«Неправда, это неправда, — возразил Байден. — Они не будут теми же. Тогда был парень по имени Усама бен Ладен, он был жив и здоров. Они были отлично организованы и получали значительную помощь других стран мира. Мы пошли туда по двум причинам, Джордж. Первая — захватить бен Ладена, вторая — ликвидировать »Аль-Каиду« в Афганистане. Мы это сделали. Что произошло потом? Вместо того, чтобы оставить там небольшие контртеррористические силы, чтобы не дать »Аль-Каиде« возродиться, мы решили ввязаться в государственное строительство. Это никогда не имело смысла для меня».
Но факт остается фактом: США вторглись в Афганистан потому, что правительство талибов отказалось выдать бен Ладена и ликвидировать базы «Аль-Каиды» на своей территории. Спустя 20 лет «Талибан» снова пришел к власти, и нет никаких гарантий, что он опять не станет базой террористов. Нет сомнений, что президент Байден торопился закончить эвакуацию, чтобы 11 сентября отрапортовать об успешном завершении миссии. Его советники были убеждены и убедили президента в том, что талибы еще минимум полгода не придут к власти и что все закончится национальным примирением и формированием коалиционного правительства. На днях «Талибан» объявил состав своего временного правительства. Все до одного его члены — талибы. Члены прежнего руководства или покинули страну, или скрываются, или находятся под домашним арестом. Судя по опросам, почти две трети американцев считают, что США не достигли своих целей в Афганистане.
3 сентября Джо Байден подписал указ, которым поручил Министерству юстиции и другим имеющим отношение к делу ведомствам провести обзор документов и отобрать те, которые можно рассекретить без ущербра для национальной безопасности. На эту процедуру президент дал своим подчиненным полгода.
Это никак не устраивает родственников жертв 11 сентября, спасателей и лиц, выживших при терактах. Они считают, что президент нарушил свое предвыборное обещание рассекретить связанные с атакой документы. Они опубликовали на днях заявление, в котором просят президента Байдена воздержаться от участия в траурных мероприятиях по случаю круглой годовщины. Под заявлением почти 1800 подписей. Эти люди уверены, что в засекреченных материалах содержатся доказательства причастности Саудовской Аравии к нападению на США.
К 20-й годовщине терактов телекомпания HBO приурочила показ документального сериала Спайка Ли «Эпицентры Нью-Йорка: 9/11-2021½». Картина посвящена двум бедствиям, постигшим город: террористическому нападению и пандемии коронавируса. Свою задачу автор видел в том, чтобы представить как можно больше свидетельств. Он сделал более двухсот интервью. Общая продолжительность картины — восемь часов.
Рецензент Variety называет фильм «потрясающим», хотя и неровным, слишком зацикленным в своей первой, ковидной половине на вине Дональда Трампа. «Хаотичность и блеск Спайка Ли» — так называется рецензия New Yorker. Критик отдает должное профессионализму режиссера, но, как и его коллега из Variety, упрекает его в пропаганде уже опровергнутой конспирологии.
Дело в том, что в последней, восьмой части своего сериала, которую покажут 11 сентября, Спайк Ли дает слово представителям организации «Архитекторы и инженеры за правду об 11 сентября». Эти представители утверждают, что башни-близнецы не могли разрушиться в результате самолетного тарана. Они придерживаются теории «управляемого сноса». Кому и зачем этот снос понадобился? На эту тему они не распространяются.
Столкнувшись с критикой, Спайк Ли решил избавиться от скользких вопросов. Он разослал СМИ сообщение: «Я возвращаюсь в монтажную и пересматриваю восьмой — и последний — эпизод »Эпицентров«. Почтительно прошу придержать свои мнения до тех пор, пока не увидите окончательный вариант». Сокращенная версия эпизода на полчаса короче первоначальной. Тем не менее в интервью New York Times Ли говорит, что у него «имеются вопросы» и он будет считать свою цель достигнутой, если результатом показа картины станут слушания в Конгрессе.
Тем временем на американской военной базе в заливе Гуантанамо на Кубе начинается последний акт трагедии 11 сентября. Через два десятилетия после терактов перед судом наконец предстанет их непосредственный организатор Халид Шейх Мохаммед. Его поймали в марте 2003 года в Равалпинди (Пакистан). Держали в секретных тюрьмах ЦРУ сначала в Польше, затем в Румынии. 183 раза применяли к нему пытку водой. Под пыткой он дал ложные показания на невиновных людей. С 2006 года его содержат в тюрьме в заливе Гуантанамо. Там он признался (не под пыткой, а в ходе обычного допроса), что был организатором 11 сентября, а затем и в том, что лично отрезал голову журналисту Wall Street Journal Ричарду Перлу.
Суд над ним и четырьмя его сообщниками начался еще в мае 2012 года. Однако далеко судебное следствие не продвинулось. Были проведены лишь предварительные слушания. Заседания то и дело откладывались ввиду сложного процессуального характера дела. В июле 2019 года The Wall Street Journal сообщила, что Мохаммед готов «помочь жертвам терактов в их иске против Саудовской Аравии», если обвинение не будет требовать для него смертной казни. Начались новые проволочки. В августе 2019-го была назначена дата рассмотрения дела по существу — 11 января 2021 года. Но суд опять был отложен — из-за пандемии коронавируса.
Понятно, что защита будет напирать на пытки. Адвокат одного из подсудимых, племянника Мохаммеда Аммара аль-Балуши, выразился так: «Если 15 лет бессрочного заключения в Гуантанамо чему-то нас научили, так это тому, что правосудие для Америки не может сосуществовать с отказом от американских ценностей».
Халид Шейх Мохаммед гордится своим участием в терактах 11 сентября и считает Америку «страной угнетения и тирании», а ее президента — «головой змеи», о чем он сообщил в послании Бараку Обаме в 2015 году. Письмо пролежало неотправленным несколько месяцев и достигло Белого дома, когда адресат оттуда уже съехал.
В тюрьме на базе Гуантанамо-Бей остаются 39 заключенных. По подсчетам NYT, содержание каждого из них обходится правительству США в 13 миллионов долларов в год. Единственный узник берлинской тюрьмы Шпандау, немецкий военный преступник Рудольф Гесс стоил союзникам в 1985 году полтора миллиона долларов. В тюрьме максимально строгого режима в Колорадо, где содержатся особо опасные преступники, на каждого уходит 70 тысяч в год.