Администрацию Трампа обвиняют в слежке

Борьбу с утечками вели все последние президенты

Дональд Трамп практически исчез со сцены 20 января, но водевили о нем продолжают ставиться Сопротивлением и по сей день.

Борьбу с утечками вели все последние президенты
Фото: Unsplash.

«Нью-Йорк таймс» сообщила, что, пытаясь выявить людей, которые безудержно сливали в СМИ секреты администрации Трампа, его Минюст в 2018 году затребовал у «Эппла» и «Майкрософта» повесткой метаданные о журналистах той же «Таймс», «Вашингтон пост» и Си-эн-эн, по крайней мере об одном сотруднике Конгресса и, last but not least, конгрессменах-демократах Адаме Шиффе и Эрике Сволвелле.

В пятницу «Эппл» заявил, что повестка, выданная федеральным большим жюри, поступила к нему 6 февраля 2018 года. Она требовала, чтобы корпорация предоставила метаданные по 73 телефонным номерам и 36 электронным адресам. Метаданные не включают записи разговоров, а ограничиваются временем их начала и конца, протяженностью и номерами обеих сторон. Не включают они и текста имейлов. Трамповский Минюст не сообщил корпорации о том, для какого расследования ему потребовалась искомая информация, а сама Apple определить это была не в состоянии, заявил ее представитель Фред Сайнз.

Обычно «Эппл» не предоставляет запрошенные властями данные без борьбы, но в данном случае он был обязан повиноваться официальной повестке безропотно. Корпорация также обычно извещает своих клиентов о полученных ею запросах, но в данном случае специальное решение суда (gag order) принудило ее хранить молчание. Оно действует в течение года и три раза продлевалось. В четвертый раз его не продлили, и оно истекло 5 мая, когда «Эппл» наконец известил объекты слежки о том, что их метадата интересовала Минюст.

Сообщение о том, что прокуроры затребовали при Трампе метаданные репортеров и конгрессменов, вызвало обычную бурю проклятий в его адрес и призывы демократов вызвать на ковер трамповских министров юстиции Джеффа Сешнса и Билла Барра, которые заявили, что не имели понятия об этих запросах своего ведомства. Демократы им не поверили, хотя вполне возможно, что нижестоящие прокуроры действовали без ведома министров. Как мы увидим, попытки выявить источники утечки делались при всех президентах, а при Бараке Обаме приобрели вообще беспрецедентный масштаб, до которого Трампу было не доплюнуть.

Спикер Палаты представителей Нэнси Пелоси не могла отказать себе в удовольствии лягнуть Трампа еще раз и заявила, что содеянное им превосходит даже зверства Ричарда Никсона, до сих пор являвшегося у демократов эталоном злоупотребления властью. По ее словам, выходки трамповского Минюста «подрывали законоправие» и «соотношение сил между исполнительной и законодательной властью».

Старая карга не смогла произнести «метаданные», но быстро нашлась и заменила этот термин более легким словосочетанием data mining (информационная проходка, просев информации, извлечение информации из массива данных), браво.

Карандашная шейка Шифф, самозабвенно лгавший, что у него имеются доказательства случки Трампа с Кремлем, но так их и не предъявивший, и Сволвелл, одно время гулявший с китайской шпионкой, состоят в комитете палаты по разведке, откуда явно сливалась в СМИ большая доля закрытой информации, вредившей Трампу. Слежка за членами Конгресса не запрещена, но требует санкции одного из замов главы Минюста.

В любом случае Конституция США представляет членам Конгресса иммунитет от судебного преследования за действия, совершенные в ходе выполнения ими служебных обязанностей. В 1971 году сенатор Майк Грэвел напечатал в официальном издании «Конгрешенал рекорд» сверхсекретные документы о Вьетнамской войне, известные как «Документы Пентагона». Им занялось большое жюри, но его так и не привлекли.

В 1917 году администрация Вудро Вильсона привлекла по Закону о шпионаже бывшего конгрессмена Виктора Бергера, выпускавшего газету «Милуоки лидер», которая агитировала против участия США в Первой мировой войне. Бергера осудили, но приговор был отменен по формальным причинам и в 1922 году он снова избрался в Конгресс.

Что до прессы, то здесь борьбу с утечками вели все последние президенты. Линдон Джонсон не выносил утечек и мнил себя ухватистым охотником на их источники. Он поручил телефонисткам Белого дома и диспетчерам его гаража доносить ему, с кем разговаривали его помощники и куда они ездили. Назначенный им борец с утечками Марвин Уотсон даже пытался построить барьер, который мешал бы репортерам сноситься с сотрудниками администрации, работавшими в Западном крыле Белого дома, но в этом начинании не преуспел.

Генри Киссинджер не выносил утечки не меньше, чем Никсон, у которого он был советником по нацбезопасности. Киссинджер приложил руку к прослушке разговоров своего помощника Мортона Халперина, которого он подозревал в сливе секретов в прессу. Халперин подал на него в суд и добился извинений (да и то весьма сдержанных) лишь в 1991 году.

Созданная помощниками Никсона группа бывших силовиков, известных как «водопроводчики», должна была выявлять источники утечек и породила Уотергейтский скандал.

Порученцы Джона Сунуну, который работал завканцелярией у Буша-старшего, каждое утро изучали газеты и пытались вычислить, кому принадлежали анонимные цитаты. Сунуну лично выговаривал заподозренным сотрудникам администрации.

В начале правления Буша-младшего журналисты сетовали, что его команда сливает им слишком мало информации. Помогла распря между Госдепом и Пентагоном. Тогдашний министр обороны Дональд Рамсфелд писал в своих мемуарах, что сотрудники Госдепа сливали информацию столь обильно, что ему пришлось заявить госсекретарю Колину Пауэллу: «Колин, так продолжаться не может». Рамсфелд жаловался, что замгоссекретаря Ричард Армитидж «опять сливает прессе свою версию событий».

Пауэлл обещал разобраться, но вместо этого нанес ответный удар, обвинив в утечках рамсфелдовского заместителя Пола Вулфовица.

Избирательный штаб Обамы был в 2008 году «свободен от утечек», хвастался его помощник Дэн Файфер. Это не помешало администрации Обамы следить за корреспондентом «Фокса» Джеймсом Розеном, которого она пыталась привлечь за шпионаж, а в 2013 году затребовать информацию по служебным и частным телефонам 20 корреспондентов агентства АП.

Как писало АП, «администрация Обамы использовала Закон 1917 года о шпионаже с беспрецедентным усердием и привлекла по нему за утечку конфиденциальной информации больше народа, чем все предшествующие администрации, вместе взятые».

В свете изложенного выше робкие попытки трампистов выявить источники утечек кажутся детским садом, а возмущение Пелоси – не совсем искренним. Но замминистра юстиции Лиза Монако, которая в прошлом представляла обвинение на нескольких «русских» процессах в Нью-Йорке, попросила генинспектора Минюста Майкла Хоровица разобраться в этом деле, а администрация Байдена торжественно поклялась за журналистами никогда не следить.

Не удивлюсь, если она сдержит слово, потому что журналисты, допущенные к телу нынешней администрации, вряд ли будут ей вредить. Они любят ее.

Сюжет:

Санкции

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №25 от 18 июня 2021

Заголовок в газете: На сцене – еще один скандал администрации Трампа

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру