэтому совершенно понятно желание заставить Россию заплатить хоть какую-то цену за свои провокационные действия.

Грузины вспоминают, что войне в августе 2008 г. предшествовала систематическая поддержка Москвой сепаратистских движений в Абхазии и Южной Осетии, кибератаки на грузинские госучреждения, проникновение на грузинскую территорию российских диверсантов с заданием еще больше дестабилизировать обстановку, подогревая конфликты грузин с местным населением. И только в самом конце последовала крупномасштабная интервенция России под предлогом «братской помощи» осетинам. Украинцы прекрасно осведомлены о грузинском опыте, они не забыли и про «маленьких зеленых человечков», отобравших у них Крым, и поэтому крайне болезненно расценили недавние слова Байдена, что Запад не взыщет с России высокую плату в виде санкций за провоцирование боевых столкновений локального значения.

С целью склонить союзников по НАТО к реальным санкциям против России в случае вторжения администрация Байдена ведет переговоры с государствами и отдельными компаниями — с какими точно, не указывается - о срочных поставках природного газа Европе, если «Газпром» в ответ на репрессалии закрутит газовый вентиль. Треть газа, потребляемого Европой, идет из России. В газовом балансе Германии доля российского «голубого топлива» еще выше — половина.

Всего полгода назад Белый дом отменил введенные Трампом санкции в отношении компании-оператора газопровода «Северный поток-2» Nord Stream 2 AG и ее главы Матиаса Варнига. Подарок был воспринят как нечто само собой разумеющееся, и в порядке встречного жеста благодарный «Газпром» сократил объемы поставок и Германии, и другим европейским странам. В феврале, согласно прогнозам Международного валютного фонда, должен уменьшиться и экспорт российской нефти в Европу. Якобы из-за проблем с обслуживанием нефтеперегонных заводов, привнесенных ковидом. Одновременно Россия увеличивает сверх договорных обязательств поставки газа Китаю.

Сюжет:

Санкции

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №4 от 28 января 2022

Заголовок в газете: Украина: быть или не быть войне?

Новости региона

Все новости

Популярно в соцсетях