В чем обвиняют Олесю Красилову

США огласили документы по делу россиянки

В конце февраля прошлого года на Тенерифе была арестована испанскими властями по запросу США 42-летняя россиянка Олеся Леонидовна Красилова.

США огласили документы по делу россиянки
Фото: соцсети.

Как сообщало российское Федеральное агентство новостей (ФАН), она находилась за границей в качестве переводчицы официальной делегации РФ и принимала участие в работе группы экспертов Европейской и Средиземноморской организации по карантину и защите растений по фитосанитарным мерам для картофеля. Вице-президент Международного комитета по защите прав человека Александр Ионов туманно объяснил ФАН, что «власти подозревали ее в передаче персональных данных».

Минюст США на днях обнародовал обвинительные документы по делу Красиловой, из которых явствует, что россиянка якобы продавала своему подельнику, гражданину Ирака 42-летнему Авсу Мувафаку Абдулджаббару конфиденциальные данные из досье сотен иракцев, подавших заявления на получение убежища в Америке. Красилова якобы похищала эту информацию из секретной базы данных американского Центра по оформлению беженцев, к которой она имела доступ, работая в посольстве США в Москве с августа 2011-го по февраль 2019 года.

Как утверждает федеральная прокуратура округа Колумбия, в котором слушается дело, Абдулджаббар сносился с Красиловой через их подельника, жителя Иордании 42-летнего Хайтама Ису Саадо Сада, который пересылал ей полученные от Абулджаббара списки лиц, чьи досье того интересовали. Красилова, которую ее сообщники называли «доктор», якобы похищала данные на этих лиц из американской базы и пересылала Саду по электронной почте. Абдулджаббар регулярно переводил ей деньги через американский банк. Грубо говоря, Красилова получала в районе 10 долларов за каждого кандидата на убежище, чьи данные она скачала из американской базы в Москве и переслала Абдулджаббару через Сада.

Абдулджаббар в прошлом сам подавал на убежище в США, но получил отказ. Сад с ноября 2007-го по январь 2016 года работал в американском посольстве в Аммане на должности «иммиграционного ассистента» и имел доступ к той же базе данных, что и Красилова.

В ее обязанности обычно входило оформление прошений на убежище в США, поступающих от граждан стран «бывшего советского блока», говорится в обвинительном документе. Она не занималась прошениями иракцев (за исключением периода с 26 января по 29 апреля 2016 года, когда она была в командировке в Аммане) и, соответственно, не имела права заглядывать в их досье в базе данных Центра по оформлению беженцев. Московский филиал Центра закрылся в марте 2019 года, и Красилова потеряла работу в посольстве США, а вместе с нею и доступ к базе данных.

6 февраля 2016 года, когда он у нее еще был, а Сад его лишился вместе с работой в посольстве США в Аммане, Красилова, по утверждению прокуроров, помогла иорданцу снова подключиться к базе, послав ему имейлом ссылку для соединения с нею в Интернете.

В тот же день Сад ответил ей, что ссылка не сработала. «Попробуй эту», - ответила ему по-английски Красилова и приложила другую ссылку, говорится в обвинительном документе. Два дня спустя она якобы переслала Саду имейл от штатного айтишника Центра по оформлению беженцев, содержавший две ссылки для соединения с базой из Интернета.

Прокуратура пишет, что конфиденциальная информация, содержащаяся в досье кандидатов на убежище, включает установочные данные самого просителя и его родных, сведения о военной службе, трудовой стаж, описание гонений, которым он подвергался или которых опасается, результаты его проверки спецслужбами, протоколы прошлых собеседований и вопросы, которые ему могут задать на будущих, его потенциальную опасность для нацбезопасности США и оценку его кандидатуры.

Список обвинений, предъявленных тройке сообщников, включает преступный сговор с целью обмана США (до 5 лет тюрьмы), хищение правительственных документов (до 10 лет), сговор с целью отмывания денег (до 20 лет) и компьютерное мошенничество (до 5 лет).

Абдулджаббар и Сад находятся в КПЗ, а Красилова просидела два месяца в тюрьме на Тенерифе и была отпущена на родину. Как объясняет ее освобождение ФАН, американцы не прислали в Испанию в положенный 40-дневный срок фактуру и состав обвинения по ее делу. Кроме того, ее отпустили «благодаря действиям российской стороны и гуманности испанского правительства».

«Мы рассматриваем этот случай как победу нашей дипмиссии, как прецедент, - заявил Ионов. – Видно, Испания делает шаги к нормализации двусторонних отношений с Россией». Ионов также отметил, что в Испании сейчас бушует коронавирус.

ФАН отмечает, что «положение Красиловой остается неоднозначным», поскольку «при любом выезде за границу ее снова могут арестовать по тому же запросу». Так случилось, например, с московским хакером Андреем Тюриным, который был арестован в Грузии, экстрадирован в США и приговорен в начале января к 12-летнему сроку.

«Надо добиваться прекращения преследования, - заявил после возвращения Красиловой Ионов, очевидно, не представляющий, как действует американское правосудие. – Для этого семье Красиловой придется нанять защитника, который представит ее интересы в американском суде и начнет консультации по прекращению преследования. Думаю, США должны прислушаться к стороне защиты и вынести справедливое решение».

Кроме Ионова, за освобождение Красиловой боролась член экспертного совета при уполномоченном по правам человека в РФ Мария Бутина, отсидевшая в США за нарушение закона о регистрации иностранных агентов. Она может объяснить Ионову американскую специфику.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №5 от 29 января 2021

Заголовок в газете: В чем обвиняют Олесю Красилову

Новости региона

Все новости

Популярно в соцсетях