Иран пытался похитить журналистку в Бруклине

Байден все равно ведет с ним переговоры

Федеральная прокуратура Южного округа Нью-Йорка объявила о привлечении к суду четырех иранских граждан по обвинению в преступном сговоре с целью похищения живущей в Бруклине журналистки, писательницы и правозащитницы Масумех «Масих» Алинеджад и насильственной доставки ее в Иран. Все четверо находятся в Иране и объявлены в розыск.

Байден все равно ведет с ним переговоры
Масумех Алинеджад. Фото: wikipedia.org.

Арестована лишь их подельница, проживающая в Калифорнии и обвиняемая не в причастности к подготовке похищения, а в противоправной помощи другим фигурантам.

44-летняя Алинеджад родилась в Иране, но покинула его около 10 лет назад из-за политических преследований и получила американское гражданство.    

Она работает ведущей и продюсером персидской службы «Голоса Америки» и корреспондентом персидской редакции радио «Свобода». Алинеджад известна как борец за права иранских женщин, в частности, за право не носить хиджаб. Она ярая противница ядерной сделки, заключенной с Тегераном президентом Бараком Обамой и расторгнутой Дональдом Трампом. Раскрытие готовившегося похищения Алинеджад на территории США не помешало Джо Байдену продолжать переговоры с Ираном о реанимировании ядерной сделки.

Подробности подготовки к похищению журналистки содержатся в пространном обвинительном документе, рассекреченном на минувшей неделе. В его преамбуле говорится, что в последние годы власти Исламской республики Иран преследуют не только внутренних диссидентов, но и иранских инакомыслящих, живущих за границей. Спецслужбы режима пытаются похитить их и отвезти в Иран на расправу. Эта тактика особенно активизировалась в последние два года.

Поскольку в документах этого типа по имени называются лишь обвиняемые, Алинеджад фигурирует в нем как «Жертва №1». Она, однако, подтвердила журналистам, что речь идет именно о ней.

В 2018 году иранские власти пытались убедить родственников Алинеджад, оставшихся на родине, выманить ее в какую-то третью страну, очевидно, с целью похищения. Родным изгнанницы предлагались деньги, но те ответили отказом.

В сентябре 2019 года в Иране были арестованы трое родственников Алинеджад, в том числе ее брат Алиреза, приговоренный впоследствии к 8 годам тюрьмы за преступления против национальной безопасности Ирана. Спецпредставитель США по Ирану Брайан Хук заявил, что единственным преступлением Алирезы было «наличие сестры, осмелившейся выступить против коррумпированного режима».

Если верить обвинительному заключению, иранские власти замышляли похитить Алинеджад на американской территории как минимум с июня прошлого года. С тех пор иранские агенты неоднократно обращались к американским частным сыщикам для слежки за Жертвой №1, фотографирования и видеосъемки ее и членов ее семьи, включающей мужа и сына. Иранцы расплачивались с сыщиками деньгами, незаконно переведенными в США, и поэтому обвиняются также в отмывании оных.

Руководил операцией 50-летний Алиреза Шахвароги Фарахани, тезка брата Жертвы №1 и почти однофамилец вождя американской «Нации ислама» юдофоба Луиса Фаррахана. Фарахани, который входит в квартет фигурантов, привлеченных заочно, является единственным из них кадровым сотрудником иранской разведки. Он руководит сетью ее внештатных агентов, включающей трио остальных обвиняемых в попытке хищения журналистки. Это 42-летний Махмуд Хазейн, 35-летний Кия Садеги и 45-летний Омид Нури. Все четверо живут в Иране и пока недоступны американской Фемиде.

Пятая обвиняемая – это 46-летняя калифорнийка Нилоуфар Бахадорифар, работающая в универмаге, где ее знают как Нелли. В числе прочего она обвиняется в «структурировании», то есть в намеренных операциях с наличностью, чья сумма чуть меньше 10 тысяч долларов и поэтому не должна сообщаться Минфину. Лишь за эту уловку Нелли теоретически грозят две пятилетки.

По словам прокуроров, она клала наличные на свой банковский счет примерно 98 раз, всегда суммами менее 10 тысяч. В общей сложности она депонировала таким образом 444 тысячи долларов.

Прокуратура ознакомилась с содержимым некоего электронного устройства, принадлежащего Фарахани, и наткнулась на фотографию, изображающую Алинеджад в обществе иранцев Рухоллы Зама и Джамшида Шармахда. Надпись на фарси гласит: «Сборище постепенно увеличивается... Вы приедете или нам приехать за вами?».

Иранская сигуранца, как я погляжу, горазда выражаться зловеще. Зам и Шармахд были иранскими диссидентами, публично критиковавшими режим. Я употребил прошедшее время, потому что Зама, жившего во Франции, в октябре 2019 года выманили за границу, где его скрутила иранская спецслужба, которая отвезла его на родину, где он был казнен.

В июле прошлого года Шармахда, проживавшего в США с гринкартой, тоже выманили за кордон, где его тоже похитила иранская разведка. Он сидит в застенке на родине, чей щит и меч сосредоточился после этого на Алинеджад, соседствовавшей с горемычными на фотографии, которую носил с собой Фарахани.

В августе прошлого года по иранскому гостелевидению выступил Махмуд Алави, глава Министерства разведки и безопасности, который публично признался в том, что Шармахда похитили его люди, и охарактеризовал случившееся как «сложную операцию, нанесшую удар по диссидентам». Одновременно Алави подтвердил, что в 2015 году его ведомство умертвило другого диссидента в Нидерландах.

Агентурная сеть, которую возглавляет Фарахани, также пасла соотечественников в Канаде, Британии и ОАЭ. Начиная по крайней мере в июне 2020 года, она под выдуманным предлогом заручилась услугами частных сыщиков в Канаде, чтобы разыскать Жертв №2, №3 и №4 и вести за ними наружное наблюдение. Предлог заключался в том, что некоему ближневосточному кредитору требуется найти своих несостоятельных должников, сфотографировать их и собрать информацию об их родных, занятиях и авуарах.

Тот же предлог использовался при найме частных сыщиков, которым иранцы заказали ходить за Алинеджад и ее родными.

Махмуд Хазейн руководит группой компаний, которые импортируют в Иран судовую, строительную и сельскохозяйственную технику, и занимает ряд руководящих постов в иранском госаппарате. По американским данным, он сотрудничает с разведкой с 2014 года.

Он собирал информацию о бруклинской резиденции Жертвы №1, изучал маршруты от нее к бруклинским пристаням и дальше к Латинской Америке, где иранцы планировали привезти похищенную журналистку в Венесуэлу. Поскольку эта страна поддерживает сердечные отношения с Тегераном, идея была в том, чтобы доставить Алинеджад оттуда в иранскую темницу.

Подыскивая транспортное средство для операции, иранцы связались с компанией, у которой имеются глиссеры военного типа.

Другой обвиняемый, Кия Садеги, находил в Интернете частных сыщиков и нанимал их в США, Канаде и Британии, где живет Жертва №5. Предлог был обычный: Садеги говорил, что представляет дубайскую компанию, разыскивающую своих должников или растратчиков. Отвечая за связь с сыщиками, он получал сделанные ими снимки и видеозаписи и платил им за работу. Иногда он торговался, объясняя, что его обманутый клиент тратит кучу денег на адвокатов и сильно поиздержался.

В июне 2020 года он начал с того, что разыскал в Интернете адрес Алинеджад, тогда как Хазейн воспользовался сайтом риелторской фирмы и обзавелся скриншотами снимков дома Жертвы №1 и окрестных улиц. 14 июля прошлого года Садеги связался с манхэттенским частным детективом, чьи координаты он нашел в сети, и выяснил его таксу. Он сказал, что его дубайскому заказчику требуются высококачественные фотографии дома, в котором проживает объект, и его машин.

Так началась операция, длившаяся по крайней мере до 1 июля, когда в Калифорнии была без шума арестована «Нелли» Бахадорифар. Ее подельники сидят в Иране и грезят о венесуэльских пляжах.

«Все это показывает, что они не боятся Америки, - заметила Алинеджад в интервью «Нью-Йорк таймс». – Они боятся меня».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №30 от 23 июля 2021

Заголовок в газете: Иран пытался похитить журналистку в Бруклине

Новости региона

Все новости