Джо Байден: нас ждут великие дела

Вступление в должность 46-го президента США обошлось без эксцессов

Последний акт вашингтонской драмы подошел к концу. По словам бывшей сотрудницы Белого дома, четыре года назад Дональд Трамп хотел принести президентскую присягу на своей собственной книге «Искусство заключать сделки». Книгу о его пребывании в Овальном кабинете можно было бы назвать «Искусство расторгать сделки».

Вступление в должность 46-го президента США обошлось 
без эксцессов
Фото: кадр из видео.

Самоизоляция хороша для борьбы с коронавирусом, но не для единственной в мире сверхдержавы. Даже она в одиночку не справится с глобальными проблемами, а отгораживаться от них пограничной стеной значит обманывать себя.

Последние дни на президентском посту Дональд Трамп провел в вынужденном затворничестве. Его лишили даже его главного инструмента влияния – «Твиттера». Если у него и остались политические союзники, то им было не до Трампа - они спасали собственную репутацию и свое лицо. Свою репутацию он утопил сам. Разумеется, у него остались сторонники, которых можно назвать фанатами. Их много. Он имел все шансы вернуться на олимп через четыре года. И не исключено, что попытает счастья в 2024-м, если Конгресс не запретит ему. В конце концов Джо Байден - президент одного срока. Но за это время новая поросль Республиканской партии подрастет и окрепнет. Очень может быть, что он пойдет на следующие выборы третьим кандидатом от своей собственной партии. Но пока у него нет денег ни на свою партию, ни на свой телеканал, ни даже на свой бизнес. Его главный кредитор Deutsche Bank готов списать ему долг, но не готов кредитовать снова. Традиционные доноры пока не проявляют ни малейшего желания и впредь делать ставку на Трампа. Этот козырь (именно так переводится его фамилия) бит.

Свою последнюю ночь Трамп был очень занят - подписывал бумаги. И подписал их очень много. Одних указов о помиловании - 143. Кроме того, он приказал рассекретить материалы ФБР, касающиеся расследования предполагаемого предвыборного сговора его штаба с Кремлем, снял с 26 января ограничения на въезд в США из Шенгенской зоны, Великобритании, Ирландии и Бразилии (при наличии отрицательного теста на коронавирус), ограничил госзакупки беспилотников у России, Китая, Ирана и Северной Кореи и наконец самым последним указом отменил свой собственный 2017 года, запрещающий бывшим сотрудникам администрации заниматься лоббистской деятельностью в течение пяти лет после отставки.

После тяжких, надо полагать, размышлений о том, как именно съехать из Белого дома, Дональд Трамп принял решение не участвовать в инаугурации Джо Байдена. Конституция этого и не требует от уходящего президента. В этом он не оригинален. Правда, все прецеденты имели место еще в XIX веке. Пренебрег он и давней традицией приглашать перед церемонией инаугурации на чай избранного президента и его жену. Трампы освободили резиденцию, как сварливые жильцы, которых выставляют за дверь. Понятно, что все это мелочи, но американская государственность во многом держится на традиции, взаимоуважении и понятиях о чести.

Разумеется, президент-шоумен не мог скромно удалиться на покой и отказать себе в удовольствии в последний раз воспользоваться президентскими привилегиями. Чтобы не просить самолет у нового президента, 45-й вылетел с авиабазы Энэрбс на борте номер один около восьми часов утра. Вылету предшествовало прощание со всей полагающейся президенту помпой: красной ковровой дорожкой, почетным караулом четырех родов войск и артиллерийским салютом в 21 залп.

Уходящий президент не нарушил тридцатилетнюю традицию и оставил своему преемнику записку в Овальном кабинете. Содержание ее неизвестно. В «Твиттере» гуляет пародия, якобы Трамп написал: Joe, you know I won (Джо, ты знаешь, что победил я.)

В своем прощальном слове Дональд Трамп сделал акцент на своих экономических достижениях и своей заслуге в разработке вакцины от ковида: «Если бы нам не нанесла удар пандемия, у нас были бы невиданные до сих пор показатели. Они и так лучшие, чем когда-либо. И даже теперь мы сделали это во второй раз... У нас величайшая страна в мире. У нас величайшая в мире экономика... Мы сделали нечто, что на самом деле можно считать медицинским чудом. Говорили, что это чудо. Это чудо - вакцина».

В прощальной речи Трамп пообещал молиться за успехи Байдена.

Тем временем на ступенях Капитолия началась церемония инаугурации 46-го президента США. Она проходила в суровых условиях двойной угрозы: коронавируса и новых беспорядков. Поэтому Национальный молл был полностью закрыт. Вместо привычных зрителей его заполняли маленькие американские флажки. В Вашингтоне были закрыты 13 станций метро, изменены автобусные маршруты, любые массовые мероприятия запрещены на ближайшие дни. Каждый из 25 тысяч национальных гвардейцев, несущих службу в столице, прошел тщательную проверку. 12 человек были отстранены вследствие нелояльности правительству, выраженную в социальных сетях, еще 10 - по иным причинам. Трибуны выглядели непривычно безлюдными: гости инаугурации соблюдали социальную дистанцию. А кроме того, часть приглашенных не почтила церемонию своим присутствием, сославшись на благовидный предлог. Из четырех здравствующих президентов отсутствовал по состоянию здоровья 96-летний Джимми Картер. Присутствовали вице-президент Майкл Пенс и лидер республиканцев в Сенате Митч Макконнелл.

Инаугурационная речь Джо Байдена носила примирительный характер. Он ни разу не упомянул своего предшественника, каждой фразой демонстрируя возвращение к этическим нормам, существовавшим в Вашингтоне до избрания Трампа.

«Это день Америки. Это день демократии. День истории и надежды, обновления и решимости. На протяжении веков Америка снова и снова проходила через тяжкие испытания и одерживала верх над вызовами. Сегодня мы празднуем не победу кандидата, а победу демократии. Воля народа была услышана. И воля народа не осталась без внимания. Мы снова узнали, что демократия представляет ценность, что демократия хрупка, и в этот час, друзья мои, она восторжествовала». Чуть позднее он добавил: «Мы способны на великие дела».

Сенат во вторник начал слушания по утверждению ключевых назначений в кабинет Джо Байдена. В среду приведены к присяге три новых члена верхней палаты: избранные в Джорджии демократы Рафаэль Уорнок и Джон Оссофф и назначенный на место Камалы Харрис Алекс Падилья. Тем самым число демократов в Сенате сравнялось с республиканцами - 50 на 50, но поскольку вице-президент по Конституции - председатель Сената, то ее 51-й голос делает демократов партией большинства. Таким образом, Демократическая партия контролирует теперь не только исполнительную власть, но и обе палаты Конгресса. Противовесом ей остается лишь Верховный суд.

Вашингтон в день инаугурации был по большей части безлюдным. По всей стране власти усилили меры безопасности, но о серьезных инцидентах не сообщалось, только об отдельных разрозненных арестах. Незадолго до церемонии в Верховный суд поступило сообщение о заложенной в его здание бомбе. Здание проверили, но не эвакуировали. Никакой бомбы не нашли. Члены Верховного суда находились на церемонии, а его председатель Джон Робертс приводил к присяге Джо Байдена.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №4 от 22 января 2021

Заголовок в газете: Пост сдал – пост принял

Новости региона

Все новости