Евросоюз, ВОЗ и власти отдельных стран все чаще призывают Америку поделиться дозами вакцины против COVID-19 с остальным миром. Эти требования стали звучать громче после того, как администрация Байдена объявила о дополнительной закупке 100 миллионов доз вакцины Johnson & Johnson. Американские власти закупили вакцины Moderna, Pfizer и Johnson & Johnson в количестве, достаточном для иммунизации 500 миллионов человек, – это почти вдвое больше, чем все взрослое население страны. Белый дом также владеет правами на 100 миллионов доз вакцины AstraZeneca. Эта вакцина пока не одобрена в США, но разрешена к применению в других странах мира, поэтому компания AstraZeneca обратилась к США с просьбой «внимательно рассмотреть» вопрос о передаче вакцины в другие места. Администрация Белого дома, в свою очередь, заявила, что закупка дополнительных доз – это часть плана «чрезмерной подготовки» на случай, если новые штаммы COVID-19 или ослабление иммунитета потребуют ревакцинации, а также в качестве страховки от потенциальных сбоев в производстве.
Кампания по вакцинации в Европе признана практически провальной. 24 страны приостановили вакцинацию препаратом AstraZeneca из-за того, что у некоторых привившихся начались проблемы со свертываемостью крови, несколько человек скончались от тромбоза и эмболии легочной артерии. Такое решение приняли власти Австрии, Болгарии, Дании, Эстонии, Кипра, Латвии, Литвы, Люксембурга, Ирландии, Исландии, Испании, Италии, Нидерландов, Норвегии, Румынии, Португалии, Словении, Франции и Германии. В Италии и вовсе завели дело по факту непредумышленного убийства в связи со смертью 57-летнего учителя музыки через несколько часов после вакцинации. Использование препарата будет запрещено до завершения расследования возможных побочных эффектов Европейским агентством по лекарственным средствам (EMA). В ходе этого расследования планируется выяснить, связаны ли случаи тромбоза с прививкой. По данным Европейского агентства по лекарственным средствам (EMA), на территории ЕС было зафиксировано около 30 случаев тромбоза на 3 миллиона привившихся AstraZeneca.
Пока идет расследование, в EMA заняли позицию «ни нашим, ни вашим». Как заявила 16 марта исполнительный директор агентства Эмер Кук, преимущества от использования препарата в любом случае перевешивают риски, но принятие решений о том, использовать вакцину или нет, остается «прерогативой каждого конкретного государства».
В EMA немного лукавят: других вакцин в Европе практически нет. Согласно договору, до конца 2021 года Pfizer должна доставить не менее 500 миллионов доз, а Moderna - 360 миллионов, с возможностью запросить еще дополнительные дозы. Но крупнейшим поставщиком вакцин в Европе пока остается AstraZeneca. В ЕС кивают на то, что другие производители не хотят брать на себя ответственность в случае, если их вакцины не срабатывают или вызывают серьезные побочные эффекты. В США производители вакцин не несут ответственность в соответствии с Законом о PREP от 2005 года, направленным на ускорение доступа к лекарствам во время чрезвычайных ситуаций в области здравоохранения. Это означает, что люди не могут подавать в суд на компании, исключением являются случаи доказанного «умышленного неправомерного поведения». Фармацевтические компании добиваются аналогичного освобождения от ответственности в переговорах с другими странами, но пока полной договоренности с Европой не достигнуто. На самом деле AstraZeneca тоже не берет на себя никакой ответственности – компания заключила конфиденциальный договор, согласно которому власти стран Европы будут оплачивать претензии из-за побочных эффектов.
Ларчик открывался просто: цена. Эта конфиденциальная информация стала известна после публикации в соцсетях госсекретаря Бельгии по бюджету (потом прайс-лист был удален). Согласно опубликованному скриншоту, цена за дозу AstraZeneca - 1,78 евро, Johnson & Johnson - $8,50, BioNTech/Pfizer - 12 евро, Moderna - $18. Учитывая, что вакцины состоят из двух уколов, естественно, что власти отдали предпочтение более дешевым.
За пределами Европы применение препарата приостановили Индонезия, ДР Конго, Таиланд и Южная Африка. Конечно, при такой нехватке вакцин говорить об иммунизации в мировом масштабе не приходится. Январский прогноз Economist Intelligence Unit показал, что страны со средним уровнем дохода, вероятно, массово вакцинируют свое население к концу 2022 года, но 84 из беднейших стран мира вряд ли завершат кампании массовой вакцинации как минимум до 2024 года и могут никогда не достичь коллективного иммунитета. А это открывает возможность для появления новых, более опасных мутаций коронавируса.