Работает ли американо-китайский торговый договор?

Американский потребитель пострадает от снижения импорта из Китая

15 января 2020 г. США и КНР заключили многоступенчатый торговый договор, призванный упорядочить сложные и противоречивые коммерческие отношения между двумя странами. Насколько успешной можно считать сделку по итогам первых двух лет?

Американский потребитель пострадает от снижения импорта из Китая
Фото: Pixabay.

Ну, во-первых следует сказать, что минувший год закончился введением очередных американских санкций в отношении Китая. На сей раз ограничительные меры применены к товарам, изготовленным трудом заключенных в мусульманской провинции Синьцзян, в которой пекинские власти пытаются разнообразными репрессиями подавить сепаратистское движение. Понятно, что политически мотивированным санкциям места в упомянутом торговом договоре не было.

Во-вторых, Китай по условиям договоренности обязался увеличить закупки американских товаров в 2020 г. и в 2021 г. на $200 млрд ежегодно против уровня 2017 г. Вашингтон явно нарушил свою декларируемую приверженность принципу свободной торговли, настояв на включении в документ данного пункта. Правительство Китая, которое Америка постоянно обвиняла во вмешательстве во внутреннюю экономическую деятельность в стране, теперь должно было энергично влезать и во внешнюю. Но этого не произошло. То ли потому, что КНР не смогла из-за ковида, или потому что не захотела на фоне неудовлетворительной политической конъюнктуры резко увеличивать импорт из США. Импорт, конечно, вырос, но всего лишь на десятую долю того, что планировалось. Силовые методы в отношении Китая на сей раз не сработали.

В-третьих, эксперты сходятся во мнении, что от торговой войны, начатой зимой 2018 г., пострадали оба участника, в равной степени или нет, вопрос иной. В последние два доковидных года американские пошлины на китайский импорт выросли с 3% до 19%, китайские тарифы на экспорт из Америки увеличились с 8% до 21%. По некоторым подсчетам, американская экономика пострадала от репрессалий больше, чем китайская: торговые пошлины в отношении к ВВП США были большими, чем в 1930 г. после принятия достопамятного протекционистского закона Смута-Хоули, внесшего большой вклад в обрушение международной торговли и углубление Великой депрессии. К счастью, мировая экономика в конце второго десятилетия XXI века находилась в куда лучшем состоянии, чем тогда, и катастрофических последствий тарифы не имели.

Американские импортеры были слишком сильно завязаны на поставщиков в Китае, быстро найти им замену в странах, не попавших под санкции, оказалось очень трудно, поэтому требовать от китайцев понизить цены в ответ на пошлины американцы не могли. То, что стоимость китайских товаров в США долго не менялась после повышения тарифов, свидетельствует, что импортеры на первых порах взяли на себя все издержки, и их прибыли в результате понизились. Однако долго такое продолжаться не могло, в конце концов импортеры были вынуждены поднять цены на китайскую продукцию, и удорожание импорта тоже сыграло определенную роль в наблюдаемом ныне ускорении инфляции. Впрочем, роль небольшую в сравнении с куда более важными факторами, такими как дефицит микропроцессоров и сбои в глобальных сбытовых цепочках, приведшие, среди прочего, к пятикратному увеличению транспортных затрат.

Под влиянием тарифов ввоз в Америку китайской продукции несколько понизился, а вот импорт из Мексики вырос на 20%, а из Вьетнама удвоился. Если при этом китайские экспортеры работают более эффективно, чем мексиканцы или вьетнамцы, то американский потребитель от переориентации импорта только потеряет. А вот выиграют ли Соединенные Штаты в целом от ослабления зависимости от поставщиков в недружественной Поднебесной, тема более сложная.

То, что цены акций американских компаний, торгующих с КНР, пострадали от роста тарифов, не стало ни для кого сюрпризом. Удивляет другое: перемещения производства из Китая в США, увеличения капиталовложений в американскую экономику по следам тарифных мер, вопреки ожиданиям, не произошло. Более того, в том, что касается крупного бизнеса, инвестиции вообще замедлились, а занятость в сфере материального производства уменьшилась на 1,4%. Минусы от удорожания импорта и ответных китайских репрессалий перевесили плюсы протекционистcкой политики, с помощью которой Трамп надеялся защитить американских товаропроизводителей от внешних конкурентов.

Договор от 2020 года, тем не менее, пока что больше жив, чем мертв. На днях стало известно, что Китай после долгих колебаний решил полностью не запрещать отечественным компаниям, работающим в отраслях, которые Пекин считает стратегически важными, размещение акций на биржах за рубежом.

Сюжет:

Санкции

Новости региона

Все новости