Американский союз гражданских свобод обеспокоен разгулом цензуры в США

Флагманы высоких технологий — против консерваторов

Если бы Крылов писал свою басню сегодня, он бы вообще заткнул вороне горло. Чтобы сыр ей вовсе не достался. И чтобы не каркала.

Флагманы высоких технологий — против консерваторов
Фото: Pixabay.

6 января по следам волнений на Капитолийском холме Facebook и Twitter заблокировали у себя аккаунты Трампа. Дабы воспрепятствовать, как было заявлено, распространению текстовых и видеоматерилов, подрывающих выборную систему в Америке и подстрекающих население к насилию. Блокировка изначально была временной сроком на 12 часов. Причем президент был предупрежден, что если он не удалит несколько твитов, включая видеоролик, которые в очередной раз «нарушают политику компании», то его забанят уже на постоянной основе. Организаторы сайтов — властителей дум не могут простить президенту призывы отнять у них юридическую защиту от судебных исков по статье о клевете.

Несколько записей, которые президент попытался сделать на другом своем частном аккаунте в Twitter, тут же были стерты, аккаунт, принадлежащий избирательному штабу президента, - подвешен; такое полагается наказание за попытку обойти временный запрет. Кроме того, радетели конституционного строя (за минусом 1-й поправки) забанили аккаунты видных консерваторов, работающих на Трампа, в частности, генерала Майкла Флинна и юриста Сидни Пауэлл; кислород в соцсетях был перекрыт известным прореспубликанским комментаторам Байрону Йорку из Washington Examiner и Брету Юму из FoxNews, звезде Голливуда Джеймсу Вуду, правозащитнику Тому Фиттону из Judicial Watch. Вынужденно замолчали множество других менее громких голосов в лагере правых. Забанен сайт движения Walkaway, представляющего тех, кто разочаровался в левых идеях и примкнул к правым. Людей, которые, используя модный политический жаргон, наглотались «красных таблеток», red-pilled. СNN дошел до того, что запустил кампанию по выдворению из пространства кабельного телевидения своей Немезиды FoxNews. Да и Newsmax в придачу. Авиакомпания Delta сняла с рейса парочку пассажиров, тихо между собой выражавших протрамповские взгляды. Протрамповские журналисты Элайджа Шейффер и Карлин Борисенко были помещены федеральным правительством в список лиц, которым как предполагаемым террористам закрыт доступ на борт пассажирских авиалайнеров. Группа сенаторов-демократов хотела поместить в тот же проскрипционный список коллег-республиканцев Круза и Холли, ставивших под сомнение результаты президентских выборов в ряде штатов и тем самым якобы содействовавших вспышке насилия.

По какой-то причине Трамп не стал постить свои комментарии на аккаунте Белого дома и не созвал пресс-конференцию, чтобы привлечь внимание к зажиму общественной дискуссии.

До выборов соцсети подыгрывали демократам, тормозя продвижение неугодной им информации, например о проделках Хантера Байдена в Украине и Китае. Или о рисках заочного голосования. Не подлежащими распространению были также признаны сведения о высокой степени защищенности маленьких детей от ковида. Сразу же после выборов соцсети, включая YouTube, попали под сильное давление левых, желавших заглушить публичное выражение сомнений относительно честности избирательной процедуры; репрессии, обрушенные на правых после 6 января, стали лишь кульминацией долгосрочного тренда. В контексте победы левых на важнейших фронтах - Белый дом плюс обе палаты Конгресса - Facebook, Twitter и Google, владеющему YouTube, стало еще труднее противостоять заявлениям, будто они попустительствовали беспорядкам в Вашингтоне. Опасения новых налогов и резкого ужесточения госрегулирования подвигли Марка Цукерберга и Джека Дорси на карательные меры против правых. При этом кровожадные человеконенавистнические сайты от Латинской Америки до Ирана и Ближнего Востока, тиражирующие мракобесные расистские бредни и призывы к геноциду, продолжают спокойно функционировать в обеих сетях.

К флагманам присоединилась сеть Snapchat, которая забанила Трампа на неопределенный срок, распознав в обращениях президента к сподвижникам «расистский подтекст». Подстроилась под тренд и платформа онлайновой торговли Shopify, ибо устав запрещает ей «сотрудничество с физическими и юридическими лицами, разжигающими насилие», а Trump Organization и избирательный штаб Трампа как раз в этом как будто и повинны.

7 января Twitter, тем не менее, восстановил Трампа после того, как он удалил три «предосудительных» записи. Трамп, сбросив оковы, первым делом разместил видео с критикой насилия и констатировал в общих чертах, не называя имен, факт грядущей смены администраций в Вашингтоне.

Однако в тот же день Цукерберг отреагировал на критику, что Facebook не в состоянии отфильтровывать контент, чреватый риском насилия, и объявил, что банит Трампа минимум на 2 недели, вплоть до инаугурации Байдена, назначенной на 20-е число. Бан распространяется и на принадлежащее Facebook приложение Instagram.

8-го числа, в пятницу, Twitter, напуганный, надо полагать, примером Facebook (и своими собственными левыми сотрудниками), окончательно прогнулся, дал задний ход и полностью удалил аккаунт Трампа. В понедельник акции Twitter упали на 12% в предположении массового оттока пользователей, возмущенных запретительными мерами; у одного Трампа на Twitter было 88 млн фолловеров, что составляет примерно половину суточного трафика.

Базирующаяся в либертарианском Лас-Вегасе соцсеть Parler в темпе вальса превращалась в альтернативу Facebook и Twitter, особенно после того, как оттуда выпроводили Трампа, поэтому и ее не пощадили левые олигополисты: Amazon отказал ей в облачном хостинге, то есть отнял у компании онлайновый склад хранения данных; даже если Parler найдет другого провайдера, то наткнется на рогатину, которую выставил Apple, заблокировавший установку ее приложения на свои мобильные телефоны. В той же упряжке и Google. Флагманы обвиняют Parler в неадекватном модерировании контента, «пропагандирующего нацистские взгляды». Владелец Parler Джон Мейтс заявил «Уолл-стрит джорнэл», что удвоил штат модераторов, которые проверяют посты на наличие призывов к насилию и удаляют их. Правда, в минимальном объеме, только самые одиозные. Однако минимальный, по убеждению обвинителей, и есть неадекватный.

Parler тем часом подал в суд на Amazon. «Нас обвиняют в том, что мы способствовали кровопролитию в Вашингтоне, но у нас на сайте вообще нет опции, которая облегчала бы пользователям координацию своих действий. Если какая-то координация и имела место, то только на Facebook», - говорится в исковом заявлении. Кстати, у Джона Мейтса жена русская, точнее — татарка. Красивая женщина. Да и сам он далеко не урод. Поженились они в Казани три года назад. Мать жены награждена знаком «Почетный строитель России». Любители конспирологии тут могут начать «гулять по буфету».

Говоря о России. Некоторые консерваторы, подвергшиеся травле, уходят в относительно свободную российскую соцсеть Telegram. За 3 дня к ней присоединилось 25 млн новых пользователей. Другие открывают старомодно выглядящие собственные сайты и устраивают на них дискуссионные форумы.

Известные консерваторы Никки Хейли, бывший постпред США в ООН, и Ньют Гингрич, бывший спикер Палаты представителей, осудили репрессии, обрушенные флагманами на идейных и коммерческих оппонентов. Хейли сравнила их с китайскими автократами, подавляющими голоса диссидентов в Тибете и Гонконге. «То, что Марк Цукерберг и Джек Дорси, которые не получили ни одного голоса на выборах президента, в состоянии удалить из общественного дискурса Дональда Трампа, получившего 74 млн голосов, не на шутку испугало американцев», - написал Гингрич. Конгрессмен-республиканец считает целесообразным привлечь цензоров к ответственности по статье «рэкетирство», которое предполагает преступный сговор с целью уничтожения конкурента.

Даже недружественный правым «Американский союз гражданских свобод» (ACLU) выразил беспокойство по поводу разгула цензуры, запущенного гигантами IT. В абсолютно не свойственном ему сегодня неполиткорректном ключе Союз предостерегает от зажима мнений оппозиции, «особенно в обстановке, когда подобный зажим легко получит одобрение конъюнктурно настроенного сегмента общества».

Считается, что только государство может попрать гарантированную 1-й поправкой свободу слова. До появления левиафанов IT это было именно так. Администрация Байдена, вероятно, продолжит разборки с левиафанами в судах, но только в связи с предполагаемыми нарушениями ими антимонопольного законодательства. Но никак не 1-й поправки. И что будет, если теперь Amazon по наущению левых вознамерится обанкротить продавцов оружия и откажется предоставлять им услуги облачного хостинга, как было сделано с Parler?

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №3 от 15 января 2021

Заголовок в газете: В начале было слово

Новости региона

Все новости