«Досье Трампа»: Игорь Данченко обвиняется во лжи ФБР

Слушания в суде пройдут в апреле 2022

В минувший четверг в Вирджинии был арестован россиянин Игорь Данченко, являвшийся главным поставщиком информации для пресловутого «Досье Трампа», составленного в 2016 году бывшим сотрудником MI6 Кристофером Стилом.

Слушания в суде пройдут в апреле 2022
Игорь Данченко. Фото: Facebook.

Обозревательница «Уолл-стрит джорнэл» Кимберли Страссел призвала сейчас переименовать этот компендиум небылиц в «Досье Клинтон», поскольку досье, как выясняется, не только было составлено по заказу избирательного штаба Хиллари Клинтон и Нацкомитета Демпартии, но и включало ряд утверждений, чьим источником был давний сторонник четы Клинтонов.

Марк Скэммел, адвокат 43-летнего пермяка, договорился было с властями о том, чтобы Данченко явился в суд своим ходом, но, по словам прокурора Майкла Кайлти, произошла какая-то «утечка в прессу», и в конце концов его доставили туда под конвоем. Данченко пробыл в суде недолго и был отпущен под залог в 100 тысяч долларов.

Прокуратура не просила, чтобы Данченко окольцевали электронным датчиком, и он ушел без него.

В среду адвокат Данченко заявил судье-магистрату Терезе Бьюкенен, что его клиент не признает себя виновным. Слушания по делу назначены на 18 апреля 2022 года.

Данченко, как и ряду фигурантов «Рашагейта», предъявлены обвинения во лжи ФБР, за которую ему грозит до пяти лет тюрьмы, хотя на моей памяти никто за это близко к тому не получал.

Обвинения состоят из пяти пунктов, которые подробно раскрываются в 39-страничном обвинительном заключении. Как принято в таких документах, кроме Данченко, Трампа, Хиллари и операции ФБР «Ураган перекрестного огня», практически все встречающиеся в нем персонажи, места и названия закодированы, хотя расшифровываются знающими тему людьми с полоборота.

«Гражданин С.К. № 1» — это, конечно, Стил, «Юридическая фирма №1» — это адвокатская контора Perkins Coie, близкая к Демпартии, которая наняла по просьбе штаба Клинтон «Американскую исследовательскую фирму №1» (Fusion GPS). Та, в свою очередь, заказала Стилу собирать компру на Трампа, и т.д.

Трудность, однако, представлял для меня некий «PR-менеджер №1», который, как выясняется, был источником части клубнички, украшающей творение Стила, прежде всего скабрезного эпизода с пятью русскими проститутками, якобы нанятыми Трампом во время его приезда в Москву на конкурс красоты. Наш будущий кормчий будто бы попросил их помочиться на кровать в Президентском номере отеля «Ритц-Карлтон», в которой почивал до этого Барак Обама. ФСБ якобы снимала этот пир для глаз. Журналюги говорят в этой связи о «pee tape».

Я не вхож в узкие круги Демпартии и сам бы не догадался, что этим пиарщиком является пожилой господин по имени Чак Долан, в прошлом исполнительный директор Ассоциации губернаторов-демократов, дважды глава избирательного штаба Билла Клинтона в Вирджинии, советник штаба Джона Керри в 2004 году и давний советник семейства Клинтонов. Он также работал несколько лет в России и знал кучу тамошних деятелей. В последние годы Долан работает старшим вице-президентом известных PR-фирм Ketchum, Prism and Kglobal.

Если верить обвинительному заключению, представленному в федеральный суд Восточного округа Вирджинии, часть «компромата» на Трампа, который добывал для англичанина Данченко, была почерпнута россиянином от клинтоновского клеврета Долана.    

Чего нет в обвинительном заключении, так это утверждений о том, что Данченко якобы был связан с российской разведкой, которые прежде попадались в прессе. Впрочем, в нем приводится текст следующего имейла Долана о Данченко: «Он слишком молод для КГБ. Но я думаю, что он работал на ФСБ. Он говорил мне, что провел два года в Иране. И когда я с ним познакомился, он знал обо мне больше, чем я сам» (следует иконка с подмигиванием).

ФБР проверяло достоверность досье Стила, быстро вышло на Данченко и несколько раз допрашивало его в 2017 году. На беседе, состоявшейся 15 июня, он зачем-то отрицал, что получил от Долана какой-либо материал для досье Стила, хотя, как говорится в обвиниловке, прекрасно знал, что это не так и что полученная от Долана информация фигурировала в главе досье, датированной 22 августа 2016 года. Отсюда первый пункт обвинения, предъявленного сейчас Данченко.

Остальные пункты обвинения касаются утверждений Данченко по поводу лица, закодированного как «Президент Палаты №1». СМИ тут же расшифровали его как бывшего главу Российско-американской торговой палаты Сергея Миллиана. В ходе допроса, имевшего место 16 марта 2017 года, Данченко заявил, что в конце июля 2016 года ему позвонил господин, который не представился. Как ему показалось, это был Миллиан.

Однако, как заключил спецпрокурор Джон Дюрем, которому Минюст поручил еще при Трампе расследовать генезис «Рашагейта», Данченко сроду с этим человеком не разговаривал, хотя пытался найти к нему подход, но не встретил взаимности.

Данченко снова заявил фэбээровцам 18 мая 2017 года, что у него «было впечатление», будто он беседует по телефону с Миллианом. Это, по словам прокуроров, была ложь № 2, поскольку, опять же, Данченко прекрасно знал, что такого разговора не было.

Он снова повторил то же самое на допросе 24 октября 2017 года. ФБР не отставало от него и опять завело разговор об этом звонке 16 ноября 2017 года. Данченко повторил, что звонок был.

ФБР привязалось к этому разговору не случайно. По словам спецпрокурора Дюрема, именно на нем якобы базировалось то место досье, в котором говорилось о существовании «тщательно разработанного сговора о сотрудничестве между (трампистами. – В.К.) и российским руководством. На стороне Трампа этим заправлял начштаба республиканского кандидата (Пол Манафорт. – В.К.), который использовал в качестве посредника (советника Трампа Картера Пейджа. – В.К.) и других лиц».

Именно на этот пункт досье опиралось ФБР, когда оно четыре раза просило у секретного суда по нацбезопасности позволения на слежку за Пейджем. Поскольку Данченко якобы утверждал, что почерпнул эту информацию из разговора с Миллианом, которого на самом деле не было, то, очевидно, она была высосана из пальца.

В той же главе досье содержалось утверждение, что российские дипломаты в Вашингтоне, Нью-Йорке и Майами платили кибермошенникам в США «за проведение операций против Демократической партии и Хиллари Клинтон». Скептики довольно рано заметили, что в Майами нет российского диппредставительства. Все это не помешало построить на высосанном из пальца досье драму о сговоре, вошедшую в историю как «Рагашейт» и добрых три года доившуюся американскими СМИ. Часть из них получила за этот розыгрыш Пулитцеровские премии, отказаться теперь от которых у них не хватает совести.

Некоторые мои знакомые до сих пор говорят, что искренне уверены в сговоре Трампа с Кремлем, и, хоть кол на голове теши, продолжают с минуты на минуту ждать доказательств оного. Хотя, как напомнил в октябре обозреватель «Вашингтон пост» Эрик Уэмпл, «досье Стила испустило дух в декабре 2019 года». Генинспектор Минюста США Майкл Хоровиц опубликовал тогда подробный рассказ о том, какой вывод сделало ФБР об утверждениях досье Стила, что Россия «годами обхаживала Трампа и помогала ему».

Как говорилось в докладе Хоровица, «Среди прочего, ФБР заключило, что, хотя она соответствовала общеизвестным попыткам России вмешаться в американские выборы 2016 года, большая часть материала о выборах, содержащегося в досье Стила, в том числе утверждения о Дональде Трампе и сотрудниках его штаба, на которые ссылалось (ФБР. – В.К.), подавая заявления по поводу Картера Пейджа (в суд по нацбезопасности. – В.К.), не могла быть подтверждена; что некоторые утверждения не соответствовали действительности или информации, собранной следственной бригадой «Урагана перекрестного огня», и что большая честь ограниченной информации, которая могла быть подтверждена по времени, месту и названию, содержалась в открытых источниках».

Пока из создателей «Досье Клинтон» привлечен к уголовной ответственности один лишь Данченко. Долан, который, судя по обвиниловке россиянина, допрашивался ФБР, очевидно, говорил правду, поскольку не привлечен за ложь.

Стил давно не появлялся в США, возможно, опасаясь повесток, и ведуший Эй-би-си Джордж Стефанопулос ездил надавно брать у него интервью в Британию. Стила критиковали за то, что он продолжает настаивать на достоверности большинства утверждений досье, в том числе и по поводу скандальной pee tape.

Бывший директор клинтоновского Белого дома по коммуникациям, компактный Стефанопулос, которого я прозвал в 90-е годы Стефкой, в ответ спросил, почему же тогда русские так и не воспользовались скоромной видеозаписью. Бывший Джеймс Бонд предположил, что нужды пока не было. Действительно: если Трамп оправдал надежды Кремля, то какой смысл топить его в моче?

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №46 от 12 ноября 2021

Заголовок в газете: Арест главного источника «Досье Трампа»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру