В США рассекречен документ, доказывающий, что "Досье Трампа" высосано из пальца

ФБР быстро это поняло, но молчало

В США рассекречен документ, в очередной раз доказывающий, что пресловутое «Досье Трампа», служившее основой «Рашагейта», состояло из слухов и домыслов, практически все из которых так и не смогло подтвердить ФБР.

ФБР быстро это поняло, но молчало

Рассекречена стенограмма показаний, которые дал в октябре за закрытыми дверями юридическому комитету Сената США старший аналитик ФБР, чья фамилия вымарана даже из рассекреченной версии стенограммы. Однако сотрудники Конгресса, пожелавшие остаться безымянными, сообщили, что этого аналитика зовут Брайан Отен и что он был прикомандирован к следственной бригаде ФБР, которая занималась Рашагейтом в рамках операции «Ураган перекрестного огня», разрабатывавшей окружение Дональда Трампа с целью выявления доказательств его сговора с Кремлем.

Отен, работающий в ФБР 15 лет и считающийся экспертом по России, показал в октябре под присягой, что ни он сам, ни работавшая под его началом группа следователей не смогли подтвердить практически ни одно из утверждений, содержавшихся в «Досье», которое было составлено бывшим резидентом британской разведки в Москве Кристофером Стилом по заказу предвыборного штаба Хиллари Клинтон и Нацкомитета Демпартии США.

Притом Отен и его команда знали уже в январе 2017 года, что документ, являвшийся краеугольным камнем всего «Рашагейта», был построен на соплях. Тем не менее операция «Ураган перекрестного огня» продолжала идти своим чередом. Вымыслы из «Досье» по-прежнему использовались для того, чтобы получать у секретного вашингтонского суда ордера на прослушку разговоров второстепенного трамповского советника по внешней политике Картера Пейджа, который действительно состоял в сговоре со спецслужбами, но с американскими, информируя их о своих поездках в Россию.

Сейчас Пейдж судит ФБР, Отена и ряд других участников «Урагана». Он требует возмещения ущерба в сумме 75 млн долларов.

Поскольку ходатайства в секретный суд, собирающийся в комнате без окон и санкционирующий слежку за гражданами США, должны подаваться под присягой, Отену и его коллегам теоретически могло грозить уголовное преследование, недаром они обсуждали покупку страховки на такой случай.

Пока же 52-летний Отен продолжает работать в ФБР, хотя, как утверждают, счел нужным нанять одного из виднейших вашингтонских адвокатов. Бывшие сотрудники спецслужб говорят, что его наверняка разрабатывает спецпрокурор Джон Дюрем, назначенный еще Трампом для расследования генезиса «Рашагейта» и пока не уволенный Джо Байденом.

Пока Дюрем успел добиться осуждения лишь одного участника «Урагана», юриста Кевина Клайнсмита, привлеченного за фальсификацию при подаче прошения об одном из ордеров на слежку за Пейджем.

В октябре прошлого года Отен заявил в Сенате то, что утаивал от секретного суда, а именно что «утверждения и действия, описанные в «Досье Трампа», не нашли подтверждения». Отен подытожил свои многолетние попытки проверить достоверность «Досье», заметив, что его команда сумела подтвердить в нем лишь информацию, которая была известна из прессы, например имена лиц, упоминавшихся в нем, их организации и занимаемые ими должности.

Его подчиненные проверяли «Досье» усердно и летали за границу, чтобы побеседовать с его составителем Стилом и другими источниками. Они не только не сумели подтвердить содержащуюся в нем информацию, но часто сумели ее начисто опровергнуть. В частности, они установили, что бывший трамповский адвокат Майкл Коэн не летал летом 2016 года в Прагу на тайную встречу с эмиссарами Кремля для обсуждения фальсификации американских выборов, как утверждалось в «Досье», и вообще никогда не был в Чехии.

Тем не менее ни Отен, ни его соратники по «Урагану перекрестного огня» (которые называли «Досье» «материалами Короны», имея в виду не коронавирус, тогда еще не выведенный в Ухане, а Соединенное Королевство, как будто речь шла о надежных британских разведданных) ни разу не поставили секретный суд в известность, что на самом деле откровения Стила не стоили ломаного гроша.

Отен лично беседовал не только со Стилом и его бывшими коллегами из британской разведки, но и с его «главным субисточником» Игорем Данченко, который раньше работал в либеральном Брукингском институте и проживал в США, хотя характеризуется в «Досье» как источник в России. Как пишет автор журналистских исследований Пол Сперри, значительная часть клубнички, содержащейся в «Досье», поступила от Данченко, который почерпнул ее из пьяных разговоров с приятелями и со своей бывшей герлфренд.

«Главный субисточник» заявлял, что Стил вставил в досье много недостоверных утверждений, почерпнутых не у Данченко, но Отен скрыл от секретного суда то, что Данченко эти утверждения дезавуировал.

По словам Сперри, когда высокопоставленный юрист Минюста США не пропустил прошение команды «Урагана» о выдаче очередного ордера на прослушку Пейджа, Отен спас положение, сообщив юрисконсультам ФБР, что, согласно «Досье», Пейдж встретился с Игорем Дивейкиным, главой аппарата Госдумы, «связанным с Кремлем». Отен надеялся, что эта встреча (которую Пейдж отрицал в разговоре с подосланным к нему тайным осведомителем ФБР) убедит начальство в необходимости добиваться еще одного ордера на слежку за Пейджем. Уловка сработала.

Как явствует из его показаний в Сенате, Отен признался, что единственным источником данных о встрече объекта с Дивейкиным было «Досье», которое сам же Отен нашел недостоверным.

Новости региона

Все новости

Популярно в соцсетях