Республиканцы проиграли битву за Сенат

Оба кандидата GOP в Джорджии уступили места в конгрессе соперникам

«Думы о Джорджии». Так назвал свой хит великий Рэй Чарльз. Вторая строчка в песне звучит сегодня необыкновенно актуально: No peace I find, «Думы о Джорджии не вселяют в меня спокойствия».

Оба кандидата GOP в Джорджии уступили места в конгрессе соперникам
Фото: Pixabay.

Демократы одержали победу на состоявшихся во вторник довыборах в Сенат в Джорджии, штате, который еще совсем недавно был гарантированно прореспубликанским. Последние результаты доказывают, что и успех Байдена в Джорджии был совершенно не случайным.

Демографический сдвиг, произошедший в «Персиковом штате» за рекордно короткое время, радикально поменял состав электората. Электорат изменился и под влиянием активной агитации, которую проводили среди прежде пассивной части негритянских избирателей политики-афроамериканцы вроде Стейси Абрамс; 92% темнокожих проголосовали на довыборах за демократов. Впрочем, и кандидаты со стороны GOP были на сей раз не ахти какие. Особенно Келли Лоффлер, которая обрела свой нынешний мандат в верхней палате, как говорится, не в честной политической борьбе, а вследствие временного назначения губернатором взамен другого сенатора-республиканца, сложившего с себя полномочия в конце 2019 г. по состоянию здоровья. Лоффлер, как и Трамп, пришла в политику из мира большого бизнеса, но президент был против ее назначения. Остается только гадать, как бы выступил на месте «местодержательницы» трамповский протеже.

Помимо всего прочего, победители Рафаэль Уорнак и Джон Оссофф принадлежат не к умеренному крылу Демпартии, а к леворадикальному. Как и помянутая выше Стейси Абрамс. Что делает ожидаемое поражение республиканцев в «цитадели южного консерватизма» еще более поразительным. Абрамс, кстати, тоже была близка к успеху в последней битве за губернаторство в Джорджии. Верно, республиканцы Лоффлер и Пердю отстали от победителей минимально, но это нисколько не умаляет глубинные перемены, происходящие на Юге. Верно, Лоффлер и Пердю были замешаны в сомнительных инсайдерских сделках с ценными бумагами, но нельзя сказать, что деловая и личная репутация Оссоффа и Уорнака чиста как стеклышко: первый крутит подозрительные дела с китайцами, второй тиранит бывшую жену. И заодно на чем свет стоит поносит «американский империализм» и «американский культ белизны». Мейнстримовские СМИ по обыкновению дружно подыгрывали своим, затушевывая одиозные взгляды и поведение претендентов-демократов.

Навредил ли Трамп Лоффлер и Пердю, сказать трудно, но явно не помог. Согласно экзитполам, 63% тех, кто причисляет себя к центристам, солидаризовались с Уорнаком; это явный признак переноса на всю партию личной ненависти к ее лидеру. Мало того, Трамп рассорился с высокопоставленными однопартийцами в Джорджии, привел в смятение руководство GOP своим неожиданным выпадом против соглашения по стимуляционному экономическому пакету, заключенному с демократами, постоянно твердил о «нечестной» избирательной системе, что могло отбить у «персиковых» республиканцев желание голосовать. На предвыборных митингах в Джорджии Трамп говорил больше о себе, чем о главных действующих лицах Лоффлер и Пердю. О том, что Трамп мог подавить республиканскую явку в Джорджии, прямо высказываются известные правые, в том числе член нижней палаты Конгресса от Техаса Матт Маковик и политический комментатор Эрик Эриксон. Неявка на избирательные участки была призвана, по мнению адептов бойкота, наказать тех, кто не поддержал протесты Трампа против «украденных выборов».

Лидер демократов в Сенате Чак Шумер обещал, что если «ослы» выиграют Джорджию, то они «трансформируют Америку». В их повестке — упразднение Коллегии выборщиков, расширение состава Верховного суда, наделение округа Колумбия и Пуэрто-Рико статусом штатов с представительством в обеих палатах Конгресса. Нельзя исключить, что демократы на практике превратят Америку в однопартийное государство.

Напрямую Коллегия выборщиков может быть ликвидирована как институция только путем принятия конституционной поправки. Поправка должна быть предложена двумя третями членов обеих палат Конгресса или двумя третями штатов и ратифицирована тремя четвертями штатных легислатур. Этот сценарий даже при господстве Демпартии в Вашингтоне выглядит маловероятным. Альтернативный окольный путь, выбранный демократами, связан с кампанией «National Popular Vote». Ее цель — принятие федерального закона, согласно которому выборщики в каждом штате отдают свои голоса не за кандидата в президенты, который завоевал там большинство, как сейчас, а за того, кто завоевал большинство по стране в целом. Закон будет принят, как только его поддержат штаты, располагающие суммарно 270 голосами выборщиков. На сегодня в активе кампании 16 штатов со 196 голосами выборщиков. Этот способ покончить, по сути, с Коллегией выборщиков представляется более реалистичным, чем вариант с конституционной поправкой.

В плане экономики аналитики не усматривают ничего катастрофического в результате «отжима» демократами «Персикового штата». Уточним: ничего катастрофического в краткосрочном плане. Положительная инерция в системе по-прежнему достаточно сильна. Наоборот, согласно прогнозу оракулов из Goldman Sachs, экономику еще больше оживит вероятное увеличение стимуляционного пакета дополнительно на $600 млрд, которое продвигают Пелоси и Шумер. Крупное финансирование должны, в частности, получить проекты модернизации транспортной инфраструктуры. Симптоматично, что уже в среду, на следующий день после выборов, акции компаний, торгующих марихуаной, пошли вверх в предположении либерализации на федеральном уровне законодательства, регламентирующего коммерческий оборот зелья. Приподнялись также акции компаний, ориентированных на разработку «зеленых» источников энергии.

Более чутким барометром среднесрочных перемен к худшему в экономике, которых можно ждать от завоевания демократами Сената, является, наверное, падение котировок высокотехнологичных компаний, которые, невзирая на явные симпатии к Демпартии, опасаются увеличения налогов и, главное, резкого ужесточения законодательства, регулирующего их деятельность, вплоть до разукрупнения. Флагманы высоких технологий одновременно любят и страшатся демократов, что видно хотя бы из того, что Oracle, Hewlett-Packard, Apple, Google, Palantir, зародившиеся в «Кремниевой долине», уже перенесли или переносят штаб-квартиры из левацкой Калифорнии в Неваду, Колорадо, Техас. В Остин, между прочим, перебрался и глава «Теслы» Илон Маск.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №2 от 8 января 2021

Заголовок в газете: Georgia on My Mind

Новости региона

Все новости

Популярно в соцсетях