Перспективы иммиграционной амнистии для нелегалов

Комментарии адвоката

Президент Джо Байден представил в Конгресс законопроект по реформе иммиграционной системы. Ожиданий, связанных с этой реформой, довольно много, а слухов – еще больше.

Комментарии адвоката
Фото: Facebook / WhiteHouse.

Судя по восторженным комментариям сторонников позиции «пускать всех», действительно в страну пустят всех желающих. На форумах судачат о том, как каждый нелегал получит свой кусочек манны небесной. Что же на самом деле? О том, что законопроект означает для тех, кто находится в стране в ожидании рассмотрения своих дел или пребывает нелегально, нашей газете рассказала иммиграционный юрист Наталия Полухтин.

- На самом деле «путь к гражданству для нелегалов», как его называют, – это меньше, чем одна пятая всего массивного законопроекта, который состоит из 357 страниц. В первую очередь необходимо понимать, что это всего лишь проект реформы, который станет предметом обсуждения, возможных изменений и голосования Конгресса. В настоящее время нельзя предсказать, в каком объеме этот проект будет реализован.

Объявленная предполагаемая иммиграционная амнистия по общим расчетам затронет около 11 миллионов человек. Конечно, это немало в масштабах страны, однако надо учесть, что не все, кто хотят претендовать на амнистию, действительно имеют на нее право. Во-первых, амнистия коснется только тех, кто пребывает в нелегальном статусе по состоянию на 1 января 2021 года. Неважно, сколько лет вы были нелегалом, главное – вы должны были приехать в страну до этого срока. На тех, кто приехал и остался нелегально в США после 1 января, амнистия не распространяется.

Дальше исключаются все, у кого есть те или иные препятствия к получению законного статуса. Например, если у вас были уголовные или другие правонарушения, даже такие незначительные, как вождение в пьяном виде – это уже основание для отказа в амнистии. Если нелегал пользовался общественными бенефитами (например, получал бесплатную медицинскую страховку, на которую не имел права, или по сфальсифицированным документам участвовал в программе доступного государственного жилья) – это тоже нарушение, которое влечет за собой автоматическую дисквалификацию.

Кроме того, каждую петицию будут внимательно изучать на предмет того, насколько человек, ее подавший, ценен для Америки. Знает ли он английский язык? Имеет ли он хорошее образование? Есть ли у него потенциал зарабатывать деньги? Предложенная программа предоставит потенциальному иммигранту возможность продемонстрировать, что получение им резидентского статуса не противоречит интересам страны.

Скорее всего (если только законодатели не изменят предложенные формулировки проекта), амнистия не коснется тех, кто приехал в США легально (например, как турист или студент) и подал здесь прошение на политическое убежище. Такие люди находятся в статусе ожидания решения по их делу. Законопроект же определенно указывает, что на амнистию могут рассчитывать только те, кто находятся в стране без предварительного разрешения, или авторизации. С точки зрения законодательства люди, которые ждут решения по политубежищу, не являются нелегалами. Многим адвокатам сейчас приходится отвечать на вопрос: как же так, мы честно подали документы и ждем, а нелегалы сейчас получат статус быстрее нас. Их возмущение чисто по-человечески понятно. Но и логика закона ясна. Если эти люди действительно бегут от преследований и в стране прежнего проживания их жизнь под угрозой, то они и так получат статус беженца - они уже находятся в предусмотренном законом процессе получения статуса. Если же они изначально не соответствовали критериям для получения статуса беженца, то у Америки нет мотивации их легализовывать. После отказа в предоставлении статуса эти люди могут отправиться домой, так как не доказали, что им на родине угрожает опасность. Прежними остаются и сроки подачи на убежище – прошение надо представить в разумные сроки. Если человек подал его в течение года своего пребывания в стране, то есть шанс, что решение будет принято на уровне интервью с иммиграционным офицером. Если же он затянул, то, скорее всего, дело будет решаться в иммиграционном суде. Так что закон о беженцах остается прежним, и проект по амнистии таких людей не затрагивает.

Кроме того, не стоит полагать, что «иммиграционная амнистия» предполагает немедленное получение гражданства США или гринкарты. Первой стадией процесса легализации предполагается сделать получение статуса «легального потенциального иммигранта», который даст возможность до шести лет легально проживать и работать в США, но не дает права ни на какие социальные пособия и не разрешает подавать петиции по воссоединению с родственниками. После того, как этот «потенциальный легальный иммигрант» не менее пяти лет из шести разрешенных прожил в Америке, не совершая правонарушений, и исправно платил налоги, он может подать документы на получение статуса постоянного резидента (получить гринкарту). И уже после пяти лет в статусе резидента иммигрант может претендовать на гражданство. То есть весь путь от нелегала до гражданина займет не менее десяти лет.

Одним из условий получения статуса «легального потенциального иммигранта», которое позволит нелегалу легализоваться, является уплата налогов. Процедура такова: сначала нужно указать, сколько времени ты находишься в стране, где ты работал и платил ли налоги. Это очень важный момент, потому что если ты не работал, то на что ты жил все это время? Сидел на шее у налогоплательщиков? Тогда зачем ты нужен Америке? Если человек не может показать, как он себя содержал, то это тоже может быть потенциальной дисквалификацией. Несмотря на то, что 9 марта Департамент национальной безопасности объявил, что отказывается от попыток отстаивать «Закон об общественном обременении» в судебном порядке, это совершенно не означает, что любой иммигрант, злоупотреблявший общественными ресурсами или пользовавшийся не полагающимися ему бенефитами, получает полное прощение. Отмена Public Charge Rule означает лишь то, что структура доказательств потенциальной финансовой состоятельности иммигранта вернется к тем стандартам, которые существовали в праве до 2019 года. То есть, как и было раньше, иммигрант может быть дисквалифицирован по причине незаконного использования федеральных программ социального обеспечения, но теперь от него не будут в обязательном порядке требовать демонстрации наличия кредитного счета, сбережений на счетах, востребованной профессии или других положительных факторов – достаточно заявить о том, что ты не пользовался социальными бенефитами, чтобы тебя сочли «благонадежным». В контексте предложенного проекта амнистии нелегалу предлагается простить годы работы без разрешения, если он согласен возместить все неуплаченные им налоги за годы пребывания в нелегальном статусе.

На самом деле это один из иммиграционных мифов – что нелегалы не имеют права платить налоги. Налоги должны платить все. Нелегалы делают это разными путями. Например, человек мог иметь индивидуальный налоговый номер ITIN (их выдают без проверки легального статуса). Те, кто находится в нелегальном статусе больше 20 лет, могли получить номер социального страхования (SSN), до начала 2000-х его можно было получить достаточно легко и без статуса, дающего разрешение на работу. Нелегал мог подавать налоги совместно с супругом, который находится тут на законных основаниях. Или даже под выдуманным номером социального страхования – и такое тоже бывает! Люди просто придумывают определенный набор цифр, похожий на SSN, и пользуются им. Другое дело, что может вдруг оказаться, что этот случайный набор цифр на самом деле является чьим-то личным номером, и тогда уже нелегалу грозит уголовное дело. Поэтому лучше всего не шутить с налоговой системой, а честно признаться, получить «прощение» и заплатить все налоги. Государству это тоже выгодно: представьте, сколько денег придет в казну от таких прощенных нелегалов.

Законопроект предлагает изменить требования по въезду в страну для нарушителей визового режима. Эта часть проекта касается в основном тех, кто находился в Америке длительное время нелегально, в нарушение статуса, потом покинул страну и каким-то образом смог вернуться (по все еще действующей визе или даже путем незаконного пересечения границы). В настоящее время закон к таким «возвращенцам» суров: даже вступив в брак с американскими гражданами или имея рожденных в Америке детей, эта категория нелегалов не может получить гринкарту, потому что возврат в Америку после долгосрочного нелегального пребывания запускает пожизненный запрет на получение статуса резидента. Законопроект предлагает создание легального механизма, при котором люди даже со значительными иммиграционными нарушениями могут воспользоваться принципом воссоединения семьи.

Еще один пункт законопроекта касается супругов владельцев гринкарты. Теперь их предлагается уравнять в правах с супругами американских граждан. Это означает, что они смогут быстрее получить гринкарту для себя и им не надо выезжать из страны, чтобы подать на визу. Если пара поженилась в США, супруги резидентов смогут ожидать получения статуса постоянного резидента, не покидая страны.

Коснулся законопроект и пожилых людей. Лица от 65 лет и старше при натурализации могут получить разрешение не сдавать экзамен на гражданство на английском языке. Сейчас такое исключение дается только по медицинским показаниям. Конечно, если этот пункт примут, это будет большое облегчение для тех, кто привозит сюда своих пожилых родителей.

Предлагается увеличить квоту на гринкарту по категории EB3 - «непрофессиональные рабочие». Это касается людей без высшего образования, которые могут быть полезны Америке. Сейчас для таких соискателей установлена квота в 40 тысяч виз в год; законопроект предлагает добавить еще 30 тысяч, что существенно расширяет возможности подобных иммигрантов.

Отдельным пунктом следует отметить так называемых «мечтателей» («дримеров»), тех, кого ввезли в страну еще детьми родители-нелегалы. Их около 800 тысяч человек, и они могут сразу подавать прошение на гринкарту, минуя стадию «временного резидента».

Упоминается в законопроекте и про сельскохозяйственных рабочих. Например, если в регионе наблюдается нехватка такой рабочей силы, то работодатель может содействовать им в выдаче статуса резидентов. Такая «сельскохозяйственная амнистия», например, была проведена в 1991 году.

Разумеется, до момента, когда обсуждение проекта в Конгрессе вступит в активную стадию, невозможно предсказать, какие его положения имеют больше шансов на реализацию. Я думаю, что наиболее уверенные позиции имеют те части проекта, которые касаются «дримеров» - нелегалов, привезенных в США в детском возрасте и продемонстрировавших интеграцию в американское общество. Кажется, с момента существования этой программы, за последние почти девять лет, обе партии сошлись на том, что легализация этой группы иммигрантов необходима. Но вообще репутация новой администрации как проиммигрантской сильно преувеличена. Создаваемый в прессе имидж демократов, которые сейчас всем раздадут документы и доступ к социальным благам, не подтверждается ни прецедентными решениями последних месяцев, ни переориентацией внутренней политики иммиграционных служб в отношении депортационных приоритетов. К сожалению, неверная и неполная информация о смысле действий, предпринимаемых нынешней президентской администрацией, ведет к увеличению нелегальных потоков с южной стороны границы. Но это не значит, что границы для них открыты – каждый месяц пограничные службы арестовывают 4-5 тысяч нелегалов при попытке пересечь границу. В феврале этого года эта цифра выросла в полтора раза. Наверное, не стоит забывать, что при предыдущем демократическом президенте, Обаме, в численном отношении было депортировано больше нелегалов, чем при Трампе. Вряд ли тем, кто нарушал в Америке закон, имеет смысл с оптимизмом ждать иммиграционной реформы.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №11 от 12 марта 2021

Заголовок в газете: Амнистия для нелегала

Новости региона

Все новости